Цель: Создание условий для переноса ранее усвоенных речевых умений и навыков, через игры и упражнения в новую ситуацию с использованием песочной игротерапии и конструирования.
Задачи:
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие конструктивных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности.
- Совершенствование координации движений, мелкой моторики.
- Совершенствование навыков позитивной коммуникации.
Оборудование:
- маленькие игрушки (слон, жираф, бегемот, лев, тигр, обезьяна, крокодил);
- пластмассовый конструктор;
- пластмассовые деревья, кусты, цветы;
- счетные палочки, цветные крышки;
- 2 пластмассовых контейнера (бассейн для бегемота и озеро для крокодила);
- предметы-заместители;
- лейка с водой.
Словарная работа: зоопарк, носище, глазища, когтищи, хвостище, усищи, ротище, ножищи, хвостище, длинношеий, длинноногий, пышногривый, толстоногий, длиннохвостая, длинноносый, быстроногий, вольер, забор, след, начинка.
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель. Оля, ты была в зоопарке? Назови зверей, которых ты видела там.
2. Основная часть
Упражнение 1. «Отгадай загадки»
Развитие высших психических функций.
Воспитатель. Я загадаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать и показать на картинках.
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)Удивляется народ:
По реке бревно плывет.
У него большой живот
Кто же это?
(Бегемот)По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил)Полосатый, словно зебра,
И усатый, будто кот.
По лесным зеленым дебрям
На охоту он идет.
(Тигр)Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
(Жираф)Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена?
(Лев и львица)С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки,
На качелях из лианы.
Ввысь взлетают … (обезьяны)
Воспитатель. Молодец, с этим заданием ты отлично справилась.
Упражнение 2. Игра с мячом «Очень большой»
Образование существительных с помощью суффикса «-ищ ».
Воспитатель. Давайте поиграем. Игра «Очень большой».
Давай встанем. Я буду бросать тебе мяч, а ты поймав его изменишь слово по образцу. Затем мяч возвращает мне. Например: У слона не нос, а длинный носище.
У слона не глаза, а … (глазища). У льва не когти, а … (когтищи). У обезьяны не хвост, а … (хвостище). У тигра не усы, а … (усищи). У бегемота не рот, а … (ротище). У жирафа не ноги, а … (ножищи). У крокодила не хвост, а … (хвостище).
Упражнение 3. Игра с мячом «Длинные слова»
Образование сложных прилагательных.
Воспитатель. Поиграем в игру «Длинные слова»?
Воспитатель, бросая мяч, произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребёнка изменить словосочетание по предложенному образцу и возвратить мяч.
Воспитатель. У жирафа длинная шея, поэтому его называют длинношеий.
- У жирафа длинные ноги, поэтому его называют … (длинноногий).
- У льва пышная грива, поэтому его называют … (пышногривый).
- У бегемота толстые ноги, поэтому его называют … (толстоногий).
- У обезьяны длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).
- У слона длинный нос, поэтому его называют … (длинноносый).
- У тигра быстрые ноги, поэтому его называют … (быстроногий).
- У крокодила длинный хвост, поэтому его называют … (длиннохвостый).
Упражнение 4. «Строим зоопарк»
Развитие конструктивных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитатель. А где живут звери в зоопарке?
Ребёнок. В клетках.
Воспитатель. Правильно говорят: в вольерах. Вольер – огражденная площадка для содержания животных (зверей, птиц). Давай построим зоопарк в песочнице. У каждого зверя должен быть свой вольер – новое жилище в зоопарке. И жить они должны рядом, чтобы не скучали. Выбери зверя и построй ему просторный вольер. Из чего будешь строить?
Ребёнок. Вольер можно построить из песка, из пластмассового конструктора, из палочек.
Воспитатель помогает в выборе материала, постройке и обустройстве вольеров. Для бегемота делают «бассейн» (вкапывают в песок пластмассовый контейнер) и наполняют его водой из лейки; для жирафа сажают «деревья» (пальцами вдавливая песок, делают ямки, утрамбовывают песок вокруг «деревьев»); для слона и других зверей устанавливают емкости с водой для питья, малые формы из предметов-заместителей, сажают растительность.
Воспитатель. Уютные вольеры для зверей получились. Что еще надо сделать между вольерами?
Ребёнок. Нужно сделать дорожки, можно посадить цветы, кустарники. Делают клумбы с помощью формочек и украшают цветами. Вдоль дорожек сажают кусты.
Воспитатель. Нужно поставить вокруг зоопарка забор.
Ребёнок. Поставим вокруг забор и построим вход в зоопарк.
Строят забор по выбору из пластмассового конструктора или из песка, затем строят арку из деревянного конструктора.
Воспитатель. Посмотри, какой замечательный зоопарк мы построили!
Наши звери довольны.
Физминутка. Координация речи с движением
Воспитатель. Посмотри, звери радуются, давай поиграем вместе с ними.
Дилы-дилы-дилы – мы зубастые и жадные крокодилы.
(Изображают руками пасть крокодила, открывают – закрывают)
Моты-моты-моты – мы большие бегемоты.
(Изображают, как ходят бегемоты, как широко открывают рот)
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.
(Надувают щеки, будто набирают воду, затем «брызгаются»)
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
(Изображают скачущих обезьян)
Афы–афы–афы – жуют листики жирафы.
(Тянутся вверх, изображая жирафов)
Упражнение 5. «Чьи следы»
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Воспитатель. Давай присядем. Оля, а если любое животное пройдёт по песку, что оно за собой оставит?
Ребёнок. Следы.
Воспитатель. В нашем зоопарке тоже много следов зверей. Давай отгадаем чьи они. Где гулял тигр видны тигриные следы, где гулял лев – следы чьи? … (львиные); слон – следы чьи? …; жираф - …; обезьяна - …; бегемот - …; крокодил - …
Воспитатель. Отлично. Продолжаем дальше.
Упражнение 6. «Угостим зверей»
Развитие тактильной чувствительности. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель. А ты знаешь, что животные едят в зоопарке?
Ответ ребёнка.( мясо, рыбу, овощи, фрукты и т.д.)
Воспитатель. Давай и мы угостим наших зверей булочками. Как будем готовить?
Ребёнок. Надо взять песок в руки, сжать его между ладонями, скатать колобок.
Воспитатель. Приготовим булочки с разными начинками. У меня булочки с капустной начинкой для бегемота.
Воспитатель. С какой начинкой можно ещё приготовить булочки? И для кого?
Ребёнок. Булочки с банановой, с клубничной, с яблочной, с ягодной, с картофельной, с мясной начинками. Для обезьяны, для крокодила, для слона и т.д.
Упражнение 7. «Расскажи о своем звере»
Развитие связной речи.
Воспитатель. Попробуй рассказать о любом животном из нашего зоопарка. Послушай, как это сделаю я.
Я построила вольер для жирафа из песка. Высокий вольер. Жираф тоже высокий. Посадила четыре дерева. Жираф любит листья. Жирафу дам булочку с капустной начинкой.
3. Итог
Воспитатель. Оля, о чём мы сегодня с тобой беседовали? Что мы с тобой строили? Что тебе понравилось больше всего? Ты сегодня очень хорошо работала. Можешь построить что-то по своему желанию.
«Это жилище льва. Его вольер из песка, а сверху я украсила его цветными крышками. Лев красивый. У него густая грива. Он сильный и быстрый. В вольере растут деревья, кусты, цветы. Есть бревно. Лев любит лежать на нем и махать хвостиком с кисточкой. Я угостила льва булочками с мясной начинкой».