С одной стороны, названную тему не назовешь новой, или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Однако, в том числе благодаря взаимодействию учителя-предметника и классного руководителя строиться наша деятельность. Тем более, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, отсюда любые шероховатости в межличностных взаимоотношениях, ошибки, допущенные в той или иной профессиональной роли значительно осложняют попытки педагога индивидуально поддерживать схему работы с вверенным классом.
Поэтому перед решением нашего сегодняшнего вопроса стоят достаточно сложные задачи:
- актуализировать существующие проблемы в профессиональном взаимодействии классных руководителей и учителей предметников,
- содействовать формированию своеобразной профессиональной конвенции (договора) педагогов школы о порядке взаимодействия в системе «классный руководитель – учителя предметники»,
- скорректировать сложившиеся практики работы по взаимодействию учителей-предметников и классных руководителей.
Каждый день мы взаимодействуем друг с другом и трудно рассказать про наше взаимодействие что то новое, однако, некоторые теоретические основы такого взаимодействия я постараюсь Вам напомнить:
Функции классного руководителя:
- Обеспечение жизни и здоровья обучающихся;
- Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями;
- Содействие освоению школьниками образовательных программ;
- Воспитание у обучающихся патриотических чувств;
- Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения;
- Развитие социальной компетентности учащихся;
- Программирование воспитательной работы с классом;
- Профилактическая работа;
В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:
- взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
- заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
- совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
- совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
- совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.
Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
Оно необходимо для:
- Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
- Содействия при контакте с родителями учащихся;
- Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:
1) знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;
2) изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.
В то же время кл. рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
3) посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
4) мини-совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.
5) приглашение учителей-предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями-предметниками,
6) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.
Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.
7) подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.
Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,
8) обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.
Готовясь к сегодняшнему педсовету мы проведи анкетирование главных участников сегодняшнего педсовета. Главной целью анкетирования было посмотреть как расценивают возможности друг друга учителя и классные руководители, какие проблемы и пути выхода из них они находят.
Во-первых, мы спросили классных руководителей, довольны ли они практикой взаимоотношения с учителями предметниками?
70% опрошенных классных руководителей полностью довольны существующей практикой взаимоотношения с учителями-предметниками, 30% скорее довольны, чем нет. Никто из классных руководителей не отметил, что он недоволен.
Параллельно с этим, мы задали такой же вопрос учителям-предметникам. Практически все учителя-предметники считают свою практику взаимодействия с классным руководителем продуктивной. Однако, некоторые учителя отметили, что такое взаимодействие не всегда продуктивно и не со всеми классными руководителями.
На вопрос, какие чувства классный руководитель испытывает при выполнении своих обязанностей, 50% опрошенных классных руководителей ответили, что «положительные чаще, чем отрицательные», 30% ответили, что положительные и 20% считают, что «отрицательные чаще, чем положительные».
Мы попросили высказаться, за какую работу классные руководители благодарны учителям и получили следующие результаты:
- За предоставление информации о поведении, успеваемости и талантах; об положительных успехах в учёбе; информацию о домашних заданиях, информацию об опозданиях и работе на уроке, об общей картине успеваемости в классе; о возможных конфликтах в классе;
- За сотрудничество и поддержку;
- Благодарны учителям-предметникам за совместную работу над:
- Успеваемостью обучающихся;
- Устранением конфликтных ситуаций, улучшением поведения на уроках;
- Ликвидацией пробелов в знаниях, задолженностей учащихся;
- В проведении дополнительных занятий;
- Выполнение индивидуальных проектов;
- Работу с родителями;
От лица администрации я присоединюсь к словам благодарности.
Мы спросили у классных руководителей, какую помощь учителя-предметники могли бы оказывать классным руководителям и получили следующие ответы:
- В проведении тематических мероприятий;
- Приходить на родительские собрания (крик души);
- Выставление отметок в дневник;
- Меньше жалоб, больше рациональных предложений по повышению успеваемости;
- Поддерживать связь с родителями слабоуспевающих детей;
- Поменьше «точек» и карандашных оценок в журнале, своевременное выставление оценок в дневник и электронный журнал;
Что, по мнению классных руководителей, кроме нехватки времени, мешает учителям-предметникам оказывать более ощутимую помощь?
У многих классных руководителей этот вопрос вызвал затруднение и был поставлен «прочерк», но те, кто сумел сформулировать ответ дали нам возможность сделать следующие выводы:
Самый распространённый ответ: бумажная работа»; ещё один частый ответ «Ничего, главное желание, педагогическая настойчивость и понимание».
Чем помогает преподавание в данном классе самому классному руководителю?
- Можно узнать индивидуальные особенности и способности учеников в процессе воспитания, определение человеческих качеств учащихся;
- Быть в курсе всех событий в этом классе;
- Возможности уделять больше времени для взаимопонимания;
- Возможность наблюдать за межличностным общением;
- Ничем
На вопрос «Какие организационные формы работы классного руководителя и учителей-предметников» хорошо себя зарекомендовали в практике получены следующие ответы:
- Родительские собрания;
- Беседы, «быстрое реагирование»;
- Совместные классные часы и бинарные уроки;
- Контроль за посещаемостью и успеваемостью;
- Организация проектной деятельности;
- Посещение уроков; Взаимопосещение уроков;
- Обеспечение взаимодействия родителей и учителей;
Какие же формы взаимодействия классных руководителей и предметников могут посоветовать наши классные руководители?
