Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мы строим зоопарк»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Создание условий для переноса ранее усвоенных речевых умений и навыков, через игры и упражнения в новую ситуацию с использованием песочной игротерапии и конструирования.

Задачи:

  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие конструктивных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности.
  • Совершенствование координации движений, мелкой моторики.
  • Совершенствование навыков позитивной коммуникации.

Оборудование:

  • маленькие игрушки (слон, жираф, бегемот, лев, тигр, обезьяна, крокодил);
  • пластмассовый конструктор;
  • пластмассовые деревья, кусты, цветы;
  • счетные палочки, цветные крышки;
  • 2 пластмассовых контейнера (бассейн для бегемота и озеро для крокодила);
  • предметы-заместители;
  • лейка с водой.

Словарная работа: зоопарк, носище, глазища, когтищи, хвостище, усищи, ротище, ножищи, хвостище, длинношеий, длинноногий, пышногривый, толстоногий, длиннохвостая, длинноносый, быстроногий, вольер, забор, след, начинка.

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель. Оля, ты была в зоопарке? Назови зверей, которых ты видела там.

2. Основная часть

Упражнение 1. «Отгадай загадки»

Развитие высших психических функций.

Воспитатель. Я загадаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать и показать на картинках.

Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)

Удивляется народ:
По реке бревно плывет.
У него большой живот
Кто же это?
(Бегемот)

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил)

Полосатый, словно зебра,
И усатый, будто кот.
По лесным зеленым дебрям
На охоту он идет.
(Тигр)

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
(Жираф)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена?
(Лев и львица)

С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки,
На качелях из лианы.
Ввысь взлетают … (обезьяны)

Воспитатель. Молодец, с этим заданием ты отлично справилась.

Упражнение 2. Игра с мячом «Очень большой»

Образование существительных с помощью суффикса «-ищ ».

Воспитатель. Давайте поиграем. Игра «Очень большой».

Давай встанем. Я буду бросать тебе мяч, а ты поймав его изменишь слово по образцу. Затем мяч возвращает мне. Например: У слона не нос, а длинный носище.

У слона не глаза, а … (глазища). У льва не когти, а … (когтищи). У обезьяны не хвост, а … (хвостище). У тигра не усы, а … (усищи). У бегемота не рот, а … (ротище). У жирафа не ноги, а … (ножищи). У крокодила не хвост, а … (хвостище).

Упражнение 3. Игра с мячом «Длинные слова»

Образование сложных прилагательных.

Воспитатель. Поиграем в игру «Длинные слова»?

Воспитатель, бросая мяч, произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребёнка изменить словосочетание по предложенному образцу и возвратить мяч.

Воспитатель. У жирафа длинная шея, поэтому его называют длинношеий.

  1. У жирафа длинные ноги, поэтому его называют … (длинноногий).
  2. У льва пышная грива, поэтому его называют … (пышногривый).
  3. У бегемота толстые ноги, поэтому его называют … (толстоногий).
  4. У обезьяны длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).
  5. У слона длинный нос, поэтому его называют … (длинноносый).
  6. У тигра быстрые ноги, поэтому его называют … (быстроногий).
  7. У крокодила длинный хвост, поэтому его называют … (длиннохвостый).

Упражнение 4. «Строим зоопарк»

Развитие конструктивных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности.

Воспитатель. А где живут звери в зоопарке?

Ребёнок. В клетках.

Воспитатель. Правильно говорят: в вольерах. Вольер – огражденная площадка для содержания животных (зверей, птиц). Давай построим зоопарк в песочнице. У каждого зверя должен быть свой вольер – новое жилище в зоопарке. И жить они должны рядом, чтобы не скучали. Выбери зверя и построй ему просторный вольер. Из чего будешь строить?

Ребёнок. Вольер можно построить из песка, из пластмассового конструктора, из палочек.

