Внутренний мир русской избы

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: русская изба


Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Цель урока: знакомство обучающихся с внутренним миром русской избы.

Задачи урока:

  • углублять знания обучающихся о традиционных народных строениях;
  • создать эскизы внутреннего убранства русской избы;
  • развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Планируемые образовательные результаты:

  • Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.
  • Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном внутреннем мире русской избы.
  • Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
  • Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Программные требования: по тематическому планированию на данный урок отводится 1 час.

Программное содержание: урок взаимосвязан с ранее изученной темой «Убранство русской избы», в которой раскрываются особенности украшения русской избы: лобовой доской, наличниками, конем - охлупнем, причелинами.

Ведущая мировоззренческая идея урока: «Чтобы ценить и любить свой край – его надо знать». Активное участие на уроках изобразительного искусства обогащает внутренний мир школьников, обостряет наблюдательность, делает жизнь ярче, богаче, радостней. Тема «Внутренний мир русской избы» воспитывает патриотизм, любовь к традициям своего народа, Родине. Ребятам очень важно чувствовать, что они потомки великого народа, сила которого заключается в огромной любви к Отечеству. Народная мудрость гласит «Как дерево, так и человек, живёт своими корнями, и чем глубже корни, тем сильнее чувствует себя человек!»

Основные понятия: русская печь, красный угол, чугунок, ухват, люлька, кашник.

План изучения нового материала:

  1. беседа о русской печи и ее роли в избе;
  2. рассказ о посуде, которая использовалась в русской избе;
  3. описание красного угла;
  4. беседа о люльке, сундуке русской избы.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями.

Форма урока: урок-практикум.

Технология обучения: проблемно-развивающая.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Мизансцена урока: экскурсия в школьный краеведческий музей «Родина».

Домашнее задание: найти изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Л: самоорганизация
Р:способность регулировать свои действия.

Здравствуйте, ребята!

Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, карандаши, ластик, кисти, учебник, краски, вода.

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Л: развитие эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Р: контролируют правильность ответов
П: умение структурировать знания, умение
осознанно строить речевое высказывание.
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Л: мотивация к изучению нового учебного
материала.

Беседа (опрос).
Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?

Отвечают, высказывают свое мнение.

3. Постановка цели и задач урока

Р: принятие цели и постановка задач урока
Р: планирование действий
К: умение полно и точно выражать свои мысли.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию на уроке.
Ребята, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию в школьный краеведческий музей.
Как вы думаете, с какой целью мы будем посещать музей?
Какая тема урока отсюда следует?
Как будет звучать цель нашего урока?
Какие задачи мы перед собой поставим?

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Ученики размышляют,
анализируют, ставят перед
собой цель и задачи урока.

4. Открытие нового знания

П: построение логической цели рассуждения
Л: нравственно-эстетическое оценивание
К: планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей, формулирование и
аргументация своего мнения.
П: анализ, сравнение, обобщение

Учитель приводит обучающихся в школьный музей и начинает экскурсию с загадки: «Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает.» (Дверь).
Беседа. Демонстрация. Фронтальная работа.
Ребята, а сейчас мы с вами войдем в крестьянское жилище. Вы находитесь в русской избе.
Как вы думаете, что являлось основой жизни крестьянской семьи в доме?
С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати. Место против печи - упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.
Рассказ. Наглядность.
Обратите внимание на посуду из, которой готовили наши предки. Чугун, в нем варили щи, а для того, чтобы поместить чугун в печь пользовались ухватом. Кашу варили в кашнике.
Учитель показывает крынку и задает вопрос: ребята, как вы думаете, как называется этот предмет и для чего он использовался?
Описание. Наглядность.
Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи.
В народе еще его называли большой святой. Это было самое – почетное место – духовный центр дома.
Конечно, же, вы обратили внимание на люльку-это постель младенцев, которая крепилась к потолку, украшалась различными вышивками.
Воздух в русской избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. На этом наша экскурсия заканчивается, и мы отправляемся за рабочие места в кабинет.

Обучающиеся идут в музей, отгадывают загадку.

Ученики размышляют и отвечают на вопрос.

 

Учащиеся слушают, анализируют информацию.

 

 

Учащиеся размышляют, отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Учащиеся осматривают избу заключительный раз и отправляются в кабинет.

5. Первичная проверка понимания

П: построение логической цепи рассуждения.
Р: взаимоконтроль
Л: осознание выбора.
К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками

Учитель организует деятельность по проверке  новых знаний.
Предлагает тест.
Ребята, мы с вами посетили музей, познакомились с интерьером русской избы. А сейчас давайте проверим, насколько правильно вы запомнили  предметы русской избы. Объяснение.
Включает тест.
Наглядность. Самостоятельная работа учеников.

Слушают.
Выполняют работу индивидуально, осуществляют взаимопроверку.

7. Применение новых знаний

Л: самоопределение
Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения.
П: самостоятельное создание алгоритмов
деятельности, использование знаково-
символических средств.

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Подумай, что ты изобразишь из интерьера русской избы. Всю комнату, печь, посуду, красный угол.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях

8. Оценка

П: анализ
К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
Р: контроль.
Л: нравственно-эстетическая оценка.

Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием).
Для этого нам необходимо вспомнить нашу цель урока.

Вспоминают цель урока и на ее основе анализируют и оценивают успешность ее достижения. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

9. Рефлексия учебной деятельности

Л: смыло-образование
П: рефлексия
К: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.

Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы?
Если вы испытывали чувство позитива, гордости за себя и свою страну, то поднимите оранжевый смайл. Если же вам на уроке было скучно и не интересно, то поднимите фиолетовый смайл.
Что интересного было на уроке?
Даёт инструкцию по выполнению
домашнего задания.
Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница.
Итог урока.

Вспоминают, анализируют, поднимают смайлы, высказывают свое мнение.

 

 

Записывают задание в дневник.

Прощаются с учителем.

Использованная литература

  1. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская под ред. Б.М.Неменского. – М: Просвещение, 2016. – 176с.
  2. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012-170с.
  3. http://m-der.ru/store/10006298
  4. http://russian7.ru/2013/02/7-osobennyx-mest-v-russkoj-izbe/