Задачи урока по достижению результатов:
- Личностных: Формировать нравственные ценности и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры, а также умения воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на личность человека.
- Метапредметных: Формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,
- Предметных: Создать условия для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету, путём привлечения к предмету других областей знаний с опорой на личный практический опыт каждого ученика.
Научиться выявлять закономерности влияния компонентов природы на погоду Земли, устанавливать причинно-следственные связи. Определять цели обучения в зоне ближайшего развития.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ведущие понятия урока: погода, элементы погоды, предсказание погоды.
Оборудование и дидактический материал: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Ход урока
1. Здравствуйте, ребята. На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами воздушную оболочку Земли. Которая как называется? АТМОСФЕРА, а также подробно знакомились с элементами и явлениями погоды. Сейчас, я проверю, как вы усвоили темы прошлых уроков?
Решите пожалуйста тест!
Проверка домашнего задания. Проходит в форме тестирования и взаимопроверки! На выполнение работы – 7 мин!
Фамилия ______ Имя__________Класс___
Тема: «АТМОСФЕРА»
ВАРИАНТ 1.
1. Какое из перечисленных явлений не относится к осадкам?
1). Град;
2) Роса;
3) Иней;
4) Циклон;
2. Какой из перечисленных слоев атмосферы является самым нижним?
1). Стратосфера;
2) Тропосфера;
3) Ионосфера;
4) Экзосфера;
3. Какое утверждение об атмосфере верно?
1). В горах давление выше, чем на равнинах.
2). В тропосфере с высотой температура воздуха повышается.
3). Озоновый слой защищает Землю от ультрафиолетовых лучей.
4) Бриз - это ветер, который дует только ночью.
4. Определите атмосферное давление на вершине холма высотой 40 м, если у его подножия атмосферное давление 50 мм.
Ответ:_______________
5. При подьёме в горы выше 3000м человек начинает ощущать дискомфорт. Обьясните, с чем это связано, указав не менее двух причин.
На выполнение работы - 7 мин.
- 5 правильных ответов - оценка «5»,
- 4 правильных ответа - оценка «4»,
- 3 ответа – оценка «3».
Проверил____________
Оценка______________
Фамилия ________ Имя__________Класс____
Тема: «АТМОСФЕРА»
ВАРИАНТ 2.
1. Какое из перечисленных явлений не относится к осадкам?
1) Град;
2) Снег;
3) Иней;
4) Муссон;
2. Каким из перечисленных приборов измеряют атмосферное давление?
1). Осадкомер;
2) Барометр;
3) Термометр;
4) Гигрометр;
3. Какое из утверждений о температуре воздуха верно?
1) Воздух в основном нагревается от проходящих через него солнечных лучей.
2) В тропосфере с высотой температура воздуха повышается.
3) Воздух в основном нагревается от поверхности суши или воды.
4) Самая высокая температура воздуха наблюдается в полдень.
4. Определите Относительную высоту холма, если разница в атмосферном давлении у подножия и на вершине составляет 6 мм.
Ответ:______________
5. Зимой даже при очень ярком солнце воздух остается холодным. Обьясните, с чем это связано, указав не менее двух причин.
На выполнение работы - 7 мин.
- 5 правильных ответов - оценка «5»,
- 4 правильных ответа - оценка «4»,
- 3 ответа – оценка «3».
Проверил__________
Оценка____________
Итак, ребята!! Время истекло, прошу Вас поменяться работами, и внимательно проверить работу соседа!! Обратите внимание на нижнюю строчку Ваших работ, Вы должны заполнить строчку, кто проверил, и поставить оценку!! При выставлении обратите внимание на оценочную шкалу!!
(ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ №1)
Поднимите руки у кого оценка 5, 4, 3, 2! Молодцы! Я проверю точность Ваших оценок, и узнаете их на следующем уроке!!
