Логопедическое занятие в 1 классе "Звуки Г - Гь. Буква Г".

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: логопедическое занятие


Цели занятия:

Коррекционно-развивающие:

  • познакомиться со звуками Г, ГЬ.
  • учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, предложения;
  • учить дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развитие лексико - грамматической стороны речи;
  • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
  • отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом;
  • развитие общей и мелкой моторики

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей спрягать глаголы;
  • продолжать учить детей правильному употреблению в речи прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
  • продолжать работу по профилактике дисграфии;
  • упражнять в подборе антонимов;
  • обогащение словарного запаса;

Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
  • воспитывать потребность детей к правильной речи.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий: уметь дифференцировать звуки по твердости и мягкости, уметь проводить звуко - слоговой анализ, определять место звука в слове, уметь выделять звуки среди других звуков, в слогах, словах, предложениях, уметь ориентироваться в способах согласования имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, имени существительного и имени числительного; уметь подбирать антонимы, уметь правильно составлять предложения.

Личностные УУД: адекватное понимание причин успешной учебной деятельности; понимание необходимости учения, положительного к нему отношения, применение приобретенных навыков в практической деятельности.

Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, формулировать простые выводы.

Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:

Информационная: знание характеристики звуков, артикуляции звуков, навыки звуко-слогового анализа, знание антонимов, число им. существительного (единственное и множественное),

Коммуникативные: навыки использования ответов для общения с учителем, учащимися; умение выражать радость, одобрение или желание сотрудничать с другими учениками, желание общаться.

Социальная: сотрудничество, работа в команде, желание применять полученные знания для достижения хороших результатов в учебе и в социальной жизни ребенка за пределами школы.

Оборудование: разрезные картинки со звуком Г, Гь, индивидуальные зеркала, цветные ручки, картинки гуся, гусёнка, гномика, профили артикуляции звуков, схема звукового анализа, прищепки (зеленые, красные, синие), слоговые линеечки, удочка, рыбки с картинками, цветные магниты, презентация "Звуки Г - Гь. Буква Г. Грибы", компьютерное оборудование, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята !.

Цель: активизировать внимание детей.

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Будем четко говорить,
И не будем мы спешить

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания.

1. Развитие мелкой моторики.

Мышка мыла-мыла лапку:
каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой,-
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла-
Очень он боялся мыла!

2. Массаж лица (по массажным линиям):

- "лоб- ушки";

- "рисуем брови";

- "наденем очки";

- "нос - ушки";

- "подбородок - ушки";

- "нарисуем усы";

- "веселый клоун";

- "клювик";

- "румяна";

- "ушки"

- "пальцевой душ".

3. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать?

- Артикуляционную гимнастику.

"Улыбочка" , "Трубочка", "Качели", "Часики", "Наказать непослушный язык", "Горочка", "Катушка ", "Лошадка", "Маляр" (зеркала).

4. Работа по развитию дыхания и голоса.

- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе а - у - и - о.

- Дыхательные упражнения:

на вдохе- руки поднять через стороны вверх,

на выдохе- руки опустить: ааааааа

на вдохе- руки в стороны,

на выдохе- обхватить плечи, скрестив : оооооо

на вдохе- руки перед собой,

на выдохе- руки вниз: уууууу

II. Развитие произношения и обучение грамоте.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (схемы звуков)

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

- Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки?

- Звуки делятся на гласные и согласные.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Обозначаем красным цветом. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Они могут быть твердыми и мягкими. Твердые обозначаем синим, а мягкие - зеленым цветом.

- Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

2. Введение в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.

-Соберите картинки.

-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.

 - Гусь, гитара, груша, гриб, гном, крокодил Гена.

- Назовите, какой звук есть во всех этих словах?

- звуки Г, Гь.

- Значит с какими звуками мы сегодня познакомимся, с какой буквой?

- Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

- Ребята, откройте тетради и запишите число и тему занятия.

- Какое сегодня число, месяц, день недели?

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать два звука Г - Гь.

3. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

Отгадайте мою загадку:

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

- Кто это? (картинка гуся)

- Гусь

-Как гогочет гусь?

- Га-га-га.

-Назовите 1 звук в слоге: га?

- Первый звук - Г.

- Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили артикуляции звуков).

- Губы в улыбке, зубы обнажены, разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.

4. Характеристика звука.

- Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?

- Да.

-Что мешает?

- Задняя часть спинки языка упирается в мягкое нёбо, образует горочку. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом.

- А если встречается преграда, значит звук Г какой?

- Согласный.

-А теперь проверьте звонкий или глухой? Как обозначаем?

- Голос включается - звук звонкий, колокольчик.

-В слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий? Как обозначаем?

 - Твердый, синий цвет.

- Сделайте общий вывод.

- Звук Г - согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом и колокольчик.

- Запишите в тетради схему звука Г.

-Скажите, как зовут детёныша у гуся? (картинка гусёнка)

- Гусёнок.

-Как гогочет гусёнок: ГЯ

- А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ

-Назовите 1 звук в слоге ГЯ?

 -Первый звук - ГЬ.

- Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили артикуляции звуков).

- Губы в улыбке, зубы обнажены, кончик языка лежит внизу и упирается в нижние зубы. Спинка языка образует горочку.

-Расскажите про звук ГЬ.

 - Звук Гь - согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом, колокольчик.

- Запишите схему звука Гь в тетради.

5. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

- Сейчас мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

- Да.

- Тогда вперед!

А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С. (картинка гуся)

- Это ГАНС - гусь.

- Г, И, Г, А.

- Это ГИГА - гном.

Выделение звуков.

- Ганс собирается в дорогу. Поможем ему собрать звуки.

Ловим звук (хлопаем в ладоши)

А) среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, Ть, Сь, Гь, Дь, Кь, Гь….

Б) среди слогов: ГА, ДА,ГЕ, ТО, ГИ, ЛЫ, АГ, АШ, ОГ, ОК.

Введение сюжета в занятие.

Гансу гном принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.

-За это гном Ганса превратил в крошечного гусёнка и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»

А какие испытания нам надо пройти вместе с Гансом мы узнаем после физкультминутки.

Физминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону),
Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед- назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками).
И на веточку присели (приседание)
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.

- А вот и 1 испытание - чистоговорки.

- Ганс идёт по лугу и проговаривает чистоговорки. Давайте и мы поможем Гансу проговорить чистоговорки. Читаем громко и четко.

Ги–ги-ги – потеряли сапоги
Гу–гу-гу – гуси на лугу
Га-га-га – зеленые луга
Ге-ге-ге – картошка в пироге
Го-го-го – кричит ослик: Иго – го

2 вариант. Проговорить предложения.

Я гуляю по лугу.

Ты ……

Вы…..

Мы….

Он….

Она…..

Они….

- Мы справились хорошо и помогли Гансу пройти 1 испытание!

2 испытание - Дифференциация звуков Г -ГЬ в словах.

Гном велел Гансу поймать много рыбок на обед.

- Ребята, вы должны поймать рыбку. Но рыбки необычные, а с картинками. Вы должны назвать картинку, определить место звука (Г, Гь) в слове (в начале, в середине, в конце) и сказать какие это звуки (твердые или мягкие).

Упражнение "Поймай рыбку".

- Молодцы, мы прошли 2 испытание !

- А вот вам задание - 3 испытание:

3 испытание - Игра «Наоборот»

Тихо - громко
Веселый - грустный
Сытый - голодный
Сладкий - горький
Ласковый - грубый
Редкий - густой
Чистый - грязный
Шершавый - гладкий
Мелкий - глубокий.

- Молодцы, мы помогли пройти Гансу 3 испытание.

4 испытание - Звуко-слоговой анализ слов.

- Ганс плывёт на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул: «Быть беде!
Неужто утону я?

- Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов : Ганс, Гига.

Работа слоговыми линеечками (звуко - слоговой анализ слов)

Работа в паре.

- Ганс - 4 буквы, 4 звука.

[Г] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)
[а] - гласный, (красная прищепка)
[н] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)
[с] - согласный, твердый, глухой (синяя прищепка)

- Сколько гласных звуков?

- 1 гласный - А.

- Какое есть правило для определения слогов?

- Сколько в слове гласных столько и слогов.

- В этом слове 1 слог.

- Сколько согласных звуков?

 - Согласных звуков - 3.

- Определите место звука Г?

 - Звук Г стоит в начале слова.

- Гига - 4 буквы, 4 звука.

[Г ] - согласный, мягкий, звонкий (зеленая прищепка)
[и] - гласный (красная прищепка)
[Г] - согласный, твердый, звонкий (синяя прищепка)
[а] - гласный (красная прищепка)

 - В этом слове 2 гласные, значит 2 слога.

- Звук Г - твердый, в начале слова.

- Звук Гь - мягкий, в середине слова.

- Молодцы, мы опять помогли Гансу.

5 испытание - Знакомство с буквой Г .

- А какой буквой обозначается звуки Г, Гь?

- Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите букву на слайде.

-На что похожа буква?

- На гуся.

-Посмотрите на гусыню Она вытянула шею, изображая букву Г.

- Молодцы, мы с вами выполнили ещё одно испытание!

Образование множественного числа существительных.

5 испытание - Игра « Один - Много»

Нам предстоит пройти еще одно испытание.

1 вариант.

Огурец – огурцы,
голубь - голуби,
ягода - ягоды,
магазин - магазины,
город - города,
гараж - гаражи,
гусь - гуси,
гость - гости,
гора - горы,
газета - газеты,
попугай - попугаи.

2 вариант. Сосчитай предметы , чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.

6 испытание. Работа с предложением.

- Чтобы расколдовать гуся Ганса нам предстоит выполнить последнее испытание - составить правильно предложение. Слова в предложении "не дружат" (стоят не по - порядку).

Деформированное предложение : Галя, Гена, много, и, набрали, грибы.

- Предложение: Галя и Гена набрали много грибов.

- Назовите слова со звуками Г, Гь.

- Галя, Гена, грибы.

III. Развитие лексико - грамматической стороны речи.

7 испытание - "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".

- Ребята, а вы знаете какие грибы можно собирать, а какие нельзя?

- Можно собирать только съедобные грибы. Нельзя трогать и собирать ядовитые грибы.

- Беседа. "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы".

- Молодцы, ребята! Мы выполнили все испытания гнома.

- Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой
Он не маленький – большой!

IV. Итог занятия. Рефлексия

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Угадайте о каком звуке я говорю (дается характеристика звуков Г, Гь).

- Для чего вам надо это знать?

- Что понравилось на занятии?

- Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?

- Как бы вы оценили свою работу на занятии?

(зелёные гусята – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные гусята – не справился с заданием, у меня грустное настроение, синие - я старался, но у меня не все получилось).