Использование ИКТ на уроках математики в основной школе как средство повышения творческой активности обучающихся

Разделы: Математика

Ключевые слова: математика, ИКТ


Перед многими учителями математики стоит проблема, что современные школьники с трудом усваивают учебный материал, не применяют знания в измененной ситуации, им сложно выбрать тот или иной метод решения. Больше всего ссылаются на то, что обучающиеся не учат правила, либо не умеют их применять, не могут выучить теорему или решить задачу.

Учителя озабочены тем, как учить результативно? Какие методы, какие средства и технологии надо использовать, чтобы развивать у учащихся память, речь, мышление и повысить качество, развивать их творческие способности.
В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

озникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно.

В своей работе я использую ПК, мультимедийный проектор, пакет «MicrosoftOffice для дома и учебы 2010», компьютерные презентации, CD/DVD диски, электронные приложения к учебникам, мультимедийные пособия, коллекции ЭОР, Интернет и др.

Компьютерные презентации я использую при изучении нового материала. они позволяют наглядно иллюстрировать учебный материал. При решении устных упражнений презентация даѐт возможность учащимся оперативно выполнять задания с дальнейшей самопроверкой.

Применяю анимированные чертежи, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами, для доказательства теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ подачи информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, что наиболее долго удерживают внимание ребенка. Также, компьютерная презентация дает возможность самостоятельно подобрать учебный материал, исходя их особенностей конкретного класса. Это позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта. С помощью слайдов, созданных в программе Microsoft OfficePowerPoint, демонстрирую примеры, задачи, цепочки для устного счета.

Также на своих уроках использую flash-анимацию, которая помогает качественно объяснить новый материал. Например, flash-анимации по геометрии, которые можно найти на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru), содержат четко дозированный объем информации и хорошо продуманный дикторский текст.

Перечень сайтов, на которым размещены flash-ролики по математике:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://school-collection.edu.ru/;
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru/.

Если интернет не доступен, то я использую следующие медиа-ресурсы:

  1. CD-ROM. Математика. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Н.Я. Виленкина;
  2. CD-ROM. Математика. 5 класс. Тренажер к учебнику Н.Я. Виленкина и др.;
  3. CD-ROM. Математика. 5 класс. Электронное приложение к учебнику Н.Я. Виленкина;
  4. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие к уч. Н.Я. Виленкина и др.. Математика 6 кл. ФГОС.;
  5. CD-ROM. 1С: Школа. Геометрия. 7 класс;
  6. CD-ROM. 1С: Школа. Геометрия. 8 класс;
  7. CD-ROM. 1С: Школа. Геометрия. 9 класс;
  8. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7 – 8 класс ы - 7 - 1 2 3 ;
  9. Видеоуроки и презентации проекта infourok.

Для контроля знаний использую компьютерное тестирование с помощью обучающей системы Дмитрия Гущина, а также сайта «Незнайка.про» или уже готовые тесты, которые можно найти в электронных учебных пособиях, ну и созданные самостоятельно с помощью различных тестовых оболочек (программ).

Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Возник интерес самим создавать презентации к урокам, проявляя тем самым свое творчество. Нами создан банк презентаций, который успешно использую для следующих поколений.

За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня математической подготовки.

Конструируя уроки с применением ИКТ, реализую условия дифференцированного обучения различными способами: свободный выбор, как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес обучающихся, а также развивает творческую активность при изучении математики, что способствует повышению эффективности обучения и самообучения, а также к повышению качества образования. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей статье, показывает, что применение информационных технологий на уроках расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем.

Список используемой литературы:

  1. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г ., № 10, стр. 88-93
  2. Реализация проекта «Информатизация системы образования» в Ставропольском крае: сборник материалов семинара по обмену педагогическим опытом «Летняя школа» и Интернет - педсовета (август 2006 год).Ставрополь: СКИПКРО. – 2006.
  3. Методические материалы. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://fcior.edu.ru/methods.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru/
  4. Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании геометрии. Одегова Светлана Петровна методист МОУДПОС Центр информационных технологий г.о.Тольятти. Сайт Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/151917.
  5. Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.