Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Класс: 5
Цель урока: научиться находить сумму и разность дробей с одинаковыми знаменателями.
Планируемые результаты:
- Предметные: ввести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки.
- Метапредметные:
- регулятивные: выполнять оценку и самооценку; осознавать, что уже усвоено и что ещё следует усвоить, качество и уровень усвоения;
- познавательные: самостоятельно выделять, формулировать познавательные цели; моделировать, выстраивать логические цепи рассуждения; приводить доказательства на основе схем, моделей; составлять устно монологическое высказывание по данной теме;
- коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации с соседом по парте, в малой и большой группах; распределять работу и роли в группах, уметь выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
- Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора Виленкина Н.Я., презентация, приложение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу. |
4 мин |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (слайд№3) -Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках? К нам на урок сегодня пришёл Незнайка и попросил помочь ему разобраться с понятием обыкновенные дроби и научится задачи с помощью дробей. И как вы уже догадались, на этом уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями. -Тема сегодняшнего урока (слайд №1) «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». -Какие цели мы поставим на данном уроке? (слайд № 4-7) |
Включаются в деловой ритм урока. С обыкновенными дробями. Научились отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их. Учащихся пишут дату и тему урока в тетради. Цели урока:
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и умений |
Актуализация опорных знаний и способов действий; повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений |
8 мин |
И вот первые вопросы от Незнайки; -Чем натуральные числа отличаются от дробных? - Что показывает знаменатель и где его пишут? Работа с рисунками. (слайд №8-11) -Прочтите полученные ответы, а как ещё читаются эти дроби? (слайд №12) Устная работа. (слайд№13) -Помогите Незнайке собрать груши, на которых записаны неправильные дроби. -Какую дробь называют правильной? -Какую дробь называют неправильной? (слайд №14) Самостоятельная работ. (слайд №15) |
Целые числа обозначают целые единицы а дробные –части единиц. Знаменатель показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой. Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой. Учащиеся пишут ответы на вопросы по слайдам в тетради. 1/2 - Половина Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью. Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью. Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга. |
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания. Регулятивные: контроль иоценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний. |
3.Целеполагание и мотивация. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока |
8 мин |
Ребята Незнайка очень удивлен, что дроби можно сравнивать так легко. Покажем ему, что ещё можно выполнит с обыкновенными дробями. Предлагаю построить ломаную из трёх отрезков по 2 см каждый и вычислить её длину в см. (слайд № 16) Проблемная ситуация; -Попробуйте вычислите длину ломаной в дм. Подсказка: -Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. (слайд №17-18) -Каким образом вы смогли вычислить длину в дм? А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (слайд№19) Запишем правило сложения с помощью букв. Незнайка попросил помочь ему решить задачу. (слайд № 20) - К нему в гости пришли друзья, он решил угостить их яблоками положил на тарелку 10 (долей), 4 доли съели сколько долей осталось? -С помощью какого действия решили задачу? Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Запишем это правило с помощью букв. (слайд № 21) |
В тетради выполняют рисунок и вычисляют; 2+2+2=6см. Учащихся сталкиваются с проблемой 2см от дм., 2/10дм. Отмечают на рисунке и снова вычисляют длину ломаной. 2/10+2/10+2/10=2+2+2/10=6/10 Выполнили сложение дробей. При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же. В тетради записывают правило с помощью букв 10/10-4/10=10-4/10=6/10 При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. В тетради записывают правило с помощью букв
|
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». |
7 мин |
- Итак одну из обучающих целей нашего урока вы выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с учебником; (слайд № 22) 1.Стр. 156, №1005.
- Прочитайте ответ.
- Прочитайте ответ. -Какую массу гвоздей получила первая бригада? - На сколько тонн меньше получила вторая бригада? -Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада? |
Решение задач по новой теме |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
2 мин |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Физкультминутка |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
|
6. Первичное закрепление |
Установление правильности и осознанности изучения темы. |
8 мин |
-Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 1011, стр. 156. - Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки. -А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске 4 ученика. У доске каждый выполняет по одному столбику. К нам за помощью обратился Незнайка, он просит вас, проверить работу которую он выполнил. (слайд №24) |
Самостоятельная работа: (слайд № 25)
|
Регулятивные: осуществление констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
3 мин |
-Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать правило нахождения сложения дробей с одинаковыми знаменателями. |
Учащихся формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) |
|
3 мин |
Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……….настроение? (слайд № 26) |
Учащихся отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. Познавательные: рефлексия. |
9. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
2 мин |
Сообщает домашнее задание: Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158. Выполнить письменно |
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Литература:
- Виленкин Н.Я., «Математика 5», «Мнемозина», 2007 г.
- Чесноков А.С., «Дидактические материалы по математике, 5 кл», М, 2010 г
- Супер-физкультминутка http://videouroki.net/diski.php