Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) делает весомый акцент на необходимости создания в дошкольных образовательных организациях (ДОО) таких развивающих и образовательных условий, которые обеспечивали бы личностно-ориентированный подход к каждому ребенку и сохраняли бы для него ценность проживания в своем развитии периода дошкольного детства. Такой функциональной принадлежностью, по ФГОС ДО, наделена развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО), которая призвана обеспечивать ребенку дошкольного возраста оптимальные условия развития в соответствии с их возрастными возможностями, особенностями здоровья и, при необходимости, для реализации коррекции недостатков его развития.
В связи с этим, ФГОС ДО определяет характеристики РППС ДОО, которые наделяли бы его необходимыми качествами, такими как:
- насыщенность разнообразным материалом, оборудованием и инвентарем;
- трансформируемость - изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- вариативность - наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- доступность - свободный доступ для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Представляется интересным вариантом воплощения всех перечисленных требований ФГОС ДО к РППС ДОО идея создания ковролинового пространства в помещениях игровых комнат ДОО.
Функциональное предназначение такого мягкого ковролинового пространства – организация в игровых помещениях групп ДОО пространства, объединяющего в себе свойства развития и релаксации (психологической разгрузки) воспитанников.
Такое ковролиновое пространство условно может быть названо «ЗЕЛЕНАЯ ПОЛЯНКА» все зависит от того, в какой цветовой гамме оно может быть исполнено. С точки зрения психологии, предпочтительным считается сочетание оттенков зеленого и синего цветов. Они оказывают на восприятие человека успокаивающе-умиротворяющее воздействие, что оптимально для применения такого пространства в контексте психологического расслабления воспитанников. В ситуациях же, применимых к развивающим взаимодействиям с детьми, такая гамма цветов может являть собой фон, одновременно эмоционально нейтральный (спокойный) для восприятия объектов развития, расположенных в нем, и стимулирующий, эмоционально располагающий воспитанников к творческой и игровой активности.
Форма ковролинового пространства «Зеленая полянка» и, от части, развивающее игровое оборудование имитируют объекты природы. Трава (ковролин однотонного травятисто-зеленого цвета на полу), линия небесного горизонта (ковролина голубого цвета по вертикали стен), деревья, кустарники, крепящиеся к стенам, создают дополнительную атмосферу эмоционального комфорта, располагающую к развивающим взаимодействиям с воспитанниками.
Для оптимальности организации такого пространства и акцентуации развивающего эффекта, подобное ковролиновое пространство, предпочтительнее размещать в углу игровой комнаты, закрепляя ковролин по стенам и полу так, чтобы создавался эффект трехмерного, объемного пространства.
Ковролин в таком пространстве должен обладать определенными техническими свойствами. На стенах он выполняет функцию коврографа, к его вертикальной плоскости крепятся предметы игрового и развивающего оборудования при помощи швейной контактной ленты (липучки), закрепленной на его тыльной стороне. Ковролин на полу должен обладать мягкими и комфортными для тактильных осязаний свойствами. Оборудование с креплениями из контактных лент за него цепляться не должно.
С точки зрения развивающей принадлежности, такое пространство, предоставляет детям разнообразие форм интеллектуальной и познавательной активности, в зависимости от игрового оборудования, избранного ими, либо предложенного им для развивающей активности. В условиях трехмерности ковролинового пространства дети обладают возможностью свободного перемещения в нем, избегая статичности поз, подобных работе за столами, разворачивая игровую деятельность и проявляя творческую инициативу.
Развивающие возможности предлагаемого ковролинового пространства, в зависимости от времени года за окном, могут претерпевать сезонные изменения. В весенне-летне-осенний период на «зеленой полянке» группы может раскинуть свои ветви ковролиновая яблоня. Ее высота составляет 1м 20см. Крепится от пола по вертикали поверхности коврографа с помощью контактной ленты. К яблоне прилагается комплект дидактического набора яблок красного и желтого цвета (по 5 шт.) и набора темно-зеленых и светло-зеленых листьев большой, средней и маленькой величины (по 10 шт.). Каждый набор яблок с убыванием по величине. В зависимости от развивающих задач, наборы помогаю детям развивать и закреплять навыки сравнения предметов по величине, форме, цвету; формировать и закреплять представления о понятиях «количество и счет». В комплекте с яблоней также набор объемных мягких напольных подушек с релаксирующим и развивающим предназначением в текстильных чехлах с набивным рисунком, имитирующим поляны с цветами, ягодами, бабочками.
К празднику Нового года на месте ковролиновой яблони появляется ковролиновая елка высотой 1м20см. В канун ожидания новогоднего чуда, с такой елкой дети могут многократно экспериментировать в ее украшении без опасений для взрослых, что что-то сломается, разобьется или разрушится. Ведь в дидактическом комплекте к ковролиновой елке прилагается набор елочных украшений из текстиля и фетра, а он, как и все оборудование ковролинового пространства - с основой из контактной швейной ленты для крепления по вертикальной поверхности коврографа.
Под елкой – три подушки в текстильных чехлах с набивными рисунками. Они имитируют с одной стороны белые сугробы, с другой – новогодние сюжеты с изображением сказочных Снеговиков. С этими сюжетами можно играть в игры «Сравни» и «Найди отличия».
Целевой комплект игровых средств для развивающего ковролинового пространства включает и другие дидактические пособия. Главная особенность таких пособий – крепление их развивающего оборудования к ковролину при помощи швейной контактной ленты.
- Игры-шнуровки «Дом», «День и ночь».
- Игры-конструкторы «Притворщик», «Транспорт» (для детей старшего дошкольного возраста).
- Предметные изображения растений, животных, фруктов.
- Комплексное дидактическое пособие «Терем-теремок».
- Мягкие напольные подушки, в чехлах с набивным тематическим рисунком.
Возможности условий ковролинового пространства достаточно обширны, широки, и, быть может, недостаточно еще изведаны. Ведь такое пространство предоставляет возможность кроме релаксирующих психологических сеансов для воспитанников ДОО, организовывать в нем и мастер-классы для родителей по игровым взаимодействиям с детьми, и конструирование из мягких напольных модулей и прочее, прочее…
Ведь основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде дошкольных образовательных организаций является ее: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность!