Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные задачи:
- Закрепить у детей полученные знания об осени;
- Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;
- Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени,
- Продолжать учить воссоздавать целостное изображение предметов из картинок, разрезанных на 4 части;
- Формировать умение группировать предметы по их признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Активизировать словарный запас у детей;
Словарная работа:
- Побуждать к высказываниям малоговорящих детей;
- Расширять словарный запас по теме «Осень»;
- Активизировать в речи детей слова листопад, осенние листья, разноцветный.
Воспитательные задачи:
- Прививать навыки аккуратной работы с используемым материалом;
- Воспитывать у детей морально-нравственные качества (доброта, сопереживание, желание помочь другу).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
Раздаточный материал: шаблоны осенних листочков для физкультминутки, изображение деревьев клена и березы для физкультминутки, 2 обруча красного и желтого цвета, силуэт дерева на половине листа А4, клей, кисти для клея, салфетка, коврик для клея, шаблоны листочков желтого и красного цвета для аппликации.
Демонстрационный материал: иллюстрации осени.
Музыкальное сопровождение:
- «Осень золотая в гости к нам идет» Е.Гомонова;
- Татьяна Морозова «Разноцветная осень»;
- П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь».
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин и иллюстраций об осени, наблюдение, сбор осенних листьев на прогулке, заучивание стихов об осени, прослушивание музыкальных произведений, дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые, разные».
Организационный момент
Воспитатель в костюме Осени.
- Ребята, здравствуйте!
Послушайте загадку и отгадайте, кто я?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года (ОСЕНЬЮ) зовется.
Воспитатель: Ребята ,вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: – Да!
- Для этого мы должны пройти через волшебный тоннель. (дети проходят через тоннель)
Ход образовательной деятельности:
(Группа оформлена в соответствии с темой занятия).
Воспитатель: – Вы догадались где мы очутились?
(Картинка «Огород»)
Дети: в огороде!
Воспитатель: А как вы это узнали?
Дети: Мы увидели грядки, овощи!
Воспитатель: Назовите эти овощи.
Дети: (перечисление овощей).
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Осень: - А теперь помогите мне сложить урожай в корзинки.
(После игры дети встают в круг)
Осень: А сейчас мы расскажем, как нужно собирать урожай.
Подвижная игра «Урожай»
В огород пойдем |
идут по кругу |
Урожай соберем. |
|
Мы моркови натаскаем |
«таскают» |
И картошки накопаем |
«копают» |
Срежем мы кочан капусты, |
«срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный |
показывают круг руками – 3 раза |
Щавеля нарвем немножко |
«рвут» |
И вернемся по дорожке |
идут по кругу, взявшись за руки |
Продолжим наше путешествие (дети проходят через тоннель)
(Картинка «Сад»)
Воспитатель: – Вы догадались, где мы очутились?
Дети: в саду!
Воспитатель: А как вы это узнали?
Дети: Мы увидели фрукты!
Воспитатель: - А где они растут?
Дети: - На деревьях
Воспитатель: Назовите эти фрукты.
Дети: (перечисление фруктов).
Воспитатель: Правильно. А сейчас мы поиграем в игру «Соберем урожай» в зеленую корзинку – фрукты, в желтую – овощи.
Воспитатель: (Раздает детям картинки с овощами и фруктами)
Дети: (Размещают картинки по корзинкам)
Воспитатель: Молодцы! Продолжим свое путешествие (тоннель)
(Картинка «Лес»)
Дети: В лесу!
Воспитатель: - А как надо вести себя в лесу?
Дети: – Тихо, не шуметь, птиц и зверей не пугать.
Воспитатель: – Правильно мы пришли к ним в гости и должны вести себя тихо никому не мешать, сядем на полянку и послушаем звуки осеннего леса.
Закроем глаза. Какие звуки можно услышать в осеннем лесу? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и т.д.). Звучит магнитофонная запись.
Этюд «ветер в лесу»
- Как шумит ветер в лесу? (У - у – у)
- Летят по ветру листья ш - ш – ш … и падают на землю
- Шу – шу – шу… Что это шуршит у нас под ногами. (Листья)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
- Что за желтый снегопад? Это просто …
Дети: – Листопад.
Воспитатель: - Молодцы!
Это явление называется листопад.
Читая стихотворение, разбрасываю по полу осенние листья:
Облетели листья клена.
Клён от холода дрожит.
На дорожках, у деревьев
Золотой ковёр лежит.
Догадались ли вы, что это за «золотой ковёр»?
- Почему так называют?
- Какого цвета листья? (желтого, оранжевого, и т.д.)
- Сколько листьев у меня в руке? (один)
- Сколько листьев на полу? (Много)
И правда, как много листьев у нас под ногами. Возьмите каждый по листочку.
Воспитатель: - Давайте поиграем с осенними листьями.
Игра "С какого дерева листок?"
Воспитатель называет дерево, а дети - листок.
У дуба листок - дубовый;
у клена - кленовый и т.д.
