План-конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (6–7 лет) "Пасхальное яйцо"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Пасха, пасхальное украшение, подготовительная группа, народное творчество


Цель: вызвать интерес детей к декорированию силуэта пасхального яйца различными видами продуктивной деятельности.

Интеграция ОО:

  • «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

  • познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, с истории  возникновения росписи пасхального яйца.

«Речевое развитие»

  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, активизировать словарь новыми словами, развивать смекалку, зрительную память, воображение.

«Физическое развитие»

  • развивать мелкую моторику рук и двигательную активность.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к традициям русского народа.

Методы и приемы:

  • Словесный: беседа, чтение стихотворения, чтение отрывка из библейских рассказов, вопросы, пояснения.
  • Наглядный: рассматривание изображений писанок и иллюстраций «Пасха»,
    показ.
  • Практический: рисование, лепка, аппликация, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Материалы и оборудование: иллюстрации «Пасха», картинки с изображениями росписи пасхальных яиц, силуэты «Пасхальное яйцо» из картона и бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти, непроливайки, салфетки цветные, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисти пластилин,  доски для лепки, стеки, декоративные материалы – паетки, кружево, атласные ленточки, пуговицы, стразы.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Изобразительная

Рисование, аппликация, лепка

Познавательная

Знакомство с народным обрядовым праздником – Пасхой, традициями, обычаями

Коммуникативная

Беседа, вопросы, пояснения, рассматривание изображений расписных яиц и иллюстраций «Пасха»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворения Г.Антипиной «Пасха»

Двигательная

Физминутка, пальчиковая гимнастика

Самообслуживание

Раздача подготовленных материалов к НОД

Логика НОД

Деятельность
воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый
результат

1. Введение в тему
Воспитатель говорит детям, что весной отмечается светлый православный праздник- Пасха. Сегодня, мы вспомним о некоторых традициях и обычаях.

- дети внимательно слушают.

Настроены на предстоящую деятельность, развито внимание детей.

2. Беседа о праздновании Светлой Пасхи
- Пасха – большой праздник. Издавна к этому празднику долго готовились, очищали душу, чистили, мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не только богат яствами, но и красиво оформлен. В каждом доме хозяйка вместе со своей семьей украшала стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухни, - каждый старался, как мог. Кулич за праздничным столом называли Пасхальным хлебом. В страстной четверг красили яйца луковой шелухой, разорванными на мелкие лоскутки разноцветными тряпочками и специальными «мраморными» бумажками, покупавшимися в магазинах. А самые искусные раскрашивали их кисточками. На следующий день накрывался большой, красивый пасхальный стол, съезжались родственники, их угощали. В этот день дарят друг другу расписные яйца!
Чтение стихотворения Г.Антипиной «Пасха».

Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха…
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде…
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.

- дети слушают рассказ педагога,
- рассматривают иллюстрации «Пасха»

- имеют представление о народном обрядовом празднике – Пасхе, познакомились с новым стихотворением о Пасхе.

3. Рассматривание картинок с изображением писанок
Посмотрите, ребята. Здесь изображены разные пасхальные яйца: деревянные, фарфоровые, узорные, расшитые бисером и т.д.
Какие яйца вы видите?
Как вы думаете, почему украшенные яйца называются писанками?
Читает отрывок из библейских рассказов «о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце»
(смотреть Павлова О.В, стр.157)
Показывает образцы росписи пасхального яйца

- рассматривают изображения росписи пасхального яйца, отвечают на вопросы

- имеют представление о композиции и элементах декора писанок, об истории возникновения пасхального яйца.

4. Демонстрация приемов работы
Педагог рассказывает какими способами и с помощью каких материалов можно «росписать» силуэт пасхального яйца.
Предлагает детям выбрать самостоятельно материалы для работы.
Закрепляет с детьми правила безопасного обращения с инструментами в продуктивной деятельности.

- слушают, высказывают мнение, рассматривают

- имеют представление о способах выполнения работы, знают правила безопасного обращения с предметами.

5. Пальчиковая гимнастика
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.

Выполняют движения:
- шевелят пальцами кистей,
- поглаживают кулачки,
- показывают кистями рук движущихся птиц,
- трясут кистями рук,
-показывают форму кулича,
- соединяют большой палец с другими по очереди,
- хлопают в ладоши.

 

- развита мелкая моторика рук детей.

6. Самостоятельная деятельность «Пасхальное яйцо»
Предлагает выполнить самостоятельно декорацию силуэта яйца.

- дети подбирают материал по своему выбору, выполняют декорацию яйца на бумажных силуэтах.

- вызван интерес к искусству миниатюры на яйце, в разных видах продуктивной деятельности, развито воображение, мелкая моторика рук

7. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо нам присесть и встать.
Руки развести пошире.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Так мы делаем зарядку.

- выполняют движения согласно текста.

- развита двигательная активность, умения выполнять движения согласно текста.

8. Рефлексия
- Выставка работ
- Беседа по вопросам:
Как называются расписные яйца?
- Какие материалы используют для росписи яиц?
Спасибо вам за ваши творческие работы. Они получились разные, дивные, прекрасные.
Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.

Выставляют работы, любуются, обсуждают, делятся впечатлением.

- умеют оценивать работу сверстников,
- умеют анализировать проделанную работу, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение.

Использованная литература

  1. О.В.Павлова «Комплексные занятия по изобразительной деятельности. Подготовительная группа».
  2. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа».
  3. Интернет-ресурсы.