«Программа «Все цвета, кроме чёрного» – составляющая часть программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС. Система позитивной профилактики»

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: ФГОС, ЗОЖ


Здоровье – наше богатство. Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни — богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делает еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека – с одной стороны, а с другой стороны - одна из острых проблем современной жизни, которая приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся в нашей школе является одной из основных. Именно школе отводится главная роль в выполнении основной задачи государственной социальной политики - обеспечение здоровых, активных и творческих граждан, которые будут конкурентноспособны и профессионально востребованы на рынке труда. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребенок может успешно учиться, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Возложение на школу, учителя, такой, казалось бы, несвойственной задачи - заботы о здоровье обучающихся - определяется, на наш взгляд, следующими причинами:

  • во-первых, именно здесь школьники проводят значительную часть времени;
  • во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно в стенах образовательных учреждений;
  • в-третьих, именно в младшем школьном возрасте активно формируются комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • в-четвертых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. лечением.

Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

Как решать эти задачи? Ответ прост - систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа. Именно такой и является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением стандарта – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа школы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» направлена на создание условий к стабилизации и дальнейшего укрепления здоровья обучающихся начальной школы, устранению или минимизации школьных факторов риска, способствующих росту заболеваемости.

Наши дети не умеют быть здоровыми, не знают элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствия личных приоритетов здоровья способствуют значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Многие родители убеждены, что если дома никто не курит и не пьет, то это не грозит их ребенку. К сожалению, ребенка нельзя защитить от информации об этом, они видят курящих и выпивающих на улице, слышат разговоры взрослых, пользуются компьютером. Дети не способны эту информацию правильно оценить, поэтому важно дать им правильную установку, представление о том, что хорошо, а что плохо. Задача школы, родителей - обучить детей простейшим способам общения, развивать умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Программа «Все цвета, кроме черного» является незаменимым помощником как для учителя, так и для родителей в организации системной, длительной и эффективной работы по профилактике вредных привычек, составной частью программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Смысл всей программы заключается в том, что пагубные привычки, неумение общаться и управлять собой, плохое настроение окрашивает как нашу жизнь, так и жизнь наших детей в мрачные тона. Используя данную методику, учитель вместе со своими учениками учиться окрашивать жизнь в радужные цвета.

Основная цель комплекта в социальной адаптации ребёнка, в возможности самостоятельно и вовремя сказать «нет». Мы знаем, что возраст приобщения к наркотикам снизился до 12,5 лет.

В работе используется как групповая, так и индивидуальная форма работы.

1 год обучения – «Учусь понимать себя». Задачи: Раскрыть взаимосвязь здоровья и поведения человека; научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье; привить навыки здоровьесберегающего поведения.

Второй год обучения «Учусь понимать других». Задачи: сформировать представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья; о ситуации, связанных с риском наркотизации.

Третий год обучения «Учусь общаться». Задачи: научить относится к людям, употребляющих наркосодержащие вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду; обучить равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы.

За основу в начальной школе был взят метод игры. На занятиях использовались сюжетно-ролевые («Испуганный ёжик», «Знакомство», «Ссоримся и миримся»), игры с правилами («Аплодисменты», «Поймай мяч», «Узнай по вкусу», «Я хочу подарить тебе»), образно – ролевые игры. («Задумчивый поэт», «Пожелай мне радости»). Постоянное проигрывание ситуаций в игровой форме позволяло всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности общения.

Работая по программе, ребята обязательно вели дневники самооценки, разными цветами заполняя циферблат часов, где отмечают, сколько времени они спят, гуляют, делают уроки. Если преобладает зеленый цвет - организму ребенка хорошо, если два и более сектора красного - надо что-то менять. А вот если черного больше двух секторов - беда, организму плохо. Значит, программа еще и учит малышей самооценке.

Важно, чтобы детям не приводили негативные примеры и ситуации, которые им не знакомы. Так, изучая тему «Как ты познаешь мир», мы обсуждаем сказку Вильгельма Гауфа «Маленький Мук». Маленький Мук попробовал плоды незнакомого дерева, и у него выросли длинные уши и нос. Маленький Мук попробовал плоды незнакомого дерева, и у него выросли длинные уши и нос. Дальше мы даем как аксиому детям: «нельзя ни при каких обстоятельствах пробовать незнакомые вещества».

