Урок доброты. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: доброта и сострадание, доброта


Цель: обогащение духовного мира младшего школьника, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей.

Задачи:

  • развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
  • сориентировать на ценности человеческой личности;
  • сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная;
  • развивать восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка.

Оборудование: проектор, экран,  бусинки, карточки с заданиями для групп, плакат, презентация.

Ход занятия

1. Вводная беседа

Уч. - Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет рукой,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой…

2. Сообщение темы занятия

Учитель:

- О чем это четверостишие?

- О чем будем сегодня говорить?

- А как вы думаете, что такое доброта?

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное.

- Ребята, как вы думаете, где живет доброта?

- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Запись на экране:

Добрые сердца - это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – это цветы,
Добрые дела – это плоды.

На доске дерево без листьев и цветов:

Учитель: - Посмотрите, дерево без листьев, цветов и плодов. Я надеюсь, в конце нашего урока это дерево распустит листья и  зацветёт.

3. Инсценировка рассказа «Синие листья» В.Осеевой

У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш, Катя.

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.

- Позволила мама?

- Мама то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё и брата.

Приходит Катя на следующий день.

- Ну что, позволил брат?

- Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько.

- Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне только листочки на деревьях нарисовать да травку зеленым цветом.

- Это много.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, бери, что же ты? Бери!

- Не надо.

На уроке учитель спрашивает:

- Так ребятки покажите мне ваши работы..

Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

- Я ей давала, а она не берёт?

Посмотрела учительница на обеих:…

Учитель:

- Ребята, подумайте, что дальше может произойти.

- Обсудите, что будет делать каждая из девочек.

«- Надо так давать, чтобы можно было взять».

Учитель:

- Ребятки, правильно ли поступила Катя?

- Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок?  

- А вы бы с такой девочкой стали дружить?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

- У какого человека больше друзей?

- Что бы вы посоветовали Кате?

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

4. Беседа о годе культуры в России

Учитель: - В России 2014 год объявлен годом культуры. Культура – это не только артисты, поэты, певцы, музыканты, художники. Культура – это и мы с вами, наше поведение, наше отношение к другим людям, к богатству и красоте природы, к историческому наследию.

- Давайте посмотрим, как  о доброте  говорили мудрецы:

  • «Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.» Л.Толстой

  • «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.» М.Сервантес

  • «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.»Ж.Ж.Руссо

- А зачем нужна доброта?

- Абсолютно верно, ребята, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

- Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

- Ребята, подберите синонимы к слову доброта.

Учитель:

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

5. Работа с пословицами

Учитель: - В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Закончите пословицы и объясните, как их понимаете:

  • На добрый привет… (добрый ответ)
  • Жизнь дана на…(добрые дела)
  • Не одежда красит человека, а … (его добрые дела)
  • Злой не верит, что есть …(добрый)
  • Добрая слава лежит, а худая …(бежит)
  • Твоя красота в твоей … (доброте)
  • Добрым словом и камень … (растопишь)
  • Доброе слово лечит, злое  … (калечит)
  • Кто любит добрые дела, тому и … (жизнь мила)
  • За добро плати … (добром)
  • Доброе дело два века живёт.
  • Красоту уносят годы, доброту … (не унесут)
  • Злой плачет от зависти, а добрый … (от радости)

Учитель:

- Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте.

  • Со-чувствие
  • Со-страдание
  • Со-переживание

Учитель:- Приставка «Со» - означает причастность к чему либо, присоединение. Слову сострадание близко по значению одному из самых красивых слов – МИЛОСЕРДИЕ.

Учитель:

- Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

Учитель: - Попробуем вместе составить правила Доброты?

Работа в группах:

На основе поговорок составить правила доброты в группах

На доску прикрепляются лепестки с правилами.

- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

- Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.

- Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.

- Делать добро для близких и друзей.

- Не завидовать.

- Не вредничать.

- Не грубить.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день и добрый вечер»
И не зря ведб есть у нас
Пожеланье  «Вдроборый час!»
Доброта – она от века
Украшенье человека…

6. Игра «Волшебные предметы»

Учитель: - Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела.

- Издавна фантазией людей были созданы представители зла: Баба Яга, Бармалей, Кощей Бессмертный и представители добрых сил. Назовите их (Золотая рыбка, Хоттабыч и т.д.).

- Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов (выдаются карточки с рисунками: семена, игла, книга, костёр).

- Какие добрые дела можно совершить с помощью данных предметов?

Работают в группах.

7. Составление слов по таблице

Учитель: - Если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей добротой.

А какие еще понятия связаны с добротой?

Игра «Да или нет». Розовые листочки Если вы не согласны с утверждением, то находите букву в графе «нет», если согласны, то в графе «да». Какое слово получилось? Как оно связано с добротой?

Задание командам по выявлению слов: доверие, чуткость, понимание, внимание, радость, участие

Задание

Да

Нет

Ответ

1. Доброта - все хорошее, полезное.

п

т

 

2. Добрым надо быть только с людьми, которые тебе приятны.

а

о

 

3. Не надо иметь сто друзей, лучше иметь сто рублей.

ф

н

 

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

и

е

 

5. Делать добро очень приятно и радостно.

м

л

 

6. Если я играю в подвижные игры, то стараюсь не сделать никому больно.

а

е

 

7. Надо быть завистливым, злым и жадным.

м

н

 

8. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

и

е

 

9. Поступать надо так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

е

и

 

Учитель: Доброту люди сравнивали с солнцем. Да, действительно, солнышко всех согревает своими лучами. И от этих лучей мы ощущаем…

Учитель: Тепло, радость, свет, веселье. Каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботу и внимание.

Учитель: - Есть солнце на небе, а есть солнышко в каждом из вас. Получается, что каждый человек, как солнышко, может дарить другим людям тепло, свет, доброту, любовь и желание помогать, согревать всех, как это делает солнце.

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.

8. ЛЕГЕНДА О ДВУХ ВОЛКАХ

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

"В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...  Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Учитель: - Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?

- Хотите узнать какой ответ дал старый индеец внуку?

«Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Учитель: - Человек приходит в мир для добра. Мы живем в человеческом обществе, поэтому должны нести в этот мир свет и чистоту своей души, быть открытыми в мыслях, честными в поступках, милосердными и отзывчивыми.

9. Итог урока

Учитель: - Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет на земле не один, надо каждый день творить добро и следовать заповеди: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе!»

Добрые сердца – это сады,
Добрые мысли – это цветы,
Добрые дела – плоды.

- Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Дарите людям доброту!

Песня «Доброта» (музыка Игоря Лученка, слова Тулуповой)

10. Рефлексия

Учитель: Мы с вами сейчас украсим наше дерево цветами, но не простыми, цветы разного цвета – каждый цветок – это ваше настроение. Нарисуйте цветок, который соответствует вашему настроению и украсьте ими наше дерево. Заботьтесь о нём, о своём дереве, не позволяйте ему засохнуть.