Цель: изготовить коврик из бумаги способом плетения;
Задачи:
- освоение знаний о видах ковриков у казаков, об истории ковриков;
- овладение умениями изготавливать коврик из бумаги;
- развитие памяти, мелкой моторики рук, трудолюбия;
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные |
Предметные |
Л1: осознавать новую позицию ученика, положительное отношение к школе; Л2: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; |
Регулятивные: Р1: формулировать цель деятельности на уроке; Р2: определять успешность выполнения своего задания; Познавательные: П1: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; П2: самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; Коммуникативные: К1: вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; К2: слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; |
- моделировать изделие из бумаги по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; - справляться с доступным практическим заданием с опорой на образец; |
Межпредметная связь: Литературное чтение, история
Оснащение урока:
для учителя: технологическая карта, презентация, готовый продукт урока
для обучающихся: ножницы, клей, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, лист в клетку
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Методы |
1.Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует обучающихся. Эмоционально настраивает на урок. - Здравствуйте, я напоминаю, что меня зовут Дарья Алексеевна и сегодня урок технологии проведу у вас я. - Предлагаю вам начать урок с добрых пожеланий друг другу. А сделаем мы это так: встаньте лицом друг к другу и повторяйте за мной слова и движения: Я желаю тебе сегодня добра! (рука на груди соседа) Ты желаешь мне сегодня добра! Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся) Если тебе будет трудно (рука на груди соседа) Я тебе помогу! (рука на своей груди). Организует проверку готовности к уроку. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У вас на рабочих столах должен быть: цветная бумага, клей и ножницы. |
Приветствуют учителя. Слушают учителя, повторяют слова и движения за учителем. Проверяют свою готовность к уроку. |
Л1: осознавать новую позицию ученика, положительное отношение к школе; |
Формирование готовности восприятия учебного материала |
2.Актуализация знаний и мотивация |
Актуализирует знания детей. - Сейчас я вам предлагаю отгадать загадки для того, чтобы выяснить какое изделие мы с вами сегодня будем выполнять на уроке. 1.Ни пера, ни крыла, 2.Два конца, два кольца, 3.Рыжий молокозавод, 4.Мастер шубу себе сшил, 5.На пальце одном - В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. - Кто-нибудь знает, что такое половик? Выводит определение на экран. - Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры или коврики. - Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Какие вы можете вспомнить сказки, где герои летают на таких коврах? |
Слушают учителя. Отгадывают загадки. - Ракета - Ножницы - Корова - Ёж - Напёрсток - Ковёр Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Один ученик читает определение. Слушают учителя. - «Алладин», «Тысяча и одна ночь», «Старик Хоттабыч». |
К2: слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; К2: слушать учителя; К1: вести небольшой познавательный диалог по теме урока; К1: вести небольшой познавательный диалог по теме урока; |
Дидактическая игра «Загадки» Демонстрация Демонстрация Рассказ Беседа Демонстрация Рассказ Беседа |
3.Операционно-исполнительский этап |
Подводит к определению темы и цели урока. - Итак, тема нашего урока «Работа с бумагой. Плетение. Коврик»? - Какую цель перед собой поставите? Выводит на экран фотографию казачьего коврика. - Все вы, наверное, помните бабушкины вязаные коврики. Такие ковры донские умелицы казачки делали очень яркими. Одни из них вывязывали из пряжи или ниток. Другие вывязывали из узких полос цветной ткани. И в первом, и во втором случае коврики получаются яркие, в полоску. Форма у них тоже бывает разная – круглая или овальная. Круглые коврики, вязанные из теплой пряжи, клали в комнате на сиденье деревянных стульев, скамейки в кухне. Хорошие хозяйки, видя какое место в курене облюбовал кот, кладут ему такой коврик, чтобы диван или кресло оставались чистыми от кошачьей шерсти. - Коврик можно изготовить абсолютно из любых материалов, будь то модель из старых вещей (футболок), из полиэтиленовых пакетов или из обычной пряжи. - Наш коврик мы сегодня не будем вязать, не будем сшивать. Мы изготовим его из бумаги, переплетая полоски так, как это делается на ткацком станке. |
Определяют тему и цель урока. Слушают учителя. - Цель урока: изготовить коврик. Смотрят на экран. Слушают учителя. Слушают учителя. |
Р1: формулировать цель деятельности на уроке; Л2: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; П1: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; |
Беседа Демонстрация Рассказ Рассказ Демонстрация |