Введение в тему. Постановка цели и задачи урока
1. Активизация на новую тему. Определение целей и задач урока. (Звучит заставка из программы "Новостей" перед "прогнозом погоды"): СЛАЙД №2
- Вы согласитесь со мной, что прежде, чем покинуть дом, большинство людей прислушиваются к этой мелодии, но не для того, чтобы насладиться ей, а чтобы сделать для себя определённые выводы: стоит ли ехать на дачу? Взять ли с собой зонт? Или лучше остаться дома? Кто из вас узнал эту мелодию?
Ученики: эта музыка звучит, когда передают прогноз погоды. Вот и тема сегодняшнего урока "ПОГОДА", столь значимая для каждого из нас (записываем тему урока). (СЛАЙД №3)
Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир, на каждом шагу мы слышим и ощущаем его, но никто не сможет увидеть его, потому что это царство Великого невидимого - мир земной атмосферы. В роли путеводителя - наш старый, искренний друг - вопросительный знак (рисунок на доске). Под грудой вопросов согнулся он дугой. Давайте поможем ему выпрямиться и превратиться в знак восклицательный. Это произойдёт тогда, когда мы вместе с вами скажем, что хотим узнать сегодня на уроке????? ответим на следующие вопросы:
- "Что такое погода?
- Почему погода меняется?
- Зачем её нужно изучать?" (вопросы написаны на доске). (СЛАЙД №4)
Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.
"Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
лестя на солнце, снег лежит..."."Внезапно небо прорвалось,
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось,
Качать сады над нашим домом."Полдневный час.
Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит..."
- Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов?
Значит погода - это состояние тропосферы.
Достаточно знать только это?
Например: сегодня в Краснодаре + 7°, а в Вологде +2°, т.е. в данном месте.
В течение прошлой недели погода была одинаковая?
Знать в данное время (час, сутки). Она может быть в один час солнечная, а через некоторое время набегут облака, станет пасмурно, прохладно.
Скажите полное понятие.
Запишем в тетрадь: Погода - состояние тропосферы в данном месте и в данное время или за какой-то промежуток времени. (СЛАЙД №5)
Итак, с элементами погоды мы знакомились на протяжении предыдущих уроков, давайте, их перечислим.
А для того чтобы нам детальнее дать характеристику элементам погоды и объяснить каким образом они влияют на изменение погоды, мы вместе заполним таблицу. Ой, ребята!! А я что-то напутала?? Давайте вместе расставим содержимое таблицы на свои места!!!
(Дети заполняют вместе с учителем табл).(СЛАЙД №6) и правильные ответы СЛАЙД №7
Элемент погоды | Единица измерения |
Прибор для измерения |
Температура |
% |
Осадкомер |
Давление |
балл |
На глаз |
Ветер |
мм.рт.ст |
Гигрометр |
Облачность |
м/сек |
Барометр |
Влажность |
мм |
Анемометр |
Осадки |
°С |
Термометр |
Все явления погоды находятся во взаимной связи. Например, в жаркий летний день воздух, нагреваясь от земной поверхности, становится более легким, следовательно понижается атмосферное давление. В жаркую погоду усиливается испарение, что приводит к образованию кучевых или кучево-дождевых облаков. Известно, при изменении направления ветра меняется погода. Происходит это потому, что ветры переносят над земной поверхностью большие обьемы вохдуха, различающиеся по своим свойствам - воздушные масс. ДОКЛАД (СЛАЙД №8)
Я ?? Причины изменения погоды запишем в тетрадь: Это перемешивание воздушных масс, отличающихся друг от друга своими свойствами: температурой, прозрачностью, влажностью полученные от той территории, над которой они образовались.
?????? - Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды Ваши наблюд. Работы (анализ изменения) 2 ученика
- Известный американский писатель Марк Твен писал: "Если вам не нравится погода, то подождите немного". Как вы думаете почему? Она изменяется. Одно из основных свойств погоды - изменчивость.
Дети: постоянное перемешивание воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. Первые вестники изменения погоды это изменение атмосферного давления и направление ветра.
Погода очень изменчива, но все же некоторые дни характеризуются достаточно похожей погодой. Откройте форзац учебника, давайте познакомимся с типами погоды и ответим на вопросы. (Работа с учебником) (СЛАЙД №9)
Вопросы
- Какой элемент погоды был положен в основу выделения типов погоды.
