План мастер-класса
- Встреча родителей.
- Беседа в рамках проектной деятельности «Игрушки из бабушкиного сундучка»: «Почему надо знакомить ребенка с историей игрушки из старины и ее изготовлением».
- Знакомство родителей с историей и значением обережной куклы «Лада».
- Практическая работа.
- Заключительная часть.
Мастер класс для родителей «Изготовление обережной куклы «Лада» в рамках долгосрочного творческого проекта «Игрушки из бабушкиного сундучка».
Цели: Формирование интереса родителей и детей к традициям народного творчества, к совместной деятельности ребенок – родитель – воспитатель; вовлечение родителей в образовательный процесс детей через участие, в мастер-классе.
Задачи: Обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного досуга, побудить родителей принимать активное участие в жизни ДОУ.
Предварительная работа: Изготовление и размещение афиши и приглашений для родителей в родительском уголке для участия в мастер-классе по изготовлению обережной куклы Лада.
Оборудование: образец работы тряпичная кукла Лада, индивидуально для каждого родителя поднос с материалом (лоскутки ткани с рисунком 20#20(2 шт.), лоскут белой ткани 10#20 (1 шт.), лоскут в форме треугольника ½ от лоскута размером (20#20) однотонный (1 шт.) вата для набивки, нитки (красного цвета, «Ирис» или «Лилия»), для закрепления и оформления работы.
Ход мастер класса
1. Встреча родителей
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители и дети! Я очень рада вас видеть! Прошу вас, проходите, и занимайте места, где вам удобно.
Беседа: «Почему надо знакомить ребенка с историей игрушки из старины и ее изготовлением».
Воспитатель: Уважаемые родители, как вы думаете, зачем нам нужно знакомить детей с игрушками из старины, которыми играли наши бабушки и дедушки? Когда у детей в современном мире есть различные современные игрушки (роботы, говорящие и выполняющие какое либо действие куклы) и наши дети не знают и не играют в игрушки старины.
Ответы родителей: Это интересно, дети узнают что – то новое, дети развивают творческие способности.
Воспитатель: Совершенно верно, не смотря на многообразие современных игрушек детям интересно узнать что – то новое и особенно сделать своими руками. Посредствам изготовления тряпичной куклы дети знакомятся с традициями, историей нашей Родины; расширяют кругозор об окружающем мире, у детей формируются патриотические чувства к нашей Родине, развивается творческое мышление и ручная умелость.
Все вместе перечисленное ранее помогает нашим детям формироваться как личности: быть доброжелательными по отношению к сверстникам и взрослым, учит взаимодействовать друг с другом и взрослым, бережно относиться к игрушкам и другим предметам окружающего ребенка, оказывать посильную помощь взрослым, ценить произведения искусства, любить свой край, Родину.
2. Знакомство родителей с историей и значением обережной куклы «Лада»
Воспитатель: Уважаемые родители и дети, сегодня я вам предлагаю самим сделать лоскутную, обережную куклу «Лада».
На Руси в древние времена, по каждому случаю женщины делали обережные куклы. Это и куклы для рожениц « Куватки», куклы на свадьбы «Парочка», кукла «Крупеничка» - призванная хранить семена для будущего урожая, кукла «Бессонница» - призванная оберегать сон ребенка и так далее.
«Лада» - это обережная кукла для хранения лада (мира, добра, взаимопонимания) в семье. Название такой куклы произошло от слова лада (ладо) - имя славянской богини. В древнерусской языческой мифологии богиня любви, брака, благополучия, веселья. Особые обряды почитания ей устраивались весной и летом, сочетались они обычно с праздниками Леля и Ярилы. Отголоски их сохранились в песнях и хороводах на Троицу (Троицкие гуляния), Семик и Иванов день. С корнем "лад" связаны многие слова брачного значения. Лад - супружеское согласие, основанное на любви; ладить - жить любовно; ладковать - сватать; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладканя - свадебная песня; ладный - хороший, красивый. В Древней Руси любимых называли Лада (например в произведении "Слово о полку Игореве").
Обережные куклы делались из лоскутов. Ткань рвали, а не резали, так как считалось, что когда рвется ткань (треск, производимый при разрыве отгоняет злых духов); поэтому для обережной куклы ткань обязательно рвали, нитки для обережной куклы всегда использовали красного цвета для закрепления работы и отделки, количество мотков и узелков всегда использовалось не четное количество – 3, 5, 7; а наматывали всегда так что - бы нить шла от себя.
