Цель: Ознакомление родителей одним из методов развития речи детей: использование камешков «Марблс» в коррекционной работе.
Задачи:
- Дать понятие камешки «Марблс», раскрыть актуальность, познакомить с дидактическими играми.
- Дать рекомендации родителям по использованию камешков «Марблс» в домашних условиях.
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на собрании, тема которого: «Использование камешков «Марблс» в коррекционной работе по развитию речи детей».
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи.
Камешки марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
- Развитие мелкой моторики;
- Упражнение в ориентировке на плоскости листа;
- Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- Развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики;
- Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое;
- Профилактика дисграфии, работа по автоматизации поставленных звуков;
- Развитие тактильных ощущений, эстетическое восприятие;
- Развитие образного мышления, зрительное внимание, память;
- Развитие умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
Для Вас, уважаемые родители, были составлены игры с использованием камешков «Марблс» - «Разноцветное счастье»:
- Чудесный мешочек
- Сухой бассейн
- Золушка
- Гирлянда
- Волшебная дорожка
- Знакомство с буквой
- Найди место камешку
- Собери по образцу
- Веселый пейзаж
- Цветущая полянка
- Составь геометрическую фигуру
- Говори и закрой
- Собери эмоции
- Звуковые дорожки
Разноцветные шарики и успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Использование в работе с детьми разноцветных блестящих камешков – шариков успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.
В конце выступления хочу вам раздать памятки с полным описанием данных игр. Надеюсь, что данная разработка будет интересна и полезна вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.
Игры с камешками «Разноцветное счастье»
1. «Чудесный мешочек»
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета.
Перед ребенком находится образец-камушек. Взрослый просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают камушек, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
2. «Сухой бассейн»
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых - мелкая игрушка. Взрослый предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся шарики. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
3. «Золушка»
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
4. «Гирлянда»
У ребенка - лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
5. «Изучаем» (буквы, цифры, геометрические фигуры, эмоции и т.п.)
Закрепляем зрительный образ изучаемой буквы с помощью камушков.
6. «Волшебная дорожка»
У ребенка - подносы с разноцветными камушками, взрослый называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, взрослый называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.
7. «Графический диктант», или «Найди место камешку»
Взрослый дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий - в верхний левый угол, зеленый - в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый - в левый нижний.
Взрослый предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок
8. «Собери по образцу»
Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Разновидности: Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками.
9.«Картина»
Развитие эстетическое восприятие, творчества, обогащение словаря через релаксацию с помощью выкладывания камушками пейзажа, дна моря, цветущей полянки, сад камней и т.п..
10.«Давай знакомится»
Ребенку предлагается перечислить личностные качества себя или друга. При перечислении ребенок берет по одному камешку любого цвета складывает их в одну вазу. После того как перечислит, задаем вопросы: Какие качества ты бы хотел оставить? А какие мы уберем? И т.п.
11.«Звуковые дорожки»
1 вариант. Ребенок за взрослым повторяет поставленный звук изолированно либо в слогах и выкладывают дорожку из шариков (можно использовать решетку для кухни).
2 вариант. Ребенок на карточке с помощью камушков определяет место изучаемого звука в словах.