НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Полезные и вредные продукты»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: продукты питания, ЗОЖ


Цель: Формирование у детей дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с продуктами, необходимыми человеку каждый день;
  • научить детей выбирать самые полезные продукты;
  • дать представление о витаминах и их содержании в продуктах.

развивающие:

  • помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов, сознательно выбирать более полезные, и по возможности включить их в ежедневный рацион;
  • развивать логическое мышление, связную речь детей, словарный объём детей;
  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.

воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к рациональному питанию, желание быть здоровым;
  • показать детям, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья;
  • привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.

Словарь: меню, красители, крупа.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.

Форма реализации: использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.

Оборудование: Магнитная доска, ИКТ.

Демонстрационный материал: Презентация, карточка.

Раздаточный материал: Баночки с крупами, игровизоры, маркеры.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, Небо!       (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!  (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!    (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)

- А знает ли вы, что означает слово «здравствуйте». (пожелание друг другу здоровья).

- Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (ответы детей).

- Есть полезную еду.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о полезных продуктах и о пользе питания.

В это время раздается плач – это плачет Незнайка. Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку.

Воспитатель: Незнайка, почему ты плачешь? Расскажи нам.

Незнайка: Я, наверное, заболел. Утром я ел всякие вкусности: шоколад, разноцветные конфетки, пил газировку, грыз леденцы, сухари, орехи, затем я съел холодное мороженое. Было так вкусно, но потом у меня разболелась голова, зубы и стал болеть живот. Помогите мне!

Воспитатель: Ребята, скажите, разве можно так питаться?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Правильно, чтобы вырасти сильными и здоровыми, надо есть полезную пищу. Я предлагаю рассказать Незнайке о том, как мы питаемся в детском саду и научим его составлять полезное и витаминное меню.

Воспитатель: Скажите, ребята, как называется прием пищи утром?

Ответ детей: Завтрак.

Воспитатель: А днем, после прогулки, мы?

Ответ детей: Обедаем.

Воспитатель: После сна мы?

Ответ детей: Полдничаем.

Воспитатель: А вечером, дома?

Ответ детей: Ужинаем.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем составить меню на неделю. Но мы будем составлять меню только на 5 дней, потому что в садик вы ходите только 5 дней в неделю.

Воспитатель: Начнем с завтраков. Что вы кушаете на завтрак?

 Ответ детей: Каши, какао, хлеб с маслом или сыром.

Воспитатель: Каша – это полезная еда, которая поможет вам вырасти сильными и здоровыми. А какие продукты понадобятся для приготовления каши?

Ответ детей: молоко, сахар, соль, масло.

Воспитатель: Ребята, а мы ничего не забыли? Что нам нужно еще для приготовления каши? Правильно, нужна крупа.

А для того, чтобы решить, какую кашу сварить, поиграем в игру «Отгадай».

Перед вами баночки с крупами. Вы должны рассмотреть и сказать, какая это крупа и какая каша получится.

В баночках гречка, рис, манка, пшено, геркулес. Каждый ребенок берет одну баночку, называет крупу и название каши.

Ответ детей: В баночке рис. Из нее можно сварить рисовую кашу.

Воспитатель: На завтрак меню составили. Теперь составим меню на обед. Что мы едим на первое?

Ответ детей: суп, борщ, щи, рассольник, рыбный.

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, какой суп можно приготовить из этого продукта.

 Воспитатель: Рыба. Какой суп получится из рыбы?

Ответ детей: Рыбный.

Воспитатель: Правильно, рыбный суп или уха. Это на понедельник.

Воспитатель: Во вторник у нас суп из картошки.

Ответ детей: картофельный.

Воспитатель: В среду суп из гороха.

Ответ детей: Гороховый.

Воспитатель: В четверг суп из капусты.

Ответ детей: Щи.

Воспитатель: Мы составили меню на сколько дней? На четыре.

А вот на пятый день мы сварим борщ, для этого мы поиграем в игру, где вам предстоит выбрать продукты для борща.

«Задание с игровизором».

Воспитатель: Вот мы составили меню первых блюд. А теперь составляем второе блюдо. На второе дают котлеты и гарнир. Котлеты бывают из курицы.

