Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Разделы: История и обществознание, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 6


Предмет: история.

Класс: 6

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о развитие Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII века, выявление причин и последствий политической раздробленности.

Задачи:

обучающие

  • Формировать знания о причинах политической раздробленности Древнерусского государства;
  • Узнать основные уделы, образовавшиеся в период политической раздробленности;
  • Выяснить положительные и отрицательные последствия политической раздробленности. 

развивающие:

  • Способствовать развитию критического мышления учащихся;
  • Формировать умения анализировать и делать выводы;
  • Содействовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательные:

  • Способствовать формированию информационной культуры;
  • Развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга;
  • Продолжить формирование чувства уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю;
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
  • Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о политической раздробленности; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии основных уделов; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.
  • Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Личностные УУД:

  • Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.
  • Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Определение темы и задач урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок – урок, на котором вы сами поставите перед собой задачи, поработаете и сделайте выводы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карты (учебник: История России. 6 класс.В 2 Ч. Ч.1 /Под ред. А.В.Торкунова М.: Просвещение, 2016). Какие вы видите изменения территории древнерусского государства с X по XII вв? Когда это происходит? Как это называется? Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель: 1054 г. — смерть Ярослава Мудрого; раздел земель между сыновьями на уделы: Изяслав — Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль. Удел – надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.  Найдите эти города на карте. 

Учитель: Как вы думаете, сохраняется ли при этом единство Руси? Что способствовало сохранению единства на Руси? (завещание Ярослава, «Русская Правда», христианство). Что угрожало единству Руси? (усобицы, отсутствие единой власти, ликвидация набегов кочевников).

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать? 

Учащиеся самостоятельно выводят задачи урока: Как жили сыновья Ярослава после его смерти; выявление причин и последствий политической раздробленности. 

3. Изучение нового материала

1.

Учитель:  Первое время после смерти Ярослава его сыновья правили согласно его заветам. Даже создали новый свод законов — Правду Ярославичей, где предусматривалось наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь княжеских людей. Но каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их. 

1068 год — крупный поход половцев на Русь, разгром русской рати (войско) на р. Альте.

Изяслав отказался выполнять требование киевского веча и был изгнан из Киева.  Начинается новый виток борьбы за Киевский престол — княжеские усобицы. В 1078 году Всеволод становится киевским князем, а затем после его смерти в 1093 году князем в Киеве по старшинству становится сын Изяслава Святополк. 

Учитель: Какие действия должны предпринять были князья, чтобы обезопасить себя от набегов половцев?

Учащиеся: объединить свои силы и решить эту проблему.

Учитель:  В 1097 году по инициативе князя Владимира Мономаха, который княжил в Переяславле, уже внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. 

Что же решили князья на Любеческом съезде?

2. Работа в парах.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам сейчас нужно будет поработать в парах с фрагментом из исторического источника: Хрущов И.П. Владимир Мономах, великий князь киевский, правнук Владимира Святого и его завещание. СПб, 1888. (Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, https://www.prlib.ru/).

3. Представление результатов работы учащихся.

Дата проведения съезда - 1097г.

Инициатор созыва съезда - Владимир Мономах.

Решения съезда:

  1. вернуться к границам княжеств, их отцами установленным;
  2. наказывать тех, кто тот договор нарушит. Клялись на на православном кресте и по-братски целовались;
  3. приняли правило: «Каждый да держит вотчину свою»;
  4. прекратить усобицы, новый порядок организации власти.

Значение съезда: Закрепляло раздел на Руси, объединение сил против половцев.

Учитель: Таким образом, Любеческий съезд закреплял принцип разделения Русской земли на отдельные княжества. 

4. Правление Владимира Мономаха

Учитель: В 1113 г. умер князь Святополк. Он не пользовался уважением у киевлян. При нём в должниках у ростовщиков оказалось много и знатных и незнатных людей. В Киеве начались беспорядки и киевляне пригласили князем Владимира Мономаха (1113–1125гг.). Как вы думаете, почему? Что сделал Владимир Мономах для Руси во время княжения в Киеве?

Владимир Мономах дал Руси новый свод законов «Устав Владимира Всеволодовича». Что же он содержал? (Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, https://www.prlib.ru/) (работа с источником)

Ответы учащихся:

  1. Запрет на превращение свободных людей в холопы.
  2. Ограничение власти ростовщиков.
  3. Право уходить закупу от господина для заработка, чтобы выплатить долг.

Итак, Владимир Мономах подчинил своей власти всех русских князей и посадил своих сыновей по крупным русским городам.

В 1111 и 1116 гг. он организовал успешные походы против половцев, после чего на южных границах Руси установилось относительное спокойствие.

Перед смертью он оставил своим детям завещание «Поучение Владимира Мономаха детям», наказывая жить мирно без усобиц.

5. Закрепление изученного материала

6. Подведение итогов работы

Учитель: Но после его смерти и смерти его сына Мстислава вновь начались раздоры русских князей. В середине XII века Русь раскололась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Началась феодальная раздробленность.

Феодальная раздробленность – распад государства на мелкие, во главе которых стоят феодалы (князья). Кто такие феодалы?  Как вы думаете, почему же князья не объединились, а решили жить отдельно друг от друга, каждый сам за себя?

Домашнее задание. § 8, вопр. с. 68

Творческое задание на выбор:

  • подготовка сообщения о политической раздробленности на Руси;
  • найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов;
  • составить кроссворд на тему: “Правление Владимира Мономаха”.