Моя педагогическая система

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: педагог


Профессия учителя технологии относится к группе профессий, предметом которой является человек. Учитель технологии имеет целью своей деятельности становление, формирование и преобразование личности обучающегося.

Особенность профессионально-педагогической деятельности учителя технологии состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой стороны профессия этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо профессиональной области. Для мастера производственного обучения - это знания и умения во многих видах профессиональной деятельности.

Анализ работы учителя технологии показывает, что он должен владеть сегодня многими видами деятельности, которые имеют значительно более широкий диапазон, чем те, что представлены в Государственном образовательном стандарте.

Для того чтобы сделать подход к обучающемуся более дифференцированным, в своей работе я использую в различных сочетаниях преимущественно три способа организации учебного материала: аналитический, синтетический и ситуационный.

Аналитический способ заключается в том, что трудовые действия, которые нужно научить выполнять, расчленяются на составные части, каждая из которых изучается отдельно. Овладение приёмом, например, сводится к изучению отдельных движений, из которых он состоит. При изучении операции сначала последовательно осваиваются приёмы, при помощи которых она выполняется, и лишь затем типичные сочетания приёмов в операции, а изучению трудового процесса предшествует усвоение всех операций, при помощи которых он осуществляется.

Синтетический способ предусматривает последовательное изучение относительно законченных видов трудовой деятельности (например, трудовых процессов) начиная с простых и переходя к всё более сложным; при этом трудовые операции и приёмы усваиваются в непосредственной связи с изучением трудовых процессов.

Ситуационный способ предполагает формирование умения осуществлять какой- либо ответственный вид трудовой деятельности, выполняя его целиком во всё более усложняющихся условиях, в различных ситуациях. Этот способ получает всё большее применение в связи с подготовкой рабочих автоматизированного труда. Чтобы обучающиеся овладели умениями, необходимыми для наладки сложного оборудования, выявления причин неполадок в его работе и отклонений сложного аппаратурного процесса от установленного режима, определения характера реагирования на них, соответствующие разделы содержания обучения должны быть построены по ситуационному способу.

Рассмотренные выше способы построения содержания обучения сочетаются в Операционно-комплексной системе.

Согласно операционно-комплексной системе программы строятся по следующей схеме. После изучения двух-трёх начальных тем, правилами техники безопасности и трудового распорядка, начинаю последовательно обучать операциям - от простых до всё более сложных с учётом их типичной последовательности в технологическом процессе.

Каждую операцию обучающиеся изучают отдельно лишь до тех пор, пока не научатся в основном правильно выполнять её важнейшие приёмы. Формирование и совершенствование навыков выполнения операций провожу на комплексных работах (включающих все или несколько пройденных операций), которые даются после изучения двух-четырёх очередных операций.

Комплексные работы имеют целью закрепить умение выполнять не только операции, но и их типичные сочетания и в связи с этим привить навыки чтения чертежей, планирования технологического процесса, расчёта режимов работы, настройки оборудования и осуществления других функций планирования, подготовки и контроля производственного процесса. При этом первоначальные умения, необходимые для выполнения этих функций преимущественно умственного труда, формируются в процессе теоретического обучения.

После относительно простых комплексных работ следуют сложные комплексные работы, уже не чередующиеся с изучением отдельных операций. Выполняя их, обучающиеся осваивают типичные трудовые процессы, совершенствуют свои умения разбираться в конструкции различных изделий, в разработке и применении прогрессивной технологии, специальных инструментов и приспособлений, расширяют и углубляют свой опыт, приучаются выполнять все функции.

Таким образом, операции и простые комплексные работы изучаются преимущественно аналитически. Синтетический способ применяется лишь в той мере, в какой в комплексных работах встречаются новые для обучающихся разновидности операций и приёмы, ранее отдельно не изучавшиеся. При изучении сложных комплексных работ преобладает синтетический способ, а если целенаправленно планируется выполнение трудовых процессов в последовательно усложняющихся условиях - ситуационный.

Приведённую схема построения содержания  обучения применяю при обучении  с высокой цикличностью  процессов. Ярко выраженная прерывность и повторяемость  процессов и связанной с ними трудовой деятельности позволяет легко расчленять её на операции и изучать вычлененные операции в дидактически целесообразной последовательности.

После того как основные операции (все или часть) изучены, обучающиеся учатся выполнению комплексов операций в порядке возрастания их трудности. При операционно-комплексной системе  обучения обычно применяю такую последовательность:

  1. тренировочные упражнения обучающихся в выполнении отдельных движений, приёмов и операций;
  2. последовательное изучение и усвоение нескольких трудовых операций и процессов, представляющих определённую ступень;
  3. комплексное применение нескольких изученных операций и процессов при изготовлении несложных изделий или выполнении работ.

В трудовых операциях сочетаются разнообразные приёмы, причём число их может быть значительным. Упражняясь в выполнении операций, обучающиеся не только приучаются практически использовать знания, получаемые на уроках по техническим предметам, но и расширяют, конкретизируют их. Они учатся наблюдать, анализировать ход работы, своевременно подмечать отклонения в размерах и качестве обработки. Одной из задач упражнений в выполнении операций является также умение своевременно обнаруживать возникающие неполадки в работе инструментов и механизмов, принимать меры к их устранению.

Когда обучающиеся впервые приступают к изучению новых для них сложных приёмов, образующих операцию, то их внимание сосредотачивается лишь на правильности движений. Поэтому основной задачей первых упражнений во многих операциях ручных приёмов-овладение обучающимися рабочей позой, хваткой инструмента, структурой и координацией движений.

Только после того как эти элементы в основном усвоены, требую достижения необходимой точности обработки. Однако в это время ещё не требую высокой скорости работы, так как в результате этого обучающиеся не могут контролировать правильность рабочей позы, применяемые усилия и т.д. Упражнения начинаю с простейших разновидностей операций, включающих наименьшее число приёмов. Например, при обучении операции опиливания начинаю с упражнений в опиливании плоскости под линейку. При выполнении этой разновидности операции к приёму снятия напильником стружки с плоской поверхности не предъявляю дополнительные требования. Затем провожу упражнения в опиливании плоскости под прямой угол, т.е. ввожу новое требование - сопряжение двух плоскостей. Далее обучающиеся упражняются в опиливании параллельных плоскостей, здесь требуется точное соблюдение размеров и т.д.

Также на уроках технологии широко применяю инструктаж. Цель которого - дать указания о задачах и способах выполнения упражнений (в освоении приёмов, операций, процессов/, практических заданий и работ.
Основная задача инструктажа заключается в том, чтобы научить обучающихся рационально планировать, осуществлять и контролировать изучаемые технологические и трудовые процессы, соблюдать установленные технические требования, режимы, нормы времени, формы организации труда и правила техники безопасности, а также пользоваться способами контроля, выявлять ошибки и исправлять их.

При обучении в мастерских применяю две основные формы инструктажа - устный (в форме рассказа, объяснения, беседы и т.д.) и письменный (с помощью инструкций, инструкционных, операционных и технологических карт, карточек- заданий, схем, чертежей и других материалов).

Устный инструктаж является наиболее гибкой и оперативной формой. Особое внимание при устном инструктаже обращаю на точность и сжатость формулировок.

Устный инструктаж предшествует каждому новому упражнению. Свой рассказ сопровождаю показом способов выполнения приёмов и операций, широко использую наглядные пособия и т.д.

Задача устного инструктажа - постепенно и организованно включить обучающихся в учебный процесс и облегчить овладение навыками и умениями.