История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.
Интерактивное обучение, по сравнению с другими методами, меняет процесс взаимодействия: активность учителя уступает место активности учащихся, задача учителя – создавать условия для их инициативы. Учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску.
В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия обусловлены:
- правильной постановкой учебной задачи;
- организацией учебного пространства для поиска решения этой задачи;
- подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);
- готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);
- соблюдения правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать»;
- использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;
- навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходила беседа, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Существует большое многообразие интерактивных методик. Я выбрала наиболее приемлемые для уроков истории и наиболее популярные при обучении истории.
Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают собой обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивные методы требуют большой подготовки, как самого учителя, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной и коммуникационной сферах.
Основные характеристики интерактивного обучения:
- комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;
- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;
- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;
- развиваются коммуникативные умения и навыки;
- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;
- обсуждаемые темы неоднозначны.
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемых на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод синквейна, “Три предложения” и другие.
Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.
Задачами мозгового штурма являются:
- включение в работу всех членов группы;
- определение уровня знаний и основных интересов участников;
- активизация творческого потенциала участников.
Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.
Групповая дискуссия решает следующие задачи:
- обучение участников анализу реальных ситуаций;
- формирование навыков обсуждения проблемы;
- развитие умения взаимодействовать с другими участниками;
- демонстрация множественности решений различных проблем.
Следующий интерактивный метод, используемый на уроках истории и обществознания, это ролевая игра.
Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.
Компонентами ролевой игры выступают:
Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.
Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.
Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.
Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек, составленных по определенным правилам:
- 1 строка – название темы.
- 2 строка – это определение темы в двух прилагательных.
- 3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза из 4 слов, демонстрирующая отношение автора к теме.
- 5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.
Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решению проблем. Кроме того, формируются все ключевые компетенции:
- умение брать на себя ответственность при принятии решений;
- толерантность, уважение к представителям других национальностей, умение жить в мире с людьми других культур, религий, языков;
- умение работать с различными видами информации;
- способность постоянно обучаться, заниматься самообразованием .
А главное - использование интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества, подготовить политически зрелую личность с активной жизненной позицией, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.