Методическое пособие "Оценка достижений планируемых результатов по изобразительному искусству" (примеры разноуровневых заданий)

Разделы: МХК и ИЗО


 В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы Основного общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Когда мы говорим: «Искусство – это духовная культура» - мы предполагаем именно формирование личностных и метапредметных качеств учеников средствами овладения ими основами художественной культуры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и во внеурочное время.

Обучение осуществляю по программе Кашековой Ирины Эмильевны-образовательная система «Школа 2100» и Неменского Б.М. «Школа России» В этих программах четко определены цели и результаты обучения для каждой темы на основе личностно-развивающего обучения, системно-деятельностного подхода.

Оценка достижения планируемых результатов по изобразительному искусству имеет ряд особенностей, связанной со спецификой предмета, освоение которого предполагает не только приобретение специальных знаний и умений, но художественно-эстетическое развитие и морально-нравственное становление личности школьника. По этой причине целостная итоговая оценка планируемых результатов по изобразительному искусству складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.

Итоговая оценка достижения планируемых результатов по изобразительному искусству состоит из оценки уровня подготовки учащихся по блокам, так в 7 классе по изобразительному искусству изучаем следующие разделы: « Музеи искусства», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура и монументальные виды искусства», в 5 классе разделы «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор-человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире».

Достижение планируемых результатов проверяется рядом разнообразных заданий. Задания базового уровня предполагает возможность освоения учебного материала всеми учащимися. А задания повышенного уровня базируются на личностных предпочтениях и склонностях ученика, включая имеющиеся у него знания и специальные умения, а также активность при выполнении сложной творческой работы. Особое внимание уделяю комплексным заданиям. Такие задания предполагает достаточную свободу действий ученика в рамках предложенной тематики: школьник самостоятельно может выбрать материал, которым работаем, придумывает сюжет и композицию.

Накопительная оценка учитывает результаты проверочных заданий, не требующих для выполнения большого количества времени. Применяю задания, которые выявляют общее развитие школьника, умение определять художественные объекты в окружающем мире, на выявление знаний об известных музеях России и мира, художниках, архитекторах, о народном декоративно-прикладном искусстве. Ряд заданий направлен на проверку специальных знаний в области пластических искусств: определение жанра картины, автора произведения живописи или скульптуры. Особые задания помогают определить полученные школьниками умения работать с различными художественными материалами, умения использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура.

Наиболее сложным является оценивание достижения планируемых результатов, связанных с эмоционально-образным восприятием произведения искусства и окружающего мира.

Так интегрированные задания (создание рисунка по мотивам стихотворения или музыкального произведения) способствует выявлению уровню развития эмоционально-чувственной отзывчивости школьников, умения соотносить собственные эмоции со средствами выразительности в изобразительном искусстве. При оценке результатов выполнения таких заданий особое значение приобретает учет индивидуальных особенностей каждого школьника.

В своей работе использую разноуровневые задания для оценки планируемых результатов.

Приведу примеры разноуровневых заданий оценки планируемых результатов.

Задание 1. Комплексное задание

Используя декоративные элементы одного из художественных промыслов, сделайте эскиз украшения какого-либо предмета быта (посуда, игрушка, детская мебель, обложка книги и т.д.)

Описание правильного ответа:

Изображена ваза (поднос, чайник, глиняная игрушка, детский стул) или другой предмет быта, поверхность которого украшена узорами по мотивам одного из художественных промыслов.

Критерий достижения планируемого результата:

  • базовый уровень: выполнен эскиз какого-либо предмета быта; предмет украшен простым узором, форма узора не всегда соответствует форме предмета;
  • повышенный уровень: выполнен эскиз какого-либо предмета быта; предмет украшен сложным узором, форма узора соответствует форме предмета.

Задание 2. Базовый уровень

Используя смешивание цветов с черной и белой красками, создайте композицию на тему «День», «Вечер», «Утро», «Ночь» (на выбор).

Описание правильного ответа: создана фигуративная или абстрактная композиция в цвете на одну из тем; цветом передано состояние времени суток.

Критерий достижения планируемого результата: правильно использовано смешивание цветов для создания нужного оттенка, усиливающего выразительность художественного образа: цвета, смешанные с белой краской, для изображения дня и утра; цвета, смешанные с черной краской, - для изображения ночи и вечера.

Повышенный уровень

Используя смешивание цветов с черной и белой красками, создайте композицию на тему «Спокойный день», «Грустный вечер», «Радостное утро» и др.

Описание правильного ответа: создана фигуративная или абстрактная композиция в цвете на одну из тем; с помощью градаций цвета переданы нюансы настроения.

Критерий достижения планируемого результата: правильно использовано смешивание цветов для создания нужного оттенка, усиливающего выразительность художественного образа: использованы теплые цвета, их оттенки; выдержан плавный переход от одного оттенка к другому.

Разноуровневые карточки-задания в 5-м классе по программе Б.М.Неменского

Список источников информации

  1. Кашекова Н.Э. Изобразительное искусств. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение. 2013. 128 с.
  2. Логинова С.А. Метапредметные связи на уроках эстетического цикла [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://samson-согр.ru/Dеvеlорments/ММ22/mm22-03.pdf. Время использования: 24.03.19 г.