Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложное предложение». Тема высказывания: «МХАТ»

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сложное предложение


Цели урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.

Эпиграф:

«Если бы смысл театра был только
в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы
класть в него столько труда.
Но театр есть искусство
отражать жизнь»
К.Станиславский

Ход урока

I. Словарный диктант

Учащиеся записывают слова в тематические словари, выяснив значение слов и правописание.

Премьера-первое представление театральной пьесы; мизансцена-размещение актёров и сценической постановки в разные моменты исполнения пьесы; авансцена-передняя часть сцены; рампа - низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену; антракт - 1) краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, 2) небольшое музыкальное произведение для исполнения между действиями пьесы; режиссёр - художественный организатор, руководитель театральной, кинематографической постановки; суфлировать- подсказывать актёрам слова роли во время представления.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение»

Повторение теоретических сведений о сложных предложениях, правила постановки знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном сложном   предложении. Каждое правило подкрепляется примером

III. Закрепление

1) Пунктуационный анализ предложений. 

Обучающиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, спроецированных на экран.

«(1)Душой, совестью, сердцем и вождем театра был Станиславский. (2)В Немировиче-Данченко чтили ум, организаторский талант, образованность и то, что он был писателем. (3)Это последнее его качество особенно импонировало Станиславскому, который в делах литературных во всем уступал своему соратнику» (А.Серебров. Время и люди).

  • Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, осложнено косвенными дополнениями.
  • Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. (1. простое, односоставное, определённо-личное, полное, распространённое, осложнено  прямыми дополнениями. 2. простое, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено).
  • Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное с придаточным определительным (1. простое, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено. 2. простое, двусоставное, полное, распространённое, не осложнено).

2) Работа с тестовыми заданиями.

Из статьи «Рождение театра» В.И.Немировича-Данченко

«1.Несмотря на то, что о встрече со Станиславским рассказывалось в печати так много и часто, любители театра все еще сохранили к ней какой-то романтический интерес. 2…Как началась наша беседа, я, разумеется, не помню. 3.Так как я был ее инициатором, то, вероятно, я рассказал обо всех моих театральных неудовлетворенностях, раскрыл мечты о театре с новыми задачами и предложил приступить к созданию такого театра, составив труппу из лучших любителей его кружка и наиболее даровитых моих учеников. 4.Точно он ждал, что вот придет к нему такой человек, как я, и скажет все слова, какие он сам давно уже имел наготове. 5.Беседа завязалась сразу с необыкновенной искренностью. 6.Общий тон был схвачен без всяких колебаний. 7.Наши программы или сливались, или дополняли одна другую, но нигде не сталкивались в противоречиях. 8. Вся наша беседа заключалась в том, что мы определяли, договаривались и утверждали новые законы театра, и уж только из этих новых законов вырисовывались наши роли в нем. 9. Разрабатывать план во всех подробностях было нетрудно, потому что организационные формы в старом театре до того обветшали, что словно сами просились на замену новым. 10…Отношение к публике было одним из крупных вопросов нашей беседы. 11. В принципе нам хотелось поставить дело так, чтобы публика не только не считала себя в театре „хозяином“, но чувствовала себя счастливой и благодарной за то, что ее пустили, хотя она и платит деньги.

1. Из предложений 1 – 3 выпишите контекстные синонимы. (даровитые ученики-любители кружка)

2. Из предложений 3-6 выпишите слово (слова) с орфограммой «Н и НН всуффиксах страдательных причастий прошедшего времени». (схвачен)
3. Среди предложений 7 – 11 найдите сложное (ые) предложение(я), в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.(9,11)

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.(3)

5. Из предложений 3–6 выпишите вводное слово.(3)

6. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы)стоять запятая(-ые) в сложном предложении.(1,2,3,5,6)

Разрабатывать план во всех подробностях было нетрудно1 потому что организационные формы в старом театре до того обветшали 2 что словно сами просились на замену новым.
… В принципе нам хотелось поставить дело так 3 чтобы публика не только не считала себя в театре „хозяином“4 но чувствовала себя счастливой и благодарной за то 5 что ее пустили 6 хотя она и платит деньги.

3) Цифровой диктант.

Обозначить цифрами предложения:

  • Сложноподчинённое с придаточным изъяснительным – 1
  • Бессоюзное сложное предложение – 2
  • Сложное с разными видами связи: подчинением и сочинением. 3
  • Простое предложение – 4

1.Мои биографы находят, что я был влюблен в Чехова, и отсюда постановка «Чайки» в Художественном театре, – пьесы, не имевшей никакого успеха за два года перед этим в Петербурге на казенной сцене в исполнении великолепных актеров.(3)

2.А критики Художественного театра настаивают, что его история только хронологически начинается с первого представления «Царя Федора», а,по существу, началом надо считать «Чайку». (3)

3.Наконец, мой биограф Юрий Соболев утверждает, что воля всей моей жизни была направлена к единой цели: к созданию Художественного театр. 4.Таким образом, между всей моей работой в литературе и театре, моим влюбленным отношением к творчеству Чехова и созданием Художественного театра устанавливается глубокая внутренняя связь.

Ответ: 3314

4) Творческие задания.

Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.

К.С.Станиславский разработал теорию театральной драматургии, основанную на реалистической работе актера. (К.С.Станиславский разработал теорию театральной драматургии, которая основывается на реалистической работе актера.)

Станиславский первый поднял вопрос о раскрытии психологического портрета  в драматургии, отвергая чрезмерную жестикуляцию и переигрывания. Станиславский, который отвергал чрезмерную жестикуляцию и переигрывания, первый поднял вопрос о раскрытии психологического портрета в драматургии.

Свои высказывания и творческие находки он записывал в книжечку, пока не сложилась целая система образования, в дальнейшем названная «Системой Станиславского». (Свои высказывания и творческие находки он записывал в книжечку, пока не сложилась целая система образования, которая стала называться «Системой Станиславского».)

Составьте предложения, соответствующие характеристикам.

1.Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложненное.

Система Станиславского стала образцом театрального образования не только в России, но и мире.

2.Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

Актер должен говорить на сцене так, как говорит в жизни

3.Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной подчинительной и бессоюзной связью.

Станиславский смотрел на игру актеров с точки зрения публики и, если чувствовал, что публика не поверит в реалистичность образа, говорил: «Не верю».

6. Итог урока

7. Разноуровневое домашнее задание

1-й уровень. Подберите как можно больше эпитетов к слову театр. Составьте 5 СП, определите вид СП.

2-й уровень. Выпишите пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор).

3-й уровень. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.

Театр - яркий, завораживающий праздник! Эмоции. Парадность. Торжественность и величие. Театр - это неповторимость и превосходство! Ни один вид искусства не включает в себя всё то, что есть в театре.