Взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников

Разделы: Классное руководство, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Однако, в том числе благодаря взаимодействию учителя-предметника и классного руководителя строиться наша деятельность. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, ошибки, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.

Поэтому перед решением нашего сегодняшнего вопроса стоят достаточно сложные задачи:

  • актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии классных руководителей и учителей предметников,
  • содействовать формированию своеобразной профессиональной конвенции (договора) педагогов школы о порядке взаимодействия в системе «классный руководитель – учителя предметники»,
  • скорректировать сложившиеся практики работы по взаимодействию учителей-предметников и классных руководителей.

Каждый день мы взаимодействуем друг с другом и трудно рассказать про наше взаимодействие что то новое, однако, некоторые теоретические основы  такого взаимодействия я постараюсь Вам напомнить:

Функции классного руководителя:

  • Обеспечение жизни и здоровья обучающихся;
  • Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями;
  • Содействие освоению школьниками образовательных программ;
  • Воспитание у обучающихся патриотических чувств;
  • Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения;
  • Развитие социальной компетентности учащихся;
  • Программирование воспитательной работы с классом;
  • Профилактическая работа;

В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:

  • взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
  • взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
  • заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
  • совместный поиск путей  решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
  • совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
  • совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.

Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.

Оно необходимо для:

  • Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
  • Содействия при контакте с родителями учащихся;
  • Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

1) знакомство с требованиями  к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;

2) изучение стиля, методов  и приемов  работы своих коллег с учащимися, выявление   успехов, проблем, достижений, эффективных способов  работы учителей со школьниками и родителями.

В то же время кл. рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

3) посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

4) мини-совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны  получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.

5) приглашение учителей-предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями-предметниками,

6) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.

Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.

7) подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.

Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,

8) обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.

Готовясь к сегодняшнему педсовету мы проведи анкетирование главных участников сегодняшнего педсовета. Главной целью анкетирования было посмотреть как расценивают возможности друг друга учителя и классные руководители, какие проблемы и пути выхода из них они находят.

Во-первых, мы спросили классных руководителей, довольны ли они практикой взаимоотношения с учителями предметниками?
70% опрошенных классных руководителей полностью довольны существующей практикой взаимоотношения с учителями-предметниками, 30% скорее довольны, чем нет. Никто из классных руководителей не отметил, что он недоволен.

Параллельно с этим, мы задали такой же вопрос учителям-предметникам. Практически все учителя-предметники считают свою практику взаимодействия с классным руководителем продуктивной. Однако, некоторые учителя отметили, что  такое взаимодействие не всегда продуктивно и не со всеми классными руководителями.

На вопрос, какие чувства классный руководитель испытывает при выполнении своих обязанностей, 50% опрошенных классных руководителей ответили, что «положительные чаще, чем отрицательные», 30% ответили, что положительные и 20% считают, что «отрицательные чаще, чем положительные».

Мы попросили высказаться, за какую работу классные руководители благодарны учителям и получили следующие результаты:

  • За предоставление информации о поведении, успеваемости и талантах; об положительных успехах в учёбе; информацию о домашних заданиях, информацию об опозданиях и работе на уроке, об общей картине успеваемости в классе; о возможных конфликтах в классе;
  • За сотрудничество и поддержку;
  • Благодарны учителям-предметникам за совместную работу над:
  • Успеваемостью обучающихся;
  • Устранением конфликтных ситуаций, улучшением поведения на уроках;
  • Ликвидацией пробелов в знаниях, задолженностей учащихся;
  • В проведении дополнительных занятий;
  • Выполнение индивидуальных проектов;
  • Работу с родителями;

От лица администрации я присоединюсь к словам благодарности.

Мы спросили у классных руководителей, какую помощь учителя-предметники могли бы оказывать классным руководителям  и получили следующие ответы:

  • В проведении тематических мероприятий;
  • Приходить на родительские собрания (крик души);
  • Выставление отметок в дневник;
  • Меньше жалоб, больше рациональных предложений по повышению успеваемости;
  • Поддерживать связь с родителями слабоуспевающих детей;
  • Поменьше «точек» и карандашных оценок в журнале, своевременное выставление оценок в дневник и электронный журнал;

Что, по мнению классных руководителей, кроме нехватки времени, мешает учителям-предметникам оказывать более ощутимую помощь?

У многих классных руководителей этот вопрос вызвал затруднение и был поставлен «прочерк», но те, кто сумел сформулировать ответ дали нам возможность сделать следующие выводы:

Самый распространённый ответ: бумажная работа»; ещё один частый ответ «Ничего, главное желание, педагогическая настойчивость  и понимание».

Чем  помогает преподавание в данном классе самому классному руководителю?

  • Можно узнать индивидуальные особенности и способности учеников в процессе воспитания, определение человеческих качеств учащихся;
  • Быть в курсе всех событий в этом классе;
  • Возможности уделять больше времени для взаимопонимания;
  • Возможность наблюдать за межличностным общением;
  • Ничем

На вопрос «Какие организационные формы работы классного руководителя и учителей-предметников» хорошо себя зарекомендовали в практике получены следующие ответы:

  • Родительские собрания;
  • Беседы, «быстрое реагирование»;
  • Совместные классные часы и бинарные уроки;
  • Контроль за посещаемостью и успеваемостью;
  • Организация проектной деятельности;
  • Посещение уроков; Взаимопосещение уроков;
  • Обеспечение взаимодействия родителей и учителей;

Какие же формы взаимодействия классных руководителей и предметников могут посоветовать наши классные руководители?

