Конспект занятия "Познай себя"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Тема: «Познай себя»

Цель: Формировать здоровый образ жизни.Повысить интерес детей к своему здоровью.

Задачи:

  • Воспитательные:
    1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
    2. Воспитывать собранность и организованность;
    3. Воспитывать умение действовать сообща, желание приходить на помощь другу при затруднении;
    4. Воспитывать бережное и позитивное отношение к своему здоровью;
  • Развивающие:
    1. Развивать внимание, познавательный интерес, воображение;
    2. Развивать логическое мышление;
    3.  Формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования;
    4. Развивать дыхательную систему;
    5. Способствовать физическому развитию детей.
  • Образовательные:
    1. Закреплять и продолжать формировать знания о здоровье;
    2. Расширить представлений о строении человеческого тела;
    3. Формировать умение выделять различные свойства предметов;
    4. Закреплять в речи обобщающие понятия.

Расширять и активизировать словарный запас: сердце, легкие, макет, внутренние органы, здоровье.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: организация исследования путем создание игровой ситуации (путешествие на фитболах в лаборатория «Познай себя», игра «Сдуй теннисный шарик»).
  2. Приемы активизации деятельности детей: создание проблемной ситуации, игра «Выполни команду», опыт с измерением объёма легких, выводы;
  3. Приемы организации практической деятельности детей: привлечь детей к опытам с водой и воздухом, организовать активную помощь с их стороны;
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: выдвижение гипотез и их проверка путем эксперимента, проверка результатов друг друга, сверка результатов, поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения занятия: планировка расстановки мебели в группе (столы, стулья), для более комфортного передвижения детей в ходе занятия, подготовка рабочего места, для проведения опытов с водой.

Оборудование для эксперимента: большая емкость с водой, бутылка с водой, трубочка.

Виды детской деятельности:

  • Познавательная.
  • Физическая.
  • Социально-коммуникативная.
  • Речевая.
  • Художественно-эстетическая.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у воспитанников интереса к исследовательской деятельности;
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • развитие интереса к здоровому образу жизни;
  • умение воспитанников решать интеллектуальные и логические задачи;
  • формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
  • расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом, с гостями.

Воспитатель: При встрече с друзьями, знакомыми мы говорим «Здравствуйте». Что же означает это слово?

Дети: Здравствуйте – значит будьте здоровы.

Воспитатель: Послушайте стихотворение М. Дружининой «Что такое здравствуйте»

Стихотворение:

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит будь здоров.
Правило запомни,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово
Первым говори.

Воспитатель: ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем с Вами говорить?

Дети: О здоровье!

Воспитатель: Приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух». Мы уже знаем из чего состоит наше тело. Давайте повторим с помощью игры «Выполни команду»:

  • Покажите, где у вас голова
  • Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее.
  • Погладьте свой носик.
  • Погладьте носик своего соседа.
  • Покажите свои ушки.

Воспитатель: Напомните, что надо делать, чтобы все части тела были здоровыми?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, все вспомнили. Но внутри тела тоже есть органы: внутренние! И мы должны поддерживать их, чтобы они оставались здоровыми!

Давайте отправимся с Вами в лабораторию «Познай себя», там мы всему этому и научимся.

Дети садятся на фитболы и выполняют упражнения с педагогом по физическому развитию. (Под музыку «Мы едем,едем,едем…» Г. Виноградова)

Воспитатель: Вот мы и прибыли в лабораторию «Познай себя»

Воспитатель показывает макет тела человека, для изучения внутренних органов, который будет пополнятся с каждым занятием.

Воспитатель вносит в группу большую машину, рассматривает машину с детьми, двигая ее взад, вперед.

Воспитатель: Не понимаю, почему машина сейчас сама не едет? Вот двигаю, двигаю, а она не едет. Ребята кто мне поможет, почему она не едет? - (ответы детей)

А настоящие машины, как вы думаете, почему они едут?