- На какие большие 2 группы разделены типы погоды.
- Какой тип погоды преобладает в нашем городе зимой, а какой – летом?
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Мальчики похлопали,
Девочки потопали,
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
- Угадайте, какие времена года описаны в стихотворениях:
1.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса. ОСЕНЬ
2.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.ЗИМА
3.
Гонимы вешними лучами.
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями. ВЕСНАНа потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
4.
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят сено шевеля. ЛЕТО
В древние времена изменение погоды предсказывали по местным признакам. А какие народные приметы вам известны?
Дети называют приметы! (Дать опережающее задание)
По каким признакам можно предсказать погоду? Существует мнение, что животные и растения могут предсказать погоду. Так ли это? Приведите примеры, подтверждающие это.
- Дым из труб и от костра
Кверху поднимается -
Значит ясная погода
Завтра ожидается.
- Низко ласточки летают,
О дожде предупреждают;
А летают высоко -
Значит дождик далеко.
- Если больше, чем обычно
Над цветами вьётся пчёл,
Нужно будет опасаться,
Как бы дождик не пошел.
- С неба солнце светит ярко.
Верба ранняя цветет,
Прилетели трясогузки
Скоро будет ледоход.
- Если солнце село в тучи,
Словно зарево закат,
"Завтра будет сильный ветер".
Старожилы говорят.
- Кукушки стали куковать
Морозов больше не видать
Цветы черёмухи цветут
Похолоданье тут как тут
Ребята, как вы думаете, сейчас эти признаки совпадают с прогнозом? А ответ на этот вопрос изобразим в тетради.
- Признаки изменения погоды по поведению растений
- Признаки изменения погоды по поведению животных
3 мин вам на решение вопроса.
В настоящее время земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты-метеорологи.
Учебник стр. 126, рис. 83 (Выполнить задания)
Многие воспринимают погоду как неизбежность. Для них дождливые дни отличаются от ясных лишь тем, что в первом случае нужно не забыть зонт и плащ. Однако для лётчиков, моряков, рыбаков и геологов, водителей и тружеников сельского хозяйства, и многих других людей благополучие и даже жизнь зависят от благосклонности погоды.
Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо знать прогноз погоды? (дети приводят примеры)
А теперь проверим, как внимательно вы меня слушали? Учитель читает текст с ошибками, учащиеся по ходу исправляют их. (СЛАЙД №10)
Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане. Все погодные явления происходят в стратосфере. Одно из свойств погоды - постоянство. Погода меняется только в течение года. Главная причина перемен в любое время суток в погоде - перемещение воздушных масс. У нас в области в течение всего года преобладают погоды теплого времени года. А предсказание погоды называется - гороскоп.
Ответы учащихся:
- Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, облачность, осадки, направление и сила ветра.
- Все погодные явления происходят в тропосфере.
- Одно из свойств погоды - изменчивость.
- Погода меняется в течение суток.
Заключение
На протяжении всего урока с нами был вопросительный знак. Давайте выясним, сможем ли мы помочь ему превратиться в знак восклицательный.
- "Что такое погода?
- Почему погода меняется?
- Зачем её нужно изучать?"
На доске вместо ? знака появляется ! знак)
Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, помогли мы выпрямиться вопросительному знаку; впрочем, он очень важный и нужный знак. ОТКУДА? КУДА? ПОЧЕМУ? Да без него, сутулого, никуда.
Раздать лист самооценки -
Фамилия и Имя
№ | Критерии оценивания |
|
|
1 |
На уроке чувствовал себя |
Хорошо |
плохо |
2 |
На уроке я |
устал |
Не устал |
3 |
урок |
понравился |
Не понравился |
4 |
На уроке я узнал |
5 предложений на оценку «5», |
|
5 |
Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2». |
|
|
Я всех вас благодарю за урок. Очень приятно было с вами работать.
4. Оценивание учащихся
Домашнее задание
- Это я знаю. Параграф 30 (до стр. 127).
- Это я могу. Сообщения: Животные-барометры.
- Это мне интересно. Вопросы 1. Как влияет изменение погоды на здоровье человека?