Воспитатель: Да, и желтые, и красные, а бывает, что и зеленые листочки падают. Это очень красиво – разноцветные листочки кружатся в воздухе. Сейчас я хочу предложить вам поиграть.
Воспитатель: «Покружились-покружились, и в листочки превратились» (воспитатель раздает детям листочки красного и желтого цвета).
Вы, ребята, листочки, а играть мы будем в листопад.
Пока звучит музыка, вы кружитесь, летите, а как музыка закончится, вы должны собраться под своими деревьями, под кленом (красный обруч, изображение клена) собираются красные листочки, а под березой (желтый обруч, изображение березы) – желтые листочки.
А помогать нам в игре будет песня Татьяны Морозовой «Разноцветная осень».
Воспитатель включает музыку Татьяны Морозовой «Разноцветная осень».
Воспитатель: «Покружились-покружились и в ребяток превратились». Молодцы, хорошо поиграли, продолжим занятие. (дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, а кто из вас ходил гулять в осенний лес? Расскажите.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, вот и я хочу пригласить вас на прогулку в осенний лес, но не обычный, а тот который вы сделаете сами.
Воспитатель: У вас на столах лежат силуэты деревьев, цветные листочки, и все что может вам понадобиться для аппликации. Давайте сделаем осенний лес. Пусть у нас на дереве останутся 2 желтых листочка, а под деревом будут лежать 3 красных листочка.
А пока вы будете делать осенний лес, я включу вам осеннюю музыку. Музыку эту написал Петр Ильич Чайковский, а называется произведение «Времена года. Октябрь».
Воспитатель включает музыку. Дети выполняют аппликацию, при необходимости воспитатель помогает.
Готовые работы раскладываются на один стол.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились. Посмотрите какой красивый осенний лес у нас получился.
Воспитатель: Давайте вспомним , о чем мы сегодня с вами говорили : время года , листопад, листочки бывают красные, желтые, зеленые, разноцветные, сколько у вас листочков на дереве? Какого цвета? А под деревом? Какого цвета?
Все правильно, молодцы. Занятие окончено, спасибо.
Динамическая пауза «Ходит осень»
(повторить 2-3 раза)
- Ходит осень по дороге (шагают)
- Промочила в луже ноги (показывают листочками на ноги)
- Льют дожди и нет просвета (поднимают руки вверх и машут листочками)
- Потерялось где-то лето (пожимают плечами, разводят руки в стороны)
- Ходит осень, бродит осень (шагают)
- Ветер с клёна листья сбросил (плавные движения листьями вверх-вниз)
- Под ногами коврик новый (присели)
- Жёлто-розово-лиловый (прыжки)
Воспитатель: - Подул осенний ветер, и полетели листочки с деревьев, начался листопад.
Дыхательная гимнастика «Листопад» (повторить 2-3 раза)
(Дети садятся)
Воспитатель: - Ребята, осень подарила нам эти листочки. Давайте пригласим ее к нам в гости. Закройте глаза и скажите: «Осень, осень! В гости просим!»
(Дети проговаривают слова, закрывают глаза. Звучит колокольчик. Педагог надевает кокошник, набрасывает пелерину – превращается в Осень).
Осень: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
- Слышала, как вы меня звали, вот и зашла к вам в гости.
А вы знаете какая погода осенью ? Какое небо? Какие тучи? Что делают птицы? Как одеты люди? Какие листья на деревьях? (Ответы детей)
Осень: Ребята, давайте мы с вами соберем осенний букет.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, |
Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках. |
Будем листья собирать. |
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
Листья березы, |
|
Листья рябины, |
|
Листики тополя, |
|
Листья осины, |
|
Листики дуба мы соберем, |
Загибать пальчики, начиная с большого на руках. |
Маме осенний букет отнесем. |
Вытянуть ладошки вперед. |
Осень: Вот пришла я к вам, да не с пустыми руками. Принесла я вам подарки - картинки. Но вот беда – сильный ветер разорвал их на мелкие кусочки. Попробуйте сложить эти картинки.
(Раздаёт детям конверты с разрезными картинками. Дети складывают картинки с приметами осени)
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Осень: - Молодцы! Все картинки собрали! Скажите, какое время года изображено на картинках? (осень)
- Правильно. Почему вы так думаете? (дети рассказывают, какие приметы осени изображены на их картинках)
Осень: - Молодцы, ребята! Славно мы с вами поиграли! Вам понравились мои подарки? (ответы детей)
- Ну что ж, нам пора прощаться. Пойду в лес, наведу там порядок: раскрашу деревья разноцветными красками, постелю разноцветный ковёр на полянке, угощу белок грибами, ягодами. До свиданья, ребята! Закройте глаза и послушайте волшебный колокольчик.
(Дети прощаются с осенью, закрывают глаза, звенит колокольчик, педагог снимает костюм).
Воспитатель: - Кто приходил к нам в гости? Какие подарки принесла нам осень? (осенние листья, овощи, фрукты…)