- Тематические экскурсии, совместные метапредметные внеурочные мероприятия; бинарные уроки; изучение отношения учащихся к учебному предмету; посещение учителями-предметниками родительских собраний, знакомство с требованиями учителя к изучаемому предмету, проведение предметных недель.
Какое же место в работе с учителями-предметниками классные руководители отводят себе?
- Соратник;
- Координатор и модератор;
- Человек, постоянно поддерживающий контакт;
- Корректировщик;
- Посредник между учителем, учащимися и родителями;
- Ведущее место;
- Место «одного из первых»
Что думают учителя-предметники о своей совместной деятельности с классным руководителем?
Среди классов, в которых наиболее успешно осуществляется взаимодействие учителя с классным руководителям, были названы все классы или написан ответ «во всех».
Мы попросили определить общие проблемы классов, в которых учителя-предметники работают. Среди них были названы:
- Отсутствие нравственности и собранности;
- Плохая дисциплина;
- Отсутствие желания учиться (низкая мотивация);
- Неумение слушать учителей и одноклассников;
- Безразличие родителей;
Каковы оптимальные содержание и формы организации и методической поддержки коллег и классного руководителя?
По мнению учителей – это совместная работа, постоянный контакт и взаимопонимание, посещение родительских собраний, участие в тематических мероприятиях. Поддержка со стороны администрации (в том числе и методическая). Своевременное взаимодействие с родителями, социальными работниками.
Нам стало интересно узнать, как сами учащиеся относятся к вопросу взаимодействия своего классного руководителя и учителей-предметников. С этой целью было проведено анкетирование учащихся с 5 по 11 класс. Начальную школу мы не брали по причине того, что там классный руководитель является предметником (за некоторыми исключениями). Отдельно хотелось посмотреть на ответы пятиклассников.
Конечно, ответы пятиклассников строятся на их представлении о взаимодействии их классного руководителя и учителей, поскольку прошло мало времени и они еще не в полной мере разбираются во взаимоотношениях.
Проанализировав полученные результаты, мы получили следующую картину:
Как вы считаете, зачем классный руководитель должен общаться с учителями-предметниками?
Большинство учащихся ставят на первое место «оказание помощи в учёбе» и «знание индивидуальных способностей каждого ученика». Незначительная часть учеников ответила на данный вопрос «для помощи в контакте с родителями».
Мы спросили «Зависит ли успешность обучения от тесного контакта твоего классного руководителя и учителей-предметников?
Большинство учащихся обеих групп считают, что их обучение будет более успешным, если классный руководитель будет тесно взаимодействовать с учителями, интересоваться достижениями или трудностями (50% и 45%). Однако, есть учащиеся, которые испытывают волнение, когда классный руководитель интересуется их достижениями (трудностями) с учителями-предметниками (в 5 классах таких учащихся меньше – 20% и 42% соответственно. Есть учащиеся, котом взаимодействие классного руководителя и предметников мешает в учёбе (28% среди 5 классов, 9% среди 6-11).
Функции классного руководителя.
Как ваш классный руководитель взаимодействует с учителями предметниками?
По мнению учащихся, самой распространенной формой является контроль за успеваемостью учащихся по предмету (58% и 55%). Для 6-11 классов важной формой является изучение отношения учащихся к ученому предмету. Также четверть отметила, что обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения проблем является важной формой взаимодействия учителей и классного руководителя. 10% выделили индивидуальные беседы. 8% отметили, что классный руководитель посещает уроки предметников. Никто из опрошенных не отметил, что классный руководитель вовлечён в подготовке и проведении предметных недель.
Среди пятиклассников только 18% согласны с тем, что классный руководитель взаимодействует для того, чтобы изучить отношение ребят к конкретному предмету. 45% считают, что классный руководитель знакомиться с требованиями к изучаемому предмету. 27% считают, что классный руководитель взаимодействует с учителями посредством посещения уроков. Немного больше учащихся считают, что взаимодействие строится за счет обеспечения диалога предметника с родителем. По одному человеку предположили, что это организация и проведение предметных недель.
Проект решения педагогического совета
- Оценивая положение дел в сфере взаимодействия кл. рук. и учителей-предметников, принять к сведению следующее:
- В практике нашей школы сложились продуктивные межличностные взаимоотношения классных руководителей и учителей-предметников. Учителя ожидают от классных руководителей помощи в таких формах взаимодействия как проведение тематических мероприятий, взаимодействие на родительских собраниях.
- Существующая практика взаимного информирования может быть признана регулярной.
- Разработать и внедрить в работу классных руководителей годовой цикл взаимодействия кл. рук. и учителей-предметников для повышения эффективности воспитательного процесс.
Можно рекомендовать такие формы взаимодействия как
- Совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе,
- Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);
- Отслеживание выполнения классом контрольных работ;
- Организация малых педсоветов;
- Организация педагогических консилиумов;
- Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания;
- Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;
- Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель, НПК, конкурсов проектов.
- Осуществление преемственности,
- Проведение дней открытых дверей для родителей.
- Педагогам-психологам школы Корбуковой О.А., во 2 полугодии 2019-2020 года разработать анкеты для классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся по вопросам взаимодействия для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
- Организовать экспериментальную работу сроком на год по организации педагогической команды в ------ классах. Ответственность возложить на классных руководителей заместителя директора по воспитательной работе. Результаты работы доложить на январском педсовете.