Предмет: литература
Класс: 5
Авторы УМК:
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 1. –М:. Просвещение 2015.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. Часть 2. –М:. Просвещение 2015.
Тема урока: Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Цели урока:
- Деятельностные: развивать и формировать мыслительные способности учащихся для лучшего усвоения темы, обобщение и систематизация материала для дальнейшего усвоения знаний.
- Содержательные: повторить виды сказок, уметь различать литературную сказку и фольклорную, знать их отличительные черты. Знакомство с русским писателем А. Погорельским и его сказкой «Чёрная курица, или Подземные жители». Знакомство с определением слова «псевдоним».
Этап | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: эмоциональный настрой на урок |
Нестандартное начало: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки» (скачать в телефон). Ребята, кто знает, что это за музыка? Какие возникли ощущения? Раньше была передача для детей, в которой показывали разные сказки. Такая мелодия была в качестве заставки к ней. Понравилась музыка? |
Настрой на урок. Отвечают на вопрос. |
Самоопределение деятельности, участие в коллективном сотрудничестве |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: предварительная подготовка учеников к восприятию материала. |
Постановка проблемного вопроса Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин. Как понимаете данное высказывание? Итак, речь у нас пойдёт про сказки. Дети, какие виды сказок вы знаете. Давайте составим кластер. Я пишу на доске, вы в тетрадках. Сказки: волшебные, бытовые, о животных. |
Отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадях |
Планирование учебной деятельности. Осмысление, участие в коллективном диалоге. Аргументация своей точки зрения. |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обозначение цели и средств достижения поставленной цели |
Постановка проблемного вопроса: с какими сказками мы с вами познакомились на уроках литературы, чем они отличаются? Кто сочиняет сказки? (народ и писатели) Снова записываем в тетрадь: сказки- народные(УНТ) и литературные. Подтвердите своими примерами, запишите названия сказок литературных и народных Предположите о какой сказке мы будем беседовать на нашем уроке? Давайте разберёмся, в чём же состоит отличие этих сказок? Работа в парах: 1 вариант заполняет в таблицу отличительные черты фольклорной сказки, 2 вариант- литературной. Потом обменяетесь информацией. Подводим итоги:
|
Обозначают цели, называют тему урока. Записывают в тетрадях, заполняют таблицу, обсуждают. |
Самоопределение деятельности, контроль своего вида деятельности, участие в коллективном диалоге, обмен познавательным материалом с соседом по парте. |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение причины затруднения в ответе на вопрос |
Вы слышали раньше об Антонии Погорельском? Антоний Погорельский – русский писатель. Им создана сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Может быть, вы фильм смотрели? Физминутка. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте снова добрую мелодию. Кто желает может подвигаться под по музыку (звучит заставка к передаче «В гостях у сказки») |
Отвечают на поставленный вопрос. Выстраивают цепочку рассуждений, выдвигают предположения, участвуют в коллективном диалоге |
Самоопределение деятельности, контроль своего вида деятельности, участие в коллективном диалоге, обмен познавательным материалом с соседом по парте. |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение новых знаний |
Ребята, вы знаете, что означает слово «псевдоним»? Антоний Погорельский – это псевдоним писателя. Кому была посвящена эта сказка? На эти вопросы вы найдёте ответ в презентации. - Просмотр презентации(первые 4 слайда) |
Учащиеся отвечают на вопросы, смотрят презентацию, нужную информацию заносят в тетрадь |
Анализ и обобщение материала, подбор адекватных речевых средств, аргументация своей позиции, участие в коллективном диалоге, контроль своей деятельности |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: |
Чтение сказки детьми до описания чёрной курочки. Выборочный пересказ. Непонятные слова учитель разъясняет ученикам. Так кто главный герой в сказке? (слайд 5) Как проводил свободное время Алёша? Какую курочку любил больше всего? (слайд 6) Ребята, вы любите волшебство в сказках? Вот и в нашей сказке курочка вскоре заговорит…(слайд 7) Поведёт нашего Алёшу в подземелье…(слайд 8) А потом вырастет до невиданных размеров и вступит в сражение с рыцарями (слайд 9). Интересно? В сказке у Антония Погорельского изображается 2 мира: реальный и фантастический (слайд10) Что характерно, такая двойственность проявляется и в натуре нашего мальчика: сначала он предстаёт перед нами одним человечком, а потом его совершенно не узнать, потому что Алёша сильно изменится (слайд 11) И вот тут уместно вспомнить эпиграф А.С.Пушкина. Так чему же учит нас сказка? (слайд 12) Итог наших размышлений сводится к простым истинам (слайд13) |
Ученики следят за чтением своих одноклассников, пересказывают кратко прочитанное, отвечают на вопрос учителя |
Адекватное восприятие материала, контроль и самоконтроль видов деятельности, участие в диалоге |
Рефлексия деятельности Цель этапа: оценить результаты своей деятельности и деятельности одноклассников |
Рефлексия. Д/З: Прочитать сказку, ответить на вопросы в конце учебника, дать характеристику главному герою(письменно). |
Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке мне показалось непонятным… Мне было интересно… Записывают в дневник д/з. |
Контроль и самоконтроль своей деятельности Определение своей успешности на уроке, коллективное обсуждение. |