3.2. Подготовка к реализации замысла |
Демонстрирует коврик обучающимся. - Предлагаю вам рассмотреть этот замечательный коврик, который получился у меня. Сегодня у всех получатся такие же замечательные коврики. Задаёт вопросы детям об изделии. - Какой формы будет изделие? - С каким материалом мы будем работать? - А какой инструмент будем использовать? - Как вы думаете, для чего нам может понадобиться коврик? - Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами. Выводит на экран технику безопасной работы с ножницами. |
Рассматривают коврик, изготовленный учителем. Отвечают на вопросы учителя. - Прямоугольной - Мы будем работать с клеем, цветной бумагой и белой бумагой. - Ножницы. - В качестве украшения или подарка бабушке, или маме. Читают правила с экрана, дополняют свои ответы. |
К1: вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; К2: слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; |
Демонстрация Анализ изделия Беседа Демонстрация |
Последовательность выполнения поделки |
Объясняет алгоритм выполнения изделия. - Ребята, теперь внимательно смотрите и слушайте, как нужно выполнять изделие. Каждый элемент я буду крепить к доске, и вы сможете выполнить коврик самостоятельно по алгоритму. 1) Я беру лист в клетку, складываю его пополам и разрезаю. 2) Под размер половинки листа подбираю цветную бумагу (цвет, который нравится мне), отрезаю половинку цветной бумаги. 3) Далее я складываю пополам лист в клетку и цветной лист и показываю, что нужно сделать разметки и границы, до которых нужно сделать надрезы (3 клетки). 4) Из оставшейся половинки цветного листа, вырезаю полоски, для этого складываю лист 6 раз, чтобы получилось 6 полосок. Вырезаю полоски. 5) У меня получились основание коврика и полоски одного цвета. Будет ли коврик выглядеть красиво, если и основание о полоски будут одного цвета? - А что нужно сделать? - Верно. А ещё можно обменяться полосками со своим соседом по парте. 6) И последний этап, нужно протянуть эти полоски через основу коврика. Края полосок обрезаем и закрепляем клеем. |
Слушают внимательно объяснения учителя. Смотрят на алгоритм. - Нет. - Вырезать полоски другого цвета. |
К1: коллективно анализировать изделие; К1: вести небольшой познавательный диалог по теме урока, |
Демонстрация Наблюдение Проблемная ситуация
|
Физминутка |
Организует проведение физминутки. - Я вижу, что вы устали, давайте выполним физминутку. |
Участвуют в физминутке. |
|
|
Формулировка задания |
Формулирует задание. - Итак, ребята, перед выполнением коврика, давайте ещё раз вспомним алгоритм его выполнения. - Чтобы изготовить коврик, вам нужно: 1) Взять лист в клетку, сложить его пополам и разрезать. 2) Под размер половинки листа подобрать цветную бумагу (цвет, который нравится мне), отрезать половинку цветной бумаги. 3) Далее сложить пополам лист в клетку и цветной лист и показать, что нужно сделать разметки и границы, до которых нужно делать надрезы (3 клетки). 4) Из оставшейся половинки цветного листа, вырезать полоски, для этого сложить лист 6 раз, должно получится 6 полосок. 5) Обменяться полосками со своим соседом по парте. 6) И последний этап, нужно протянуть эти полоски через основу коврика. Края полосок обрезать и закрепить клеем. - Понятно, что нужно делать? - Ребята, весь материал, который вам нужен уже лежит на ваших рабочих столах, можете приступать к изготовлению коврика. - Не забывайте о правилах безопасности. |
Внимательно слушают учителя и запоминают алгоритм выполнения коврика. - Да, понятно.
|
К2: слушать учителя П2: самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы; |
Объяснение Наблюдение Наблюдение Объяснение |
3.3.Самостоятельная работа |
Организуют самостоятельное выполнение изделия. - Ребята, посмотрите на ваши коврики, у вас получилось их сделать? - Теперь покажите наши гостям, что у вас получилось. |
Самостоятельно выполняют изделие. - Да |
Л2: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; Р2: определять успешность выполнения своего задания; |
Самостоятельная работа Демонстрация |
4. Рефлексия учебной деятельности |
Организует подведение итога урока и рефлексии обучающихся. - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что вы узнали на уроке? - А что вы узнали о коврах наших предков казаков? - Достигли ли вы цели урока? - Ребята предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. Если вы работали активно и у вас получился коврик – то похлопайте. Если вы работали не активно и у вас не получился коврик – то потопайте. - Ребята, мне было приятно с вами работать, до свидания! |
Отвечают на вопросы учителя по теме урока. - Мы разговаривали о коврах, и изготавливали свои коврики. - Да, достигли. Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. Убирают рабочие места. Прощаются с учителем. |
К2: слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; Р2: определять успешность выполнения своего задания; |
Обобщающая беседа Самооценка |