Урок русского языка во 2 классе по теме "Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ"

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: сочетания букв


Цель: создать условия для систематизации сведений учащихся о правописании буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Планируемые результаты:

  • Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание к сверстникам; оказывают помощь при неудачном выполнении заданий и упражнений.
  • Предметные: анализируют звучащие слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; соотносят произношение ударных гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу, жи-ши и их обозначение буквами; используют правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши в практической деятельности.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные – овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения.
  • Регулятивные – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Коммуникативные – соблюдают требования к культуре речи, этические нормы приветствия.

Информационно-образовательные ресурсы:

  • Учебник;
  • Доска: буквы для минутки чистописания; карточки для команд;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

(Мотивация – самоопределение к деятельности)

На доске девиз:

  • «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!»
  • «С хорошим настроением принимайся за работу!»

- Как вы понимаете эти высказывания?

 

2. Минутка чистописания.

Пальчиковая разминка.

  • Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми.
  • Теплыми ладошками погрели щечки.
  • Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.
  • Пощипали и слегка подергали себя за мочку ушей, как – будто у нас сегодня день рождения.
  • Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.
  • Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.
  • С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.
  • Погладили себя по голове, “Какие мы молодцы!”.

Разбить на две группы

Подводящий диалог

На доске запись:

А Ч Ы  Ж У Ю Ш  И Щ Я

- Предложите задание, которое можно выполнить с этими буквами.

- На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

- Назовите согласные. Что о них можете рассказать?

- Запишите эти буквы в минутке чистописания, соблюдая нормы каллиграфии.

- Какие сочетания можно составить используя гласные нашего ряда?

На гласные и согласные
а ы у ю и я
ч ж ш щ
Буквы обозначают согласные шипящие звуки.

Жи-ши ча-ща чу-щу

Слоги
Составить слова из слогов.

3.Введение в тему урока.

На доске запись:

У ЧА ДА ЧУТ ЖИ ЩУ КИЙ МЫ КА  ШИ ЩА

- Что записано на доске? Предложите задание для всех ребят.

 Чуткий, щука, мыши, камыши, удача, чаща, дача, каши.

- Опираясь на выполненные задание, сформулируйте тему нашего урока.

- Сформулируем цель нашего урока с опорой на слова

- повторить…

- учиться…

- Запишите по памяти как можно больше слов, которые вы составили из данных слогов. Прокомментируйте и обозначьте орфограммы, над которыми мы сегодня работаем.

«Буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ»

Повторить написание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ; учиться правильно писать слова с этими сочетаниями.

Ребята выполняют задание в тетради. Затем проверяют с доской.

Проговаривают правило.

4.Словарная работа.

- Отгадайте загадку

Если друг пока не близкий,
То, пожалуй, он не друг.
Вдруг свершит поступок низкий
Иль откажет в просьбе вдруг.
А пока я с ним общаюсь,
Много общих с ним вещей.
В друга сам я превращаюсь
Из числа...
товарищей.

- Итак, словарное слово Товарищ.

Презентация к слову.

1. ребус
2. загадка
3. толкование

Товарищ – старинное русское слово, образованное от слова товар.

Товарищами называли себя бродячие торговцы на Руси, которые торговали одним и тем же товаром.

С древне - русского товаръ, товарище переводится как стан, военный лагерь.

По некоторым данным товарищами называли купцов, которые вместе ехали за товаром или возвращались с товаром.

В Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова –

Товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

4. звуковой анализ

  • В слове Товарищ [тавар'ищ'] – 7 б., 7 зв., 3 сл., 3 гл., 4 согл.
  • Ударение падает на второй слог тов`арищ
  • Деление слова на слоги: то-ва-рищ

Необходимо запомнить орфограмму в первом слоге. Букву О.

5. синонимы
6. фразеологизмы
7. пословицы

- Хорошо всем известна крылатая фраза великого полководца Александра Васильевича Суворова - Сам погибай, а товарища выручай. Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию.

Записать слово в тетрадь. Не забыть занести в словарь.

Записать в тетрадь и объяснить орфограммы.

5.Физминутка

Ши-ши-ши – ты руками помаши!
Жи-жи-жи – лево-право покажи!
Ча-ча-ча – руку тянем до плеча.
Ща-ща-ща – кулаками повращать,
Чу-чу-чу – головой я покручу.
Щу-щу-щу – руки вниз я опущу!

 

6.Закрпление по теме. Выполнение тренировочных заданий.

Чтоб ошибок избежать
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Своё внимание к словам.

Работа в группах-четвёрках. Вы получили карточки. Внимательно посмотрите и догадайтесь, что необходимо сделать.

Этот диктант написал один ученик.

Найди и исправь ошибки. 

Два таварища.

Учиник юра Щюкин не могу решыть задачу. Задачя  была трудная. К Юре пришёл таварищ слава чайкин. Он помог решыть задачьку. Слава – хароший друг.

- Что вы можете посоветовать ученику в данном случае. Попробуйте со своей мини-группой придумать памятку, плакат для запоминания правил, которые не знает ученик.

Два товарища.

Ученик Юра Щукин не мог решить задачу. Задача была трудная. К Юре пришёл товарищ Слава Чайкин. Он помог решить задачку. Слава – хороший друг.

Ребята работают в группах на листах бумаги.
Затем одна-две группы защищают работу.

7.Оценивание работы группы и своей работы на линеечках.

У групп на столах лист для оценивания. Оцените работу своей группы.

Каждый ребёнок сам себя оценивает на линеечках в тетрадях.

8.Рефлексия.

Прием «Рюкзак».

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела.

Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.

Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Рюкзак перемещается по классу.

Дети говорят, чему научились, что запомнили

9.Итог урока.

- Что получилось лучше всего на уроке?

- Что вызвало затруднение?

 

10.Домашнее задание по выбору.

  • учебник – стр.94 упр.180
  • найти и записать несколько пословиц с сочетаниями по теме нашего урока.
  • написать мини-сочинение на тему «Мой товарищ»