Описание игры:
Игра состоит из спарринга (разминки) и четырех раундов.
1 раунд «Бой с тенью»
2 раунд "Держи удар"
3 раунд "Поэтический нокаут"
4 раунд «Апперкот» от писателя"
Во время игры дети задают друг другу вопросы из области литературы (название произведений, кто автор, герои произведений и т.д.)
Дорогие ребята! У вас есть возможность погрузиться в атмосферу настоящего боя: боксерские перчатки, гонг, нокаут, спарринг, таймаут - и это еще не все, что ждет вас на литературном ринге. Вы сразитесь силой интеллекта, проверите, насколько хорошо эрудированы ваши соперники, откроете для себя новые горизонты, обменяетесь знаниями.
Наш литературный бой будет проходить по правилам. Правила простые: бой начинается по команде судьи, в начале и в конце раунда будет звучать гонг, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы.Вваша задача внимательно слушать судью и вовремя выполнять задания.
Есть такая команда в боксе – брэк. Услышав ее, соперники должны отступить на один шаг назад. Это слово мы будем использовать в качестве сигнала для привлечения вашего внимания. Если вы услышите «Брэк!», немедленно прекратите обсуждение, перестаньте разговаривать. За нарушение правил боя команда получает штрафные баллы. После боя мы сосчитаем полученные вами баллы и подведем итоги.
Итак, мы начинаем бой!
Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить у детей знания в области литературы.
Задачи: прививать любовь к книге; развивать память, познавательный интерес; формировать умение выразительно пересказывать и читать наизусть; пополнить словарный запас.
Оборудование: боксерские перчатки, гонг, стойки заграждения, песочные часы, таблички с названиями раундов, картинки с литературными героями 8 шт., шляпа или мешок, отрывок из книги А.Тилипмана «Прессница и Кардон» для перевода, карточки-баллы, 2 текста басен.
«Спарринг» (разминка)
На каждый вопрос дается 15 секунд, ответы записываются на карточке, после звука гонга карточку сдают судье. За каждый правильный ответ 10 баллов.
Ответить на вопросы:
- Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола? («Алиса в Зазеркалье»)
- Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке? (сварился в чане)
- Друг Тома Сойера? (Гек Финн)
- Как звали почтальона Печкина? (Игорь Иванович)
- Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона? (Мартин)
- При каком царе в России началось книгопечатание? (при Иване IV по прозвищу Грозный)
1 раунд «Бой с тенью».
От команды выступает 1 участник, он получает картинку с героем произведения и описывает его, не называя и не используя однокоренные слова. Команда должна отгадать литературного героя. (прием сэйм бат дифферент). Показать детям на примере. Если команда отгадала, получает 10 баллов. На объяснение дается 1 минута.
2 раунд «Держи удар!»
Назови как можно больше авторов детской литературы. От каждой команды выходит по 1 человеку, всего 4 участника. Соперники по кругу, ударяя боксерской перчаткой о перчатку, называют по очереди фамилию автора литературного произведения (поэта или писателя). Получается импровизированный «бой». Кто не смог назвать автора, покидает ринг. Игра идет до тех пор, пока не останется 1 победитель. 40-30-20-10 баллов.
3 раунд «Поэтический нокаут»
Выходят две команды, им дается по одинаковому стихотворному тексту (басни И.Крылова). 1-я команда учит строки под цифрой 1, вторая под цифрой 2. Читают басню по 1-й строчке по очереди. Победитель определяется по количеству набранных баллов:
«0» ошибок – 30 баллов
«1» - «2» ошибки – 20 баллов
«3» и более – 10 баллов
Лисица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда — висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Мышь и Крыса
«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –
Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет, –
Ей Крыса говорит в ответ, –
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
4 раунд «Апперкот от писателя»
Переведи с русского на русский отрывок из сказки-головоломки А.Тилипмана «Прессница и кардон» на скорость.
Самая быстрая команда получает 40 баллов, далее -30-20-10 баллов
Знаете ли вы, что такое анаграмма? Анаграмма - перестановка букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. В нашем тексте в словах перепутались буквы, расставьте их в правильном порядке и прочтите.
Каждая команда получает отрывок из текста, «переводит» на русский язык.
Вопросы: 40-30-20 баллов
Вопрос о писателе (Джеке Лондоне)
Подсказки
- Американский писатель и журналист, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов. Весной 1897 года он поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску, став золотоискателем.
- Этот человек – автор известных книг: «Морской волк», «Белый клык», «Сердца трёх» и многих других.
- Его литературный псевдоним совпадает с названием большого европейского города.
Джек Лондон, урождённый Джон Гриффит Чейни, годы жизни - 12 января 1876 — 22 ноября 1916.
Вопрос о литературном персонаже (о бароне Мюнхгаузене)
Подсказки
- Книгу о нём написал Рудольф Эрих Распе. Впервые этот литературный персонаж появился на страницах журнала «Путеводитель для веселых людей» в 1781 году в Берлине.
- Распорядок дня этого литературного героя начинался так:
- 6 часов утра – подъем
- 7 часов утра – разгон облаков
- 8 часов утра – подвиг
- Этот персонаж— главный враль мировой литературы. Не лжец, не злокозненный обманщик, а именно враль — «говорун, рассказчик, забавный пустослов, шутник, балагур» или «тот, кто любит рассказывать небылицы, выдумывая их на ходу».
Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен - немецкий барон, ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.
О каком произведении идет речь?
(Вопрос о сказке С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями»)
Подсказки
- Автор этого литературного произведения для детей – шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе в 1909 году.
- Эта сказочная книга вначале задумывалась как учебная. Она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
- Эта книга о мальчике, который защищал и спасал своих сказочных попутчиков. Из путешествия он возвратился настоящим человеком. Сказочные попутчики мальчика – Гусь Мартин и Акка Кнебекайсе.
В этой книге рассказывается, как Нильс спине гуся Мартина путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек — не человек.
Назовите псевдоним известного американского писателя (Вопрос о Марке Твене)
Подсказки
- Настоящее имя этого американского писателя - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Кроме литературы, он увлекался наукой и был дружен с Николой Теслой. В 1882 году — более чем за десять лет до того, как методы дактилоскопии стали известны в Соединённых Штатах — он описал поиск преступника по отпечатку пальца в романе «Жизнь на Миссисипи».
- Клеменс утверждал, что свой псевдоним он взял в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а его псевдоним дословно переводится как «метка двойка») и означает, что достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов — 2 морские сажени (≈ 3,7 м).
- Наиболее известные произведения этого автора: «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
Физминутка «Игра со зрителями (если они будут) и игроками команды»
Прием Тейк Офф Тач Даун (прямые вопросы с односложными ответами да-нет для всех детей)
Подведение итогов, награждение победителей.
Литература:
Тилипман А.М. - «Прессница и Кардон»; Издательство: Вако, 2018 г.; Серия: Занимательный учебник
Шаульская Н.А. – 2500 вопросов для школьных викторин; Издательство: Феникс, 2013 г.; серия: Здравствуй, школа!
Басни Крылов И.А. с сайта https://rustih.ru/ivan-krylov-basni/
Команда №
№ | Вопрос |
Ответ |
1. |
Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола? |
|
2. |
Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке? |
|
3. |
Друг Тома Сойера? |
|
4. |
Как звали почтальона Печкина? |
|
5. |
Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона? |
|
6. |
При каком царе в России началось книгопечатание? |
|
Команда №
№ | Вопрос |
Ответ |
1. |
Как называется книга, ставшая продолжением «Алисы в стране Чудес?» Льюиса Кэррола? |
|
2. |
Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке? |
|
3. |
Друг Тома Сойера? |
|
4. |
Как звали почтальона Печкина? |
|
5. |
Как звали любимого гуся Нильса Хольгерссона? |
|
6. |
При каком царе в России началось книгопечатание? |
|