Цель: Воспитание эмоциональной отзывчивости к людям, нуждающимся в участии, помощи.
Задачи:
- сформировать понятие милосердия
- воспитывать потребность быть милосердным
- развивать коммуникативные умения учащихся через взаимодействие в ходе обсуждения ситуаций
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, мультфильм, «сказочный сундучок» с предметами, словарь Ожегова.
На доске таблички с высказываниями великих людей о милосердии:
- Милосердие начинается дома.
Английская пословица
- Если милосердия в сердце нет ни на грош, то и совести в нем никогда не найдешь.
- Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…
Франсуа Шатобриан
- Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.
Джек Лондон
- Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.
Конфуций
- Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Хелен Келлер
Ход событийной встречи
Эпиграф.
"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
1. Работа над смысловым значением слова милосердие
- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Прочитайте, пожалуйста, строчки эпиграфа и скажите, как вы понимаете значение слова милосердие. (несколько ответов)
- Какое толкование этого слова вы нашли в словарях? (зачитывают по словарю, в группах)
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
Энциклопедия «Кругосвет»
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Жизненный опыт людей передаёт нам высказывания о милосердии. Познакомимся с ними.
(чтение с доски, обсуждение)
Работа на интерактивной доске: распределение предложенных слов на группы слов с противоположным значением.
- равнодушие,
- сердечность,
- эгоизм,
- чёрствость,
- душевность,
- бездушие,
- жестокость,
- доброжелательность,
- сострадание,
- участие,
- забота,
- безжалостность.
Получаются группы:
милосердие благотворительноть сердечность сострадание душевность доброжелательность забота участие |
равнодушие |
2. Определение круга обсуждения
- Мы попробуем сегодня разобраться в следующих вопросах:
- Нужно ли милосердие в наше время?
- В чем оно проявляется? Примеры.
- Можно ли воспитать милосердие в себе? Слайд
3. Примеры проявления милосердия
Милосердие ценилось всегда на Руси как высшее человеческое качество. Создавались специальные Общины милосердия.
На слайде вы видите одну из первых Общин сестёр милосердия. В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, т.е. страдающих людей, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.
Слайд
- В наше время проявлением милосердия является работа благотворительных организаций, помогающих нуждающимся людям. Вы слышали о таких организациях?
Благотворительный фонд «Подари жизнь» Слайд
Миша Волков
Возраст: |
2 года |
Город: |
с. Варна Челябинская обл. |
Необходима сумма: |
Деньги собраны! |
Дима Клюков
Возраст: |
9 лет |
Город: |
Москва |
Диагноз: |
острый лимфобластный лейкоз |
Необходима сумма: |
Деньги собраны! |
- И вы, наверное, с родителями участвовали, например, в благотворительной акции, в ходе которой отправляли какие-то деньги на лечение какому-то ребёнку. Было такое?
Но вы пока дети, вы не работаете, не зарабатываете денег, поэтому ваше милосердие чаще всего проявляется в ваших словах, ваших поступках.
- Я предлагаю вам послушать несколько историй и проанализировать, обладают ли описанные в них герои милосердием. Если да, то в чём это проявляется.
История 1. (инсценировка, 3 ученика)
О человечестве
Автор: Агния Барто
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!Пока еще он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Дети высказывают своё мнение о героях произведения
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел! Слайд
У англичан есть такая пословица. Давайте прочитаем её.
- «Милосердие начинается дома»
Иногда мы ищем добрых дел на стороне, проявляем сердечность и участие к тем, кого видим в первый раз. И это неплохо. Но можно тотчас определить качественность свершаемого добра по нашему отношению к домашним. Как трудно, оказывается, постоянно творить добро для тех, кто живёт с нами бок о бок!
История 2. (чтение стихотворения, 2 ученика)
Кот и пёс
Они купили нового кота —
Шикарного сиамца, дорогущего.
А беспородного — от носа до хвоста —
Швырнули за порог. И он, мяуча,Прильнул к дверям: «Хозяин, отвори!