3. Практическая работа
Воспитатель: А сейчас предлагаю приступить к изготовлению обережной куклы «Лада». Посмотрите пожалуйста на подносы с приготовленными лоскутами ( там находится два квадратных лоскута разной расцветки но одинакового размера для основы куклы, один прямоугольный белый лоскут для головы и рук куклы, один лоскут в форме треугольника для платочка что – бы повязать на голову кукле, вата для набивки головы куклы и моток ниток для закрепления работы и отделки), выберете расцветку по своему вкусу. Если вам надо поменять какой либо лоскут, скажите я дам другой.
Возьмите, пожалуйста, два квадратных лоскута, разверните их и положите сначала один лоскут рисунком вниз на стол, а сверху другой лоскут также рисунком вниз, но как ромб; что – бы у вас получилась фигура с неровными краями. За тем возьмите небольшой кусочек ваты и скатайте из него шарик (если вы считаете что мало ваты, то можно добавить вату, а если много то убавить). Когда вы скатали шарик из ваты, глазами найдите середину разложенной ткани и положите ее сверху. За тем возьмите лоскутки в руки, аккуратно переверните и зажмите ткань руками, вокруг ваты (это голова нашей куклы); разгладьте ткань, где будет лицо вашей куклы и распределите складки равномерно вокруг; за тем возьмите край нитки и обмотайте вокруг головы для закрепления (напоминаю, что количество раз обмотки должно быть не четным и производиться от себя); теперь завяжите, ссади узелки тоже не четное количество. Основа нашей куклы готова.
Теперь нам нужно взять лоскут белой ткани развернуть и положить его на стол, за тем возьмите свою куклу и вложите ее на середину белой ткани так чтобы длинные кончики ткани находились по бокам (это будущие руки куклы). Возьмите куклу снова в руки и распределите ткань таким образом, чтобы на лице куклы было минимальное количество складок, закрепите белую ткань нитками, обмотав вокруг шеи куклы. Теперь возьмите в руку вашу куклу и конец клубка ниток, сейчас мы будем формировать кукле руки. Положите конец нитки за спиной у куклы, и начинайте обматывать таким образом, чтобы спереди, у вас получался крест, для этого надо пропускать нить под руками куклы, то в одну то в другую сторону, а сзади обматывать через шею (чтобы не образовывался крест); если у кого-то затруднения, я подойду и покажу. Завяжите нить сзади куклы. Далее отступив примерно один сантиметр от края рукава куклы, намотайте вокруг и завяжите узелки. Тоже самое проделайте с другим рукавом. Руки нашей куклы готовы.
Заключительная работа по изготовлению куклы: возите в руки треугольный лоскуток, расправьте и повяжите на куклу как косынку, но пропустив длинные края под руками куклы. Завяжите сзади поверх образовавшегося треугольника на три узелка. Наша берегиня «Лада» готова. Предполагаемый вопрос родителей: а лицо мы будем рисовать кукле?
Воспитатель: Лица у кукол не рисовали, считалось что какое лицо такая и кукла, боялись получить злую или сердитую куклу.
4. Заключительная часть
Воспитатель: Надеюсь, вам понравился наш мастер-класс.
Ответ родителей: спасибо было интересно, спасибо было познавательно и так далее.
Воспитатель: Большое спасибо, что вы пришли и приняли участие в жизни детского сада и наших детей. Аналогичных игровых кукол из разных лоскутков и разноцветных ниток вы можете сделать со своими детьми дома, использовать ткани разной величины и количество ярусов может быть больше, такие куклы будут называться «Колокольчик».
Воспитатель: Предлагаю вам фотоссесию с нашими куклами и организовать выставку, чтобы дети и их родители которые не смогли принять участия в нашем мастер классе, посмотрели на ваши работы, а ваши дети с гордостью показывали своих кукол, и говорили, это сделал я и моя мама. ПО окончании выставки вы заберете своих кукол домой, что – бы они хранили ваш дом. Еще раз спасибо за участие, до новых встреч на других мастер классах.
Используемая литература
- Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах России» С/П; и/д «Паритет» 2017.
- Лыкова И.А. «Куколки из сундука, рукотворные игрушки». М; и/д. «Цветной мир» 2012.
- Лыкова И.А. «С чего начинается Родина» М; и/д. «Цветной мир» 2014.
- Сераткова Н.М. «Инновационные формы с взаимодействия ДОО с семьей» ФГОС ДО. В; и «Учитель» 2012.
- Исторический словарь http://vslovare.info/slovo/biograficheskiij-slovar/lada/10854