Пути повышения качества образования по математике в начальной школе через активизацию познавательной деятельности учащихся

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, повышение качества образовани


В настоящее время в условиях школы математическое образование переживает сложный период, связанный с изменениями целей образования, с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В начальной  школе сложным оказалось преподавание предмета математики. Это обусловлено снижением интереса учащихся к учению, ростом неуспевающих, падением качества знаний, умений и навыков, недовольство учителей результатами своего труда, а также большой занятостью родителей (им некогда заниматься своими детьми).  Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предмета.

Серьёзно изменились представления о том, какой должна быть математическая  подготовка в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Кроме основного предметного содержания ФГОС дает определение содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации общих целей образования. В то же время такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Согласно ФГОС, обучение математике должно стать  важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Мастерство учителя заключается в том, чтобы укреплять и развивать математические способности учащихся, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности, в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, разнообразным, а способы познавательной деятельности детей творческими, продуктивными. Качественным можно считать образование, если определённые достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги, родители как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В качестве условий достижения «нового современного качества математического образования» можно определить:

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • использование инновационных мультимедиа – технологий;
  • внедрение различных образовательных технологий;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • знание психологии поведения учащихся разного возраста;
  • грамотное и научное изложение материала.

При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. В связи с этим ставлю главную задачу перед собой – систематически на уроках и внеклассных занятиях развивать словесно-логическое мышление учащихся. При обучении детей математике регулярно их ставлю в ситуации, когда  нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. В этом мне помогает учебник по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, который ориентирован на практическую деятельность учеников. Активизирую учащихся действовать: сравнивать, выявлять сходства и отличия, «придумывать» выход из затруднения, объяснять закономерность, действовать по образцу.  Так, например, в 1 классе при решении простых задач на нахождение суммы и остатка, поиск решения задачи сводится к выбору знака действия. И поэтому, уже на этом начальном этапе учу детей рассуждать о событиях, происходящих в задаче. Проговаривая вслух, ученики моделируют, иллюстрируют, выполняют рисунки, чертежи, схемы к задачам, используют их для обоснования выбора знака действия, доказывают, почему они выбирают именно этот знак действия, а не другой. Это позволяет значительно уменьшить число ошибок на замену одного арифметического действия другим.  Хороший результат даёт «памятка», которая представлена как алгоритм умственных действий, позволяющая ученикам выполнять все операции в определенной последовательности и усвоить образец рассуждения:

  • мне известно…
  • надо узнать…
  • рисую и объясняю…
  • подумаю, надо объединять или удалять…
  • объясняю решение…
  • решаю…
  • отвечаю на вопрос задачи…
  • «Проверяю»…

Дети на уроках выступают не в роли слушателей, а искателей, творцов. Они не получают новое знание, а «открывают» его. Моя же задача – так построить урок, чтобы дети сами решили проблему и сами объяснили, как надо действовать. В результате математика становится для них интересной и нужной.

Обычно, после введения нового материала, на этапе закрепления, пропадает интерес к изучаемому материалу, снижается активность детей. Чтобы этого не произошло, мной используются «Информационные минутки», на которых дети выступают с дополнительной информацией в области математики, например, «Весёлые задачки», «Древние меры длины», «Как хорошо уметь считать!», рекомендуют своим одноклассникам интересные электронные тренажёры при изучении написания арабских цифр, при изучении таблиц сложения, при решении математических задач и др.

При закреплении знаний сложения и вычитания чисел в пределах 10-20, организовываю конкурс на «Самого лучшего знатока таблицы сложения». Вариативность  домашнего задания позволяет учащимся найти задание, соответствующее их уровню, формирует у детей умение учиться.

Контроль знаний помогают мне осуществлять  поэтапно тетради на печатной основе к учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой:

  • самостоятельная работа с самопроверкой в классе при введении нового знания;
  •  обучающая самостоятельная работа, в которой выявляются и устраняются пробелы в знаниях;
  • проверочная контрольная работа – текущий контроль;
  • переводная и итоговая контрольные работы – итоговый контроль.

Проводимая подготовительная работа к контрольной работе позволяет детям хорошо к ней подготовиться до ее проведения, устранить пробелы в знаниях, а также избежать  стресса у детей.

С помощью внеурочной формы учебной деятельности обеспечиваю целостность образовательного пространства: провожу интеллектуальные игры «Математика вокруг нас», «Дружим с математикой», ставим с детьми театрализованные представления, организовываю просмотр познавательных видеофильмов «Математика в жизни человека», проводим конкурс песен с числительными, конкурс рисунков «В мире чисел», разгадываем шарады и ребусы.

Для родителей учащихся предлагаю лекции, «Круглые столы» с целью просветительской работы в области изучения предмета математики по темам: «В своё время нас учили не так!», «Математика по ФГОС», «Как помочь ребёнку в устранении пробелов?», а также индивидуальные тематические консультации при изучении тем курса.

Один – два раза в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытых уроках с целью ознакомления родителей с новыми программными требованиями, методикой преподавания, требованиями учителя. Каждое открытое мероприятие завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Считаю, что изменение  форм и методов обучения на уроках математики, создание внеурочной образовательной среды и стремление педагога активизировать познавательную деятельность учащихся, способствующую формированию мышления и метапредметных умений учащихся начальной школы, повлечёт за собой повышение качества математического образования школьников, интереса к изучению математики.

Список литературы

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — с. 112-151.
  • Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.
  • Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»).