Ответ детей:  Куриные.

Воспитатель: Мясные.

Ответ детей: Из мяса.

Воспитатель: Из рыбы.

Ответ детей: Рыбные.

Воспитатель: А что бывает на гарнир?

Ответ детей: картошка, гречка, рис, макароны, капуста.

Воспитатель:  Вот и вторые блюда готовы. А что мы пьем на третье?

Ответ детей: Кисель, компот.

Воспитатель: Компот варят из чего?

Ответ детей: Ягод, фруктов.

Воспитатель: Компот из клубники будет какой?

Ответ детей: Клубничный.

Воспитатель: Из вишни?

Ответ детей: Вишневый.

Воспитатель: Из яблок?

Ответ детей: Яблочный.

Воспитатель: Из клюквы?

 Ответ детей: Клюквенный.

Воспитатель: Из малины?

Ответ детей: Малиновый.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы составили вкусное и полезное меню. А теперь я вам предлагаю доказать нашему гостю Незнайке, что он ел очень плохую и вредную еду, а докажем мы это с помощью опытов, для этого давайте пройдем в лабораторию, но прежде, нам нужно немного размяться.

Физминутка.

Я с друзьями в лес пошел,          (Дети ходят по кругу.)
Сладких ягод там нашел.            (Повороты направо, налево)
Землянику и малину,                   (Наклоны вперед)
Целый кладезь витаминов.         (Наклоны вперед)
Яблоки в саду нарвал,                 (Поочередно тянутся вверх руками)
Сливы, груши собирал.               (Наклоняются вниз)
Фрукты бабушка помыла             (Имитация движений)
И компот из них сварила.
Пейте, дети, угощайтесь!             (Машут в направлении себя руками)
И здоровья набирайтесь!

Воспитатель: Молодцы, проходите в нашу лабораторию. Только помните!  Находясь в лаборатории ничего не пробуем на вкус, даже если очень хочется!

ОПЫТ № 1. Выложить конфеты в тарелку и налить воду, что бы конфеты покрылись водой.

ВЫВОД: Вода окрасилась в цвета конфет, значит они покрыты красителями, что вредно для организма человека.

ОПЫТ № 2. В стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.

ВЫВОД: вода в стакане стала мутной и как будто грязной, потому что добавлено много острых приправ, соли, красителей, что плохо влияет на здоровье человека и может вызвать аллергию.

Воспитатель: Сухарики можно приготовить в домашних условиях, без добавок и консервантов.

Ребята, вы наверное все любите конфеты и запивать их сладкой газированной водой, как наш Незнайка. А хотите посмотреть, что происходит в вашем желудке, когда там встречаются лимонад и конфета.

ОПЫТ № 3. В стакан с пепси каждый ребенок кладет развернутые жевательные конфеты.

Воспитатель: Что произошло дети?

Ответ детей:: Взрыв, вулкан.

Воспитатель: Как себя будет чувствовать человек при таком вулкане?

Ответ детей:: Его будет тошнить, заболит живот и испортятся зубы.

ВЫВОД: Вы убедились что в этом напитке много газов, а это вредно для организма, для желудка, для зубов.

Опыт «Вредность чипсов». Мы кладем большой чипсы на лист бумаги и складываем его пополам, раздавим чипсы внутри листа. Уберем кусочки чипсов с бумаги и посмотрим бумагу на свет. Бумага покрылась жирными пятнами с желтым оттенком.

ВЫВОД: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.

Воспитатель: А избыток жира и красителей очень большой вред наносят нашему желудку, он может заболеть.

Заключительная часть

Незнайка: Ребята, я вам очень благодарен за то, что вы научили меня питаться правильной, здоровой и полезной пищей, и рассказали о вредной пище и я приготовил для вас сюрприз витаминный (фрукты). Ну, а мне пора с вами прощаться! До свидания, ребята!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично занимались. Вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам понравилось? Какие бывают продукты? Какую пищу мы теперь будем употреблять? А какие продукты мы употреблять не будем? Почему?

Сегодня все хорошо потрудились, пора и витаминами подкрепиться.