  • Тематические экскурсии, совместные метапредметные внеурочные мероприятия; бинарные уроки; изучение отношения учащихся  к учебному предмету; посещение учителями-предметниками родительских собраний, знакомство с требованиями учителя к изучаемому предмету, проведение предметных недель.

Какое же место в работе с учителями-предметниками классные руководители отводят себе?

  • Соратник;
  • Координатор и модератор;
  • Человек, постоянно поддерживающий контакт;
  • Корректировщик;
  • Посредник между учителем, учащимися и родителями;
  • Ведущее место;
  • Место «одного из первых»

Что думают учителя-предметники о своей совместной деятельности с классным руководителем?

Среди классов, в которых наиболее успешно осуществляется взаимодействие учителя с классным руководителям, были названы все классы или написан ответ «во всех».

Мы попросили определить общие проблемы классов, в которых учителя-предметники работают. Среди них были названы:

  • Отсутствие нравственности и собранности;
  • Плохая дисциплина;
  • Отсутствие желания учиться (низкая мотивация);
  • Неумение слушать учителей и одноклассников;
  • Безразличие родителей;

Каковы оптимальные содержание и формы организации и методической поддержки коллег и классного руководителя?

По мнению учителей – это совместная работа, постоянный контакт и взаимопонимание, посещение родительских собраний, участие в тематических мероприятиях. Поддержка со стороны администрации (в том числе и методическая). Своевременное взаимодействие с родителями, социальными работниками.

Нам стало интересно узнать, как сами учащиеся относятся к вопросу взаимодействия своего классного руководителя и учителей-предметников. С этой целью было проведено анкетирование учащихся с 5 по 11 класс. Начальную школу мы не брали по причине того, что там классный руководитель является предметником (за некоторыми исключениями). Отдельно хотелось посмотреть на ответы пятиклассников.

Конечно, ответы пятиклассников строятся на их представлении о взаимодействии их классного руководителя и учителей, поскольку прошло мало времени и они еще не в полной мере разбираются во взаимоотношениях.

 Проанализировав полученные результаты, мы получили следующую картину:

Как вы считаете, зачем классный руководитель должен общаться с учителями-предметниками?

Большинство учащихся ставят на первое место «оказание помощи в учёбе» и «знание индивидуальных способностей каждого ученика». Незначительная часть учеников ответила на данный вопрос «для  помощи в контакте с родителями».

Мы спросили «Зависит ли успешность обучения  от тесного контакта твоего классного руководителя и учителей-предметников?

Большинство учащихся обеих групп считают, что их обучение будет более успешным, если классный руководитель будет тесно взаимодействовать с учителями, интересоваться достижениями или трудностями (50% и 45%). Однако, есть учащиеся, которые испытывают волнение, когда классный руководитель интересуется их достижениями (трудностями) с учителями-предметниками (в 5 классах таких учащихся меньше – 20% и 42% соответственно. Есть учащиеся, котом взаимодействие классного руководителя и предметников мешает в учёбе (28% среди 5 классов, 9% среди 6-11).

Функции классного руководителя.

Как ваш классный руководитель взаимодействует с учителями предметниками?

По мнению учащихся, самой распространенной формой является контроль за успеваемостью учащихся по предмету (58% и 55%). Для 6-11 классов важной формой является изучение отношения учащихся к ученому предмету. Также четверть отметила, что обеспечение взаимодействия  родителей и учителей для решения проблем является важной формой взаимодействия учителей и классного руководителя. 10% выделили индивидуальные беседы. 8% отметили, что классный руководитель посещает уроки предметников. Никто из опрошенных не отметил, что классный руководитель вовлечён в подготовке и проведении предметных недель.

Среди пятиклассников только 18% согласны с тем, что классный руководитель взаимодействует для того, чтобы изучить отношение ребят к конкретному предмету. 45% считают, что классный руководитель знакомиться с требованиями к изучаемому предмету. 27% считают, что классный руководитель взаимодействует с учителями посредством посещения уроков. Немного больше учащихся считают, что взаимодействие строится за счет обеспечения диалога  предметника с родителем. По одному человеку предположили, что это организация и проведение предметных недель.

Проект решения педагогического совета

  • Оценивая положение дел в сфере взаимодействия кл. рук. и учителей-предметников, принять к сведению  следующее:
  • В практике нашей школы сложились продуктивные межличностные взаимоотношения классных руководителей и учителей-предметников. Учителя ожидают от классных руководителей помощи в таких формах взаимодействия как проведение  тематических мероприятий, взаимодействие на родительских собраниях.
  • Существующая практика взаимного информирования может быть признана регулярной.
  • Разработать и внедрить в работу классных руководителей годовой цикл взаимодействия кл. рук. и учителей-предметников для повышения эффективности воспитательного процесс.

Можно рекомендовать такие формы взаимодействия как

  • Совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе,
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);
  • Отслеживание выполнения классом контрольных работ;
  • Организация малых педсоветов;
  • Организация педагогических консилиумов;
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания;
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;
  • Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, НПК, конкурсов проектов.
  • Осуществление преемственности,
  • Проведение дней открытых дверей для родителей.
  • Педагогам-психологам школы Корбуковой О.А., во 2 полугодии 2019-2020 года разработать анкеты для классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся по вопросам взаимодействия для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
  • Организовать экспериментальную работу сроком на год по организации педагогической команды в ------ классах. Ответственность возложить на классных руководителей заместителя директора по воспитательной работе. Результаты работы доложить на январском педсовете.