Судьба человека во время Великой Отечественной войны (по стихотворению М.Исаковского «Враги сожгли родную хату»)

Разделы: Литература, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 8

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., М.Исаковский, «Враги сожгли родную хату»


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • Выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине советского солдата, нравственной чистоты воина-освободителя.
  • Формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения.
  • Создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности в ходе работы с текстом; применения знаний в проблемных ситуациях.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта М.В.Исаковского.
  • Обучение анализу стихотворения.
  • Формировать умение управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы и методические приёмы: метод стимулирования интереса к учению, наглядный, проблемно-поисковый.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись.

Литература для учащихся: учебник Г.Меркина (8 класс), словарь литературоведческих терминов учебника.

Планируемые (ожидаемые) результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

умение выделять главную идею текста, владение основами рефлексивного, выразительного чтения, умение находить, структурировать информацию, умение осуществлять анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе аргументации.

Целеполагание
Планирование и прогнозирование действий.
Контроль и коррекция действий.
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил).

Умение учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы.
Умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности.

Ход урока

Этап урока
Развивающие
задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Цель: создать условия для обеспечения нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии; психологической подготовки учащихся к общению на учебном занятии.

Ожидаемый результат: организация внимания учеников.

Методы: метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственной ситуации)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветственное слово учителя:
− Добрый день тем, кто проснулся с улыбкой,
добрый день тем, кто печалится или грустит,
добрый день тем, кто раздражён или сердится,
добрый день всем, кто хочет учиться и кто мечтает отдохнуть.
Я верю, наша встреча сегодня будет очень плодотворной.

Приветствие учащихся.

2. Этап актуализации знаний

Цели: создать условия для обеспечения мотивации учения школьников; включения школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Ожидаемый результат: готовность учащихся к активной учебной деятельности; формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися; понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Методы: постановки вопросов, целеполагание, самостоятельное формулирование цели, проблемное задание.

 

1. Подготовка к активному усвоению знаний.
Введение в тему.
− На доске написано слово «Война». Закройте глаза, сядьте свободно, произнесите про себя это слово.
− Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите их.

Работают с ассоциациями.
Сражение, бой, кровь, взрывы, смерть.

− Но мы сегодня поговорим о том, насколько трагичными были страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и что несли потери не только бойцы на передовой, но и мирные жители сёл, деревень, городов …
− Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату» (музыка Матвея Блантера, в исполнении Александра Маршала)
(http://muzofon.com/search/ПЕСНЯ враги сожгли родную хату)
− Какие чувства испытываете вы после прослушивания песни?
− А теперь внимательно рассмотрите иллюстрации учебника (с. 244-245) – из фотохроники Великой Отечественной войны.
− В чём сходство изображённого в стихотворении и на кадре фотохроники?
− Исаковский имел все основания считать стихотворение одним из лучших своих произведений. Поэт писал: «Я как бы вижу, ощущаю живого, реального человека – русского солдата, вернувшегося домой, солдата-героя и труженика, перенёсшего все тяготы самой страшной войны, какую когда-либо знало человечество. И даже не одного солдата, но в его лице – и многих других солдат, чья судьба в какой-то мере сходна с его судьбой».
− Теперь попробуйте сформулировать тему урока. (Судьба человека во время войны).

 

 

Звучит запись песни.
Учащиеся слушают.

Выражают свои чувства и эмоции.

Работа с иллюстрациями.

 

 

Формулируют и записывают тему урока.

2. Целеполагание.
Развитие познавательных и регулятивных УУД

 

− Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть данную тему?
(познакомиться с биографией поэта, проанализировать стихотворение).

Определяют цели урока.

3. Изучение нового учебного материала

Цели: создать условия для обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала; усвоения учащимися способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению; обеспечения осознания школьниками своих способов проработки учебной информации.

Ожидаемый результат: максимально самостоятельное добывание учащимися знаний и овладение способами деятельности; осмысление изучаемого учебного материала.

Методы: информационный, беседа, проблемно-поисковый, ассоциативный ряд

 

1. Знакомство с жизнью и творчеством поэта (с. 233-236)

Чтение литературоведческой статьи учебника

 

2. Ответьте на вопросы:
− Назовите основные вехи жизненного пути М.В. Исаковского.
− Что в судьбе поэта показалось вам необычным?

Отвечают на вопросы.

 

4. Анализ стихотворения.

 

1 строфа
− Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили»), а «враги сгубили»?
(Сгубили – подчёркивается обобщённость картины, повторяемость её во все времена).
− Найдите примеры ассонансов в первых двух строках. Какую функцию они выполняют?
(Звук «у» выражает невероятную тоску и безысходность).
− Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе?
(Лирический герой переживает чувство потери смысла существования. Ему не с кем делиться ни болью, ни радостью).

