Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты: программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - молодые защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
3. Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
- Расширять представления детей об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы - дети Земли» - часть природы.
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.
- Способствовать развитию у детей внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
- - Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.
4. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
5. Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2019 г. - март 2021 г.
6. Тип проекта: природоохранный, социально-образовательный, экологический.
7. Подготовка проекта:
- Определение темы проекта: Каково значение экологического воспитания детей? Как сформировать у ребенка осознано-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
- Определение форм работы с детьми, постановка задач.
- Организация и пополнение уголка природы.
- Подбор информации для родителей, направленных на формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе.
- Определение форм работы с семьей, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
- Разработка конспектов занятий с детьми.
- Изготовление лэпбуков, альбомов, фотоальбомов, поделок, рисунков.
8. Мероприятия проекта
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Количество участников |
1. |
Оформление стенда «Эколята - Дошколята» в ДОУ |
Ноябрь |
Воспитатели |
2. |
Изготовление эмблемы и галстуков |
Ноябрь |
27 семей |
3. |
Центр дополнительного образования Конкурс «Игрушка для Ёлки Эколят» в рамках всероссийской акции «Россия - территория Эколят - Молодых защитников Природы»
|
Январь - февраль |
8 семей |
4. |
Муниципальный этап областной экологической акции «Птицеград» |
Март - апрель |
1 семья |
5. |
Изготовление Лэпбука «Комнатные растения», «Дикие животные», альбома «Зимующие птицы», д/игра «Береги живое» и др. |
Март - апрель |
15 детей, воспитатели |
6. |
«Эколята - друзья и защитники первоцветов», Муниципальный этап областной экологической акции «Сохраним первоцветы Кузбасса» |
Апрель |
1 ребенок |
7. |
Уход за огородом и клумбой на своем участке «Посадили огород, посмотрите что растет! Будем мы ухаживать, будем поливать, будем за росточками дружно наблюдать» |
Май - сентябрь |
27 детей |
8. Изготовление «Красной книги», «Сохраним растения Кузбасса» |
Июнь - июль |
Воспитатели, дети |
|
9. |
Фотовыставка «Природа и мы» |
Август |
24 семьи |
10. |
Конкурс поделок «Дары природы» |
Сентябрь |
8 семей |
11. |
Акция «Посади дерево» |
Сентябрь |
2 семьи |
12. |
Осенний праздник «Дары природы» |
Октябрь |
18 детей |
13. |
Экологическая викторина
|
Октябрь |
20 детей |
14. |
Акции «Каждой пичужке - кормушка»; «Покормите птиц зимой» |
Октябрь - ноябрь |
8 семей |
15. |
Изготовление поделок из природного материала (скорлупа грецкого ореха, еловые и сосновые шишки): «Символ России - Медведь»; насекомые |
Октябрь |
15 детей |
16. |
Фото - репортаж «Мой домашний питомец» |
Ноябрь |
25 детей |
17. |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Знатоки природы» |
Ноябрь |
12 детей |
18. |
Конкурс рисунков «Эколята - защитники природы» |
Декабрь |
24 ребенка |
19. |
Посадка семян и выращивание «Огород на окне» |
Март |
27 детей |
20. |
Конкурс листовок «Встречаем пернатых друзей!» |
Март |
3 ребенка |
21. |
Акция «Сохраним дерево» |
Май |
27 семей |
22. |
Выступление на педсовете «Эколята - молодые защитники природы» с презентацией «Эколята - молодые защитники природы» для педагогов ДОУ |
Май |
Воспитатели |
9. Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на итоговом педсовете.
10. Формы предъявления результатов проекта:
- Рисунки детей «Сохраним первоцветы Кузбасса», «Эколята - защитники природы».
- Игрушки для Елки Эколят.
- Лэпбук «Дикие животные», «Комнатные растения».
- Альбомы «Птицы нашего края», «Зимующие птицы», «Сохраним растения Кузбасса», «Красная книга Кузбасса».
- Фотоальбом «Природа Родного края».
- Поделки из природного материала «Символ России - медведь», насекомые, «Дары природы».
- Листовки «Встречаем пернатых друзей», кормушки.
- Презентация итогов проекта.
11. Предполагаемые результаты деятельности проекта
В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется богатый внутренний мир и система ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, внутренняя потребность любви к природе и, как следствие, бережное к ней отношение. Дети будут осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Благодаря совместной деятельности с родителями получится вырастить и воспитать у детей потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды, бережное отношение к объектам окружающего мира. Родители же, в свою очередь, повысят и свой уровень экологической культуры, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней, а также формирования нового экологического мышления «Мы - дети Земли» - часть природы.
12. Планирование и организация деятельности проекта
Работа педагогов
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1.Подбор художественной литературы по теме проекта. |
1.Прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию. |
1.Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». |
2.Организация РППС группы в рамках реализации проекта. |
2.Праздничное мероприятие с участием героев - Эколят «Я - Эколёнок, защитник природы!». Просмотр мультфильма «Эколята - молодые защитники природы». |
2.Изготовление галстуков и эмблем. |
3.Создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах, природе по теме проекта. |
3.Выставка осенних поделок «Дары природы». |
3.Акция «Посади деревце». |
4.Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», оформление стенда. |
4.Посадка комнатных растений для подарка ко Дню матери. |
4.РППС участка, трудовой десант «Листопад». |
5.Разработка конспектов праздников, викторин, тематических бесед, сюжетно-ролевых игр. |
5.Тематические беседы, занятия, викторина: «Что? Где? Когда? на тему «Знатоки природы», «Дары осени»,
|
5.Участие в фотовыставках: «Как я провел лето», «Мой любимый питомец», «Мой любимый город», тематических выставках. |
6.Изготовление дидактических игр (кубик) «Береги живое» «Кто, где живет?», «Угадай, чей след?»,
|
6.Изготовление поделок из природного материала. |
6.Консультация «Прикоснись к природе сердцем». |
7.Разработка информационного материала для родителей (брошюры, памятки, консультации и т.д.). |
7.Проведение фотовыставок «Как я провел лето», «Мой любимый питомец», «Природа родного края», «Мой любимый город». |
7.Мастер-класс «Изготовление поделок из природного материала». |
8.Презентация итогов проекта. |
8.Кормление птиц на участке и наблюдение за птицами с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, с занесением в «Дневники наблюдения». |
8.Акции «Каждой пичужке - кормушка»; «Покормите птиц зимой», «Птицеград». |
9.Ознакомление с пословицами, стихами, загадками по теме проекта. |
9.РППС участка, трудовой десант (уборка снега). |
|
10.Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде. |
10.Совместное создание в группе огорода. |
|
11.Изготовление «Красной книги», «Сохраним растения Кузбасса», лэпбуков «Комнатные растения», «Дикие животные», альбомов, фотоальбомов |
11.Областная акция «Сохраним первоцветы Кузбасса». |
|
12.Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада). |
12.Изготовление атрибутов ко Дню Земли. |
|
13.Дидактические игры: «Береги живое», «Кто, где живет?», «Угадай, чей след?», «Путешествие капельки», «Что где растет?», «Вершки и корешки», «Найди и назови пару», «Деревья и листья». |
13.Акция «Сохраним дерево». |
|
14.Совместное создание огорода на окне. |
13. Анализ результатов проекта
Во время реализации данного проекта приняли участие дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения.
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Эколята - молодые защитники природы».
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему природному миру.
Литература
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.
- Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т.А.// Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
- Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
- Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23-27.
- Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
- Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013.-208 с.
- От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012.-174 с.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.