При работе над грамматическим материалом мы, как правило, замечаем, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, быстро утомляет учащихся своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят желаемого результата, поэтому необходимо сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным и творческим. А это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную направленность. Этому помогают приёмы работы над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной, механической тренировки на уроке.
Один из таких приёмов – применение креативных заданий с использованием поэтических и музыкальных произведений. Успешное овладение грамматической стороной речи определяется способностью учащихся использовать грамматические структуры в собственных высказываниях. Игровые технологии не только вносят разнообразие в учебный процесс, но и формируют положительные отношение обучающихся к учебному предмету, активизируют умственную деятельность, развивают их способность сравнивать и обобщать.
Использование коммуникативно – ориентированных заданий позволяет учащимся прочно усвоить структуры предложений различных типов, временные формы глаголов и повседневно их использовать в речи, так как у детей исчезает страх перед грамматикой, они активно участвуют в выполнении упражнений, а это значит у них формируется внутренняя мотивация, стимулирующая дальнейший глубокий интерес к языку.
Повторяющиеся в стихотворении грамматические структуры создают чувство ритма, благодаря чему, усваиваются намного легче и прочнее. При работе с таким текстом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие как, обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу.
Различные рифмованные структуры и креативные упражнения успешно используются в работе с младшими школьниками на разных этапах урока:
- на этапе презентации нового грамматического материала (в качестве иллюстративного материала для формирования правила его употребления)
- на этапе формирования рецептивных навыков (распознавание разных грамматических структур при слушании и чтении)
- при формировании УУД.
- при организации речевой зарядки.
- в качестве релаксации.
- как дополнительный материал в конце урока.