Воспитатель помогает в выборе материала, постройке и обустройстве вольеров. Для бегемота делают «бассейн» (вкапывают в песок пластмассовый контейнер) и наполняют его водой из лейки; для жирафа сажают «деревья» (пальцами вдавливая песок, делают ямки, утрамбовывают песок вокруг «деревьев»); для слона и других зверей устанавливают емкости с водой для питья, малые формы из предметов-заместителей, сажают растительность.

Воспитатель. Уютные вольеры для зверей получились. Что еще надо сделать между вольерами?

Ребёнок. Нужно сделать дорожки, можно посадить цветы, кустарники. Делают клумбы с помощью формочек и украшают цветами. Вдоль дорожек сажают кусты.

Воспитатель. Нужно поставить вокруг зоопарка забор.

Ребёнок. Поставим вокруг забор и построим вход в зоопарк.

Строят забор по выбору из пластмассового конструктора или из песка, затем строят арку из деревянного конструктора.

Воспитатель. Посмотри, какой замечательный зоопарк мы построили!
Наши звери довольны.

Физминутка. Координация речи с движением

Воспитатель. Посмотри, звери радуются, давай поиграем вместе с ними.

Дилы-дилы-дилы – мы зубастые и жадные крокодилы.
(Изображают руками пасть крокодила, открывают – закрывают)
Моты-моты-моты – мы большие бегемоты.
(Изображают, как ходят бегемоты, как широко открывают рот)
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.
(Надувают щеки, будто набирают воду, затем «брызгаются»)
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
(Изображают скачущих обезьян)
Афы–афы–афы – жуют листики жирафы.
(Тянутся вверх, изображая жирафов)

Упражнение 5. «Чьи следы»

Образование притяжательных прилагательных от существительных.

Воспитатель. Давай присядем. Оля, а если любое животное пройдёт по песку, что оно за собой оставит?

Ребёнок. Следы.

Воспитатель. В нашем зоопарке тоже много следов зверей. Давай отгадаем чьи они. Где гулял тигр видны тигриные следы, где гулял лев – следы чьи? … (львиные); слон – следы чьи? …; жираф - …; обезьяна - …; бегемот - …; крокодил - …

Воспитатель. Отлично. Продолжаем дальше.

Упражнение 6. «Угостим зверей»

Развитие тактильной чувствительности. Образование относительных прилагательных.

Воспитатель. А ты знаешь, что животные едят в зоопарке?

Ответ ребёнка.( мясо, рыбу, овощи, фрукты и т.д.)

Воспитатель. Давай и мы угостим наших зверей булочками. Как будем готовить?

Ребёнок. Надо взять песок в руки, сжать его между ладонями, скатать колобок.

Воспитатель. Приготовим булочки с разными начинками. У меня булочки с капустной начинкой для бегемота.

Воспитатель. С какой начинкой можно ещё приготовить булочки? И для кого?

Ребёнок. Булочки с банановой, с клубничной, с яблочной, с ягодной, с картофельной, с мясной начинками. Для обезьяны, для крокодила, для слона и т.д.

Упражнение 7. «Расскажи о своем звере»

Развитие связной речи.

Воспитатель. Попробуй рассказать о любом животном из нашего зоопарка. Послушай, как это сделаю я.

Я построила вольер для жирафа из песка. Высокий вольер. Жираф тоже высокий. Посадила четыре дерева. Жираф любит листья. Жирафу дам булочку с капустной начинкой.

3. Итог

Воспитатель. Оля, о чём мы сегодня с тобой беседовали? Что мы с тобой строили? Что тебе понравилось больше всего? Ты сегодня очень хорошо работала. Можешь построить что-то по своему желанию.

«Это жилище льва. Его вольер из песка, а сверху я украсила его цветными крышками. Лев красивый. У него густая грива. Он сильный и быстрый. В вольере растут деревья, кусты, цветы. Есть бревно. Лев любит лежать на нем и махать хвостиком с кисточкой. Я угостила льва булочками с мясной начинкой».