Большим помощником в усвоении программы были рабочие тетради. Задания, предлагаемые в них, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Работа в тетрадях строится по концентрическому принципу, т. е. каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы. Каждый год проводилось анкетирование тем учебных пособий.

Результаты анкетирования: тема - самая интересная и самая трудная

Таблица 1

Класс

Самая интересная тема

Самое интересное задание

Самая трудная тема

2 класс

Твои поступки (22 чел)
Твои чувства (20 чел)
Твое настроение (15 чел)

Стр.25,19,7-8

Твои чувства (2 чел)

3 класс

Умеешь ли ты дружить (21 чел)
Общее заключительное занятие-игра с родителями (18 чел)
Как научится преодолевать трудности вместе (15 чел)

Стр.19,39,41

Как научиться преодолевать трудности вместе (2 чел)

4 класс

Как помирится после ссоры (21 чел)
Какой у тебя характер (21 чел)
Твой класс (21 чел)
Кто твой друг (19 чел)

Стр.15,16,18,29,30

Твой класс (2 чел)
Кто твой друг (2 чел)

Как показывает таблица тема общения при изучении вызывает наибольшую трудность.

Нельзя недооценить роль родителей. Родители помогают детям выполнять задания, анализировать его состояние, режим, привычки и т.п. Это дает возможность реализовать положительный опыт ребенка, полученный в школе  и в отношениях с домашними, направить его в желаемое русло. В то же время, профилактическая работа требует от взрослого отказа от собственных вредных привычек, заставляет их более внимательно относиться и к собственному здоровью. Самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка – воспитание личным примером. Участие родителей в выполнении заданий в рабочих тетрадях позволило сохранить и укрепить взаимодействие с детьми, создает условия для бесед с ребенком по проблемам, которые могут возникнуть в обыденной жизни. Помощь родителям оказывают пособия, включающие сведения о возрастных особенностях детей, факторах риска первичной наркотизации, способах организации, профилактики в семье.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

Результаты работы по программе превзошли все ожидания.

В классе за 3 года работы по программе создана дружественная, доброжелательная атмосфера. Дети общительны, испытывают удовлетворение от общения. На диаграмме виден ход развития уровня коммуникабельности детей. Это обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями этого класса. Радостно, что в классе не осталось неуверенных в себе учеников. Во 2 классе у Анисимовой Дарьи была занижена личная самооценка. В 4 классе девочка стала коммуникабельной, многие из класса готовы с ней дружить. Подтверждение этому является постоянная диагностика.

Тестирование по выявлению уровня коммуникабельности

Рис.1

Детям каждый учебный год предлагался практикум-задание: определите, как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуации (из ответов выберите тот, который совпадает с нашей точкой зрения)

«Ваше отношение к нравственным потокам поведения»

Рис.2

Вывод

Большинство детей имеют правильные нравственные ориентиры, добры, стремятся к справедливому решению проблем. Добросовестно выполнят поручение. Надеются на помощь друзей в классе, но готовы спорить с ними, если их мнение расходиться с мнением других. Большинство ребят трудолюбивы. Ни один из них в 4 классе не оставил бы работу незаконченной. А это говорит о высокой сознательности класса. Класс ориентирован на защиту слабого от несправедливости, причем 1/3 класса еще и будет искать причину конфликта. Большинство детей готовы извинится, объяснить пострадавшему, что не хотели нанести ему ущерб. Но не все понимают, что материальные последствия ущерба надо восстанавливать. С детьми проводилась индивидуальная работа учителя и психолога. Тестирование дало возможность подкорректировать работу классного руководителя.

Начиная работать по программе мы «выдвинули» предполагаемый результат: здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Результатом практической деятельности по программе «Все цвета, кроме черного» можно считать следующее:

- создание положительных эмоций, при освоении знаний, высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;

- отсутствие в классе детей, подверженных курению;

- повышение активности обучающихся во внеурочной деятельности класса, школы, города с 67 до 98%.

- взаимодействие обучающихся класса с другими учащимися начальной школы с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни;

- координация классным руководителем проектной работы обучающихся по теме «здоровье». Результаты представлены на классных часах и внеклассных мероприятиях на первой ступени обучения;

- повышение уровня активности родителей по вопросам сохранения здоровья;

- преемственность в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

- 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования. Что и требуют от нас стандарты 2 поколения.