Технология мастерских как философия педагогической деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Технологизация образования – процесс необходимый и закономерный, вызванный кардинальными изменениями в жизни общества, усложнением информационного пространства, появлением новых информационных технологий. Вместе с тем современная психологическая наука предупреждает нас о том, что тотальная технологизация образовательного процесса несет в себе и определенные риски. Так Н. И. Лифинцева, доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета, выделяет следующие наиболее негативные последствия чрезмерной технологизации процесса обучения:

  1. Риск нарушения целостности личности, целостности души развивающегося человека. Раскол между мышлением и чувством, разумом и переживанием приводит к тяжелым психологическим и духовно-нравственным потерям. Современная жизнь все более становится «технологичной», а человек – рациональным, прагматичным. И это рациональное мировосприятие поддерживается и даже формируется современной системой образования.
  2. Риск утраты смыслов предметной деятельности, ориентация только на потребление в готовом виде, неприятие труда как ценности и смыслообразующего фактора. Несформированность установки на собственное трудовое (умственное, волевое, физическое) усилие ведет к формированию «кнопочного сознания» и психологии потребителя.
  3. Риск снижения порога чувствительности, восприимчивости к другому человеку, следствием чего является внутренняя душевная и духовная пустота. Профанация культурного пространства, прагматизация (примитивизация) общественного и индивидуального сознания, усиление «стадности», проявляющейся в различных формах.

Поэтому, выстраивая современную модель педагогической деятельности, мы должны опираться на то, что проверено веками: на традиционные духовные ориентиры, и только это может послужить действительно прочной основой образовательного процесса. Среди множества известных принципов обучения и воспитания в свете названных противоречий наиболее важными можно выделить следующие:

  • принцип целостности. Интеллектуальное развитие личности не должно стать единственной целью деятельности педагога. Нужно избавиться от чрезмерного интеллектуализма в образовании. Задача школы не только в том, чтобы дать ученику максимальный объем знаний. Важно пробудить в нем чувство умственного голода, жажду поиска, развивать его душу, эмоции, волю. Нужно облегчить ребенку путь к раскрытию его индивидуальности, помочь детям в организации и упорядочении их внутреннего мира. Должен быть воплощен идеал целостности воспитания и обучения, чтобы всесторонне воздействовать на личность ребенка, оказывать помощь в формировании его мировоззрения.
  • принцип свободы является ключевым в педагогическом процессе. Степень агрессивности в нашем обществе сейчас столь велика, и насилие стало таким обыденным делом, что мы его даже не всегда замечаем в собственной деятельности. Педагог должен помочь ребенку обрести свободу. Вне свободы нет смысла в воспитании и обучении – оно превращается в дрессировку, в подавление личности и унижение ее.
  • антропологический принцип. Уважение к человеку, к его достоинству является ос­новополагающим в педагогике. Мы должны учиться видеть в каждом ребенке личность и понимать, что в его душе происходят сложнейшие процессы. Педагог обязан быть оптимистом и верить в своих учеников до конца.
  • принцип реализма. Мы должны научиться принимать ребенка таким, какой он есть. Не строить иллюзий, не навязывать ученикам своих идеалов, образов и желаний. Иллюзии часто рождают агрессию. Ведь реальная жизнь обычно вступает в противоречие с идеалистическими представлениями и неминуемо начинает раздражать. Отсюда может возникнуть желание подавить, переделать, подогнать жизнь под наше представление о ней. Педагог не имеет права на это – человек свободен и имеет право на собственный путь.

Выстраивая методическую систему, важно опираться не только на вышеназванные принципы, но и на идею равенства ребенка и учителя перед истиной, перед ошибкой, перед выбором способа познания. Среди огромного арсенала самых различных методов и средств, накопленных в современной педагогике, наиболее актуальными являются те, которые позволяют реализовать именно эту идею. В первую очередь, это такие технологии, в основе которых лежит принцип диалога. Сократический или эвристический диалог – это лестница, по которой совместно движутся его участники, при этом на уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство учителю.

Диалоговые технологии позволяют бороться с одной из самых тяжелых болезней нашего века – пассивностью восприятия. Первоочередным является вопрос об активизации творческого потенциала личности. Деятельностный подход в обучении становится наиболее актуальным в образовательном процессе. Современный человек находится сейчас под огромным давлением СМИ и рекламы. Все это подавляет его свободу, навязывает чуждое мировосприятие. Многие сейчас вообще и не живут в реальности, людей поглощает виртуальное пространство, порабощая их свободную волю, обезличивая. Мы же, развивая в детях творческий потенциал, должны противостоять этому устрашающему глобальному процессу. Но, к сожалению, не всегда справляемся с этой важной задачей. Как часто во время урока мы торопимся, у нас нет времени остановиться, дать ребенку самому увидеть, услышать, почувствовать. А останавливаться надо, иногда просто помолчать, выдержать паузу, прислушаться к себе. Важно не давать своим ученикам готовых схем и решений. Пусть это займет больше времени, но ребята сами сформулируют тему, правило, сделают выводы.

Технология обучения в сотрудничестве. Опыт совместной деятельности необходим нашим детям, так часто замкнутым на себе, не умеющим и не желающим слушать, понимать, сочувствовать. Развитие личности должно не обособлять ее от других, а, наоборот, сближать со всеми. Чрезвычайный индивидуализм нашего времени, потребительское отношение к окружающим мешает ребенку открыться людям и миру, наладить отношения со сверстниками и старшими. Потому различные коллективные творческие дела, работа в парах, в группах – это неотъемлемая часть урока. Коллективно придуманные сказки, стихотворения, рисунки, коллажи, сценки – результат увлекательного творческого процесса, интересного и пятиклашкам, и выпускникам.

Деятельностный подход, эвристический диалог, обучение в сотрудничестве являются основой такой образовательной технологии как мастерская. Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской реализуется идея диалога во всех его аспектах. Происходит обмен знаниями, мнениями, творческим находками между участниками мастерской, между опытом каждого участника и ученого, художника, явлением культуры в целом, и, быть может, самое важное – диалог с самим собой. Мастерская – это не только технология, это новая философия, новая система отношений, приобщение ее участников к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Мастер как бы отстраняется от процесса, он не дает никаких оценок, ничего не комментирует, не отвечает на вопросы. Каждое новое задание ведет ученика вперед, но это движение свободно, никому ничего не навязывается. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Технология мастерских позволяет воплотить принцип целостности, пробуждая в ребенке и интеллектуальную, и эмоциональную сферу. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:

  1. проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи; а творческий процесс мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
  2. проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских большинство проблем выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Принципы и правила ведения мастерской:

  • ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской
  • право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине
  • безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника создают условия творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией
  • ограничение участия, практической деятельности мастера на всех этапах мастерской
  • значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях
  • диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собою, с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентаций и др.

Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала – в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса.

По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов выделяются:

  • мастерские творческого письма
  • мастерские построения знаний
  • мастерские по самопознанию
  • мастерские отношений и ценностных ориентаций

Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской. Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, активизируют работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.

Мастерская – это не только педагогическая технология, это философия, лежащая в основе деятельности учителя. И пусть не каждое занятие удается провести по достаточно строгому и сложному алгоритму, но основные принципы мастерской могут быть реализованы в рамках любого урока.