- (ответы детей)

Что у них главное?

- (ответы детей)

Конечно, чтобы машина поехала нужно мотор!

- (ответы детей)

Воспитатель: Так вот, ребята, у людей, у человека тоже есть, очень нужный мотор и называется оно сердце.

А вы знаете, где находится сердце у человека?

- (ответы детей)

Правильно, сердце находится внутри нас, и его не видно (Дать возможность почувствовать стук сердце, послушав, его друг у друга)

Прикрепить к макету тела человека сердце.

Что делает сердце? (Стучит). Давайте прохлопаем его ритм в ладоши. Сначала послушайте, потом повторите.

И еще можно узнать, какое у нас сердце. Если мы посмотрим, на ваши руки, вернее на кулачок (Вот мой кулак – и такого размера у меня сердце, а у вас чуть поменьше). (идет сравнение)

Воспитатель: Ребята, чтобы мотор у машины заработал, его надо «завести» ключиком и залить бензин в бак (это как для нас еда).

Если не будет бензина (еды), заведется мотор (сердце)?

- (ответы детей)

А теперь подумайте, если есть бензин, а нет ключика, она заведется?

- (ответы детей)

И для того, чтобы наше сердце работало, его надо «заводить», только не ключиком, а физкультурой, т. е. нужно двигаться, прыгать, бегать, заниматься физкультурой.

Воспитатель: Давайте выполним гимнастику, чтобы наше сердечко работало всегда исправно.

Дети выполняют упражнения под музыку с педагогом.

Воспитатель: А теперь послушайте свое сердце, оно стало биться чаще.

Сердце работает без отдыха всю жизнь человека, другие органы, например глаза - спят, ноги, руки- отдыхают, а сердцу некогда отдыхать, оно всегда стучит. Но и сердцу иногда нужно отдыхать. А отдыхает оно когда мы спим днем, или ночью, или просто спокойно лежим.

Воспитатель: После гимнастики Вы стали чаще, громче и чаще дышать. А с помощью какого органа мы дышим?

Дети: Легкие!

На макет прикрепить легкие.

Воспитатель: Легких у нас два, расположены они за ребрами на груди. Положите Ваши ладошки на грудь и глубоко вдохните (грудь поднимается), а при выдохе опускается. Наши легкие то наполняются кислородом, то освобождаются от углекислого газа. Кислород нужен всем нашим органам, без него ничего не будет работать. Давайте посмотрим, как работают наши легкие.

Демонстрация на макете легких, как происходит вдох и выдох.

Давайте глубоко вдохнем (как можно глубже), чтобы легкие было полны кислорода, а теперь выдохнем.

Проверим силу и объём Ваших легких с помощью эксперимента:

В чашу с водой перевернуть бутылку с водой и подвести к горлышку трубочку, вдохнуть и выдохнуть в трубочку. Сколько воздуха поместилось в бутылке? Это и есть объём Ваших легких.

Чтобы объём легких стал больше, надо тренироваться.

Воспитатель: Это можно сделать с помощью игры «Сдуй теннисный шарик».

Игра «Сдуй теннисный шарик» (можно провести в виде соревнований)

На колбе лежит теннисный шарик, его надо сдуть в контейнер.

Ребята, а давайте, что бы наши лёгкие были здоровыми, сделаем дыхательную гимнастику!

Упражнение «Носик».

Исходное положение – стоя, медленно вдыхать и выдыхать, воздух то правой, то левой ноздрей. Рот закрыт, при этом другую ноздрю надо прижать пальцем.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с Вами сегодня говорили?

Дети: О здоровье наших легких и сердца.

Воспитатель: Что нужно делать для здоровья нашего сердца?

- ответы детей

Воспитатель: Что нужно делать для здоровья наших легких?

- ответы детей

Воспитатель: Ребята, предлагаю поделиться с полученными знаниями с ребятами соседней группы, чтобы они тоже были всегда здоровы!