Впусти меня обратно, замерзаю!
Я голоден!» — как будто бы молил.
Ну почему никто не открывает?Котёнок плакал. Он не понимал,
Что не домашний он теперь, бродяга!
Ну, а мороз тем временем крепчал.
И у порога замерзал бедняга…Вдруг чей-то тёплый ласковый язык
Лизнул котейку. Это был Полкан,
Лохматый пёс, почти уже старик.
Соседний дом он в будке охранял…Вот так и зажили они вдвоём —
В собачьей будке пёс и кот при нём.
Полкан кота кормил и согревал,
Свою подстилку в стужу подстилал,Делил с ним поровну еду и кров.
Котейка снова весел и здоров.
Полкан, котёнка взявший под опеку, —
Намного человечней человека…
Дети оценивают поступок бывших хозяев котёнка.
- Кто же оказался милосердным в данной истории?
Полкан, котёнка взявший под опеку, —
Намного человечней человека…
Слайд
Очень бы хотелось услышать примеры положительные, добрые.
1 ученик:
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
- Что, по мнению автора стихотворения, можно назвать милосердием?
- ласка
- любовь к близким, к природе
- сострадание
- умение прощать
- помощь братьям нашим меньшим
Слайд
2 ученик:
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб людей ты любил.
3 ученик:
Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала…
- Добавим в список поступков:
- помощь больным, попавшим в трудную жизненную ситуацию внимание к людям
Слайд
4 ученик:
Где ДОБРО - там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста.
Если от чужого горя плачем,
значит не иссякла ДОБРОТА!
- А какие примеры милосердия из жизни вы бы могли привести сами?
- Учиться милосердию помогают нам не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?
Из сундучка вынимаем по очереди предметы: скорлупка грецкого ореха, стрела, розы, яблоко, стальное колечко, цветик-семицветик. Дети вспоминают сказку, авторов и рассказывают, кто из героев и как проявлял милосердие.
Слайды с иллюстрациями из сказок
Последним предметом был цветик-семицветик. Давайте просмотрим фрагмент мультфильма, поставленного по произведению В.Катаева, и вспомним, как девочка Женя потратила последний лепесток.
4. Фрагмент мультфильма (5 минут)
- Почему волшебнице удалось вырастить для ребят новый цветик-семицветик?
С помощью лепестка, который был потрачен на доброе необходимое дело, появился новый волшебный цветок. А в жизни так бывает?
5. Обобщение работы
- А сейчас я предлагаю вам в группах обобщить нашу тему с помощью кластера. Обсудите, так по отношению к кому же мы должны проявлять своё милосердие.
Работа в группах.
Обобщение: больные, слабые пожилые, старые люди
Ученица рассказывает притчу.
Один старый индеец открыл своему маленькому внуку жизненную истину. В каждом человеке происходит борьба, похожая на борьбу двух волков. Один из волков – олицетворение доброты, милосердия, отзывчивости, трудолюбия, красоты, а другой – лени, трусости, жестокости.
- А кто же из этих двух волков побеждает? - спросил внук.
- А побеждает тот волк, которого человек лучше кормит.
- Как эту притчу вы поняли?
6. Рефлексия
Оказывается, милосердие можно развивать в себе целенаправленно.
Подумайте, как это делать. Может быть вы выведете формулу милосердия? Может быть сочините синквейн.
Поможет вам в этом памятка.
Памятка "Как развить в себе милосердие"
- Больше читай, чтение учит милосердию.
- Участвуй в благотворительных акциях.
- Никого не осуждай.
- Проявляй чуткость и внимательность к окружающему миру.
Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.
- На ваших столах в конвертах лежат сердечки, на которых вы напишите, какие милосердные поступки вы захотели совершить.
- Наклеиваем сердечки на доску.
- А я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Помните:
- Добрые слова - корни
- Добрые мысли - цветы
- Добрые дела - плоды
- Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.