выразительное чтение 1 строфы стихотворения.

Анализируют художественные образы 1 строфы.
Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.

2 строфа
− Перекрёсток – это символ выбора между жизнью и смертью. В устном народном творчестве герой также стоит на распутье (перекрёстке).
В каких произведениях герой в трудные минуты выбора жизненного пути оказывается на перекрёстке дорог?
(Былина «Три поездки Ильи Муромца», сказки «Иван Царевич и Серый волк», «Молодильные яблоки».
− Какую смысловую нагрузку несёт этот эпизод?
(Былинные и сказочные мотивы, звучащие в песне, сближают произведение Исаковского и произведения УНТ и делают картину вневременной, обобщённой).
− Какой смысл приобретает строчка «нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок»?

выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

 

Анализируют и сопоставляют художественные образы 2 строфы.
Делают выводы.

3 и 4 строфы
− Какие слова повторяются в 4 строфе, каков смысл такого повтора? Какова его интонация?
(Интонация ироническая. Момент возвращения солдат называет «свой день, свой праздник возвращенья» к любимой, во имя которого солодат преодолевал все тяготы и ужас войны),

выразительное чтение 3 и 4 строф стихотворения.
Делают выводы.

5 и 6 строфы
− Найдите олицетворение в 5 строфе. Какой образ возникает благодаря данному художественно-изобразительному средству?
(Тёплый летний ветер // Траву могильную качал).
− «Нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок» и «бутылку горькую поставил на серый камень гробовой». Какое символическое значение приобретают детали «серый камень гробовой», «бутылку горькую»?
(Бугорок превращается в сознании солдата в камень гробовой, поскольку остаться без семьи и дома и даже без могилы – страшная мука, которую не превозмочь покорителю трёх держав. «Бутылка горькая» горька оттого, что «с печалью пополам»).
− Дважды в тексте названо имя женщины. Известно, что «Прасковья» стало вторым, народным названием песни. Каково значение имени?
− Сообщение о значении имени Прасковья. (Индивидуальное задание).
(Прасковья, или Параскева, - в переводе с греч. Означает «канун праздника, пятница». По преданию, Параскева родилась в III веке в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя христианской вере. Император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, стремясь истребить христианскую веру. Параскеву схватили, жестоко мучили и обезглавили.
В день её памяти принято приносить в церковь для освящения плоды, которые хранятся потом как святыня до след. Года. Святая мученица – целительница людей от самых тяжёлых недугов.
 Солдат обращается к умершей жене, как к живой, за исцелением душевных ран).
− О каком историческом событии рассказывает деталь: «И на груди его светилась медаль за город Будапешт»?
− Сообщение о Будапештской операции. (Индивидуальное задание).
(В 1944-1945 годах проводилась наступательная операция южного крыла советских войск силами 2-го и 3-го Украинских фронтов. Это одна из самых ожесточённых и кровопролитных битв в истории человечества. В Будапештской операцииКрасная армия потеряла убитыми свыше 80 тысяч человек и ранеными свыше 240 тысяч человек. В июне 1945 года учреждена медаль «За взятие Будапешта».

выразительное чтение 5 и 6 строф стихотворения.

Анализируют и сопоставляют художественные образы 4 строфы. Делают выводы.

Находят художественные средства, использованные автором. Определяют их роль в стихотворении.

Выполнение индивидуальных заданиий.

4. Закрепление учебного материала

Цель: создать условия для обеспечения в ходе закрепления повышения уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

Ожидаемый результат: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение учащихся воспроизводить изученные познавательные объекты; умение самостоятельно работать, применяя новые знания.

Методы: беседа

 

− Каким предстаёт в своём тяжком горе «слуга народа» в двух заключительных строфах?
(Он не озлобился и не пал духом. Солдат, поборовший чужеземного врага, нравственно чист).
− Что даёт герою духовные силы?
(Любовь к Родине, память о прошлом).

Отвечают на вопросы.

Делают выводы по прочитанному.

6. Рефлексия

Цель: создать условия для рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.

Методы: смыслообразование, рефлексия.

 

Организует рефлексию.
1. Смогли вы достичь тех целей, которые ставили в начале урока?
2.  Какие открытия вы для себя сделали?
Сегодня на уроке я узнал (а)…
Сегодня на уроке я понял (а)…
Сегодня на уроке было…
Сегодня на уроке мне понравилось…

Делают выводы, соотносят цели с результатами.

7. Задание на дом

Цель: создать условия для обеспечения понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

1. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение «Враги сожгли родную хату» наизусть и подготовить его для выразительного чтения в классе.
  • Письменно выполнить задания урока 82 (Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 8 класс. Часть  № 2)

2. Оценивание.

Записывают домашнее задание