Рабочая программа внеурочной деятельности "Историко-патриотического клуба "ЭПРОН". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: внеурочная деятельность, историко-патриотический клуб


Актуальность программы

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В национальной доктрине образования нашей страны определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Каждому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на благо своей Родины. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит воспитанию гражданственности и патриотизма. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма у молодого поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание патриотизма – это работа по формированию чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В багаже побед массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные обстоятельства формирующие новое поколение героев. Одна из ярких и малоизученных страниц - история ЭПРОНа. В школе прежде существовал музей, был накоплен определённый материал, приглашались ветераны ЭПРОНа. Продолжить работу в этом направлении важно и перспективно. Ребята смогут раскрыть свой творческий потенциал, осуществлять на практике связь поколений; одновременно подготовиться к защите проектов в период экзаменов в 9 классе. Сегодня в России возрождается система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии сотрудника правоохранительных органов, пожарного, спасателя, социального работника.

Программа деятельности историко-патриотического клуба «ЭПРОН» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУСОШ № 136 Калининского р-на, г. С-Пб. способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Членами историко-патриотического клуба «ЭПРОН» являются обучающиеся 14-17 лет.

Особенностью работы клуба является то, что занятия в нём помогают: разработке социальных проектов, участию в районных и городских конкурсах, организации и проведению различных мероприятий и координации деятельности школьного музея. Поэтому направления деятельности клуба и школьного музея тесно взаимосвязаны.

Место курса в учебном плане

Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на один год обучения (9 класс): 34 часа, 1 час в неделю и ориентирована на обучающихся 15-16 лет, склонных к исследовательской, поисковой деятельности, увлечённых историей (обществознанием); поможет в подготовке к защите собственных проектов в 9 классе.

Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь - май). По ходу деятельности определяются новые разделы и этапы их выполнения, планируется участие в конкурсах и конференциях разного уровня (школа, район, город). Работа поисково-исследовательской деятельности с членами клуба проводится в течение учебного года. Работа по изучению и сбору теоретического, документального материала сменяется поисково - исследовательской. В часы практических занятий проводится координация деятельности уч-ся по работе с отобранным материалом по ими выбранным темам; оказывается помощь в корректировке плана работы над материалом, в использовании и применении исторических материалов, сведений, документов, полученных во время встреч и бесед в музеях, военном клубе, морском училище, во время встреч с ветеранами (анализ содержания взятых интервью у участников событий или их родственников, друзей).

Основными принципами деятельности клуба являются:

  • принцип добровольности;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип ответственности;
  • принцип взаимодействия;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип равноправия;
  • принцип сотрудничества;
  • принцип гласности.


К основным формам работы клуба относятся:

  • клубные встречи; экскурсии; исследовательская работа; поисковая работа;
  • круглые столы, дискуссии;

Приоритетные виды деятельности являются:

  • поисковая;
  • проектно-исследовательская.

Данная Программа внеурочной деятельности обеспечивает

  • активную гражданскую позицию; вклад школьников в улучшение ситуации в местном сообществе (овладение социальным опытом);
  • взаимодействие с органами местного самоуправления для приобретения опыта реального управления и действия;
  • воспитание у школьников чувства патриотизма;
  • включение уч-ся в создание самостоятельных социокультурных проектов;
  • овладение уч-ся навыками групповой, командной работы по подготовке и реализации «полезных дел»;
  • направленность позитивных результатов социокультурных практик на все сферы личности (интеллектуальную, эмоциональную, волевую);
  • включение в метапредметность социокультурной практики, которое способствует более качественному усвоению и применению универсальных учебных действий (УУД);
  • обеспечение интереса к собственной личности;
  • включение социокультурной практики в индивидуальный образовательный маршрут;
  • развитие «чувства взрослости» на основе формирования самостоятельности и ответственности.

Структурными основаниями программы являются школьный музей, библиотека, семья. В плане работы клуба сотрудничество с Центральным Военно-Морским музеем, с Клубом Моряков-Подводников СПб Ветеранов ВМФ, с Нахимовским Военно-Морским Училищем (его музеем), с Музеем истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, с районным Домом детского творчества. Наша школа становится открытой системой, которая стимулирует использование новых идей, методов, форм работы.

Идеологической базой программы являются общечеловеческие ценности: семья, труд, земля, Отечество. Главная задача - превратить эти понятия в реальные жизненные ориентиры каждого школьника.

Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств. Способствовать успешной социализации ребят в обществе; сориентировать, с учётом выбранной внеурочной деятельности, в будущей профессии; оказать помощь в разработке и защите уч-ся собственных проектов для успешной итоговой аттестации в 9-ом классе.

Задачи:

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через урочную деятельность и внеурочные занятия;
  • формировать осознанное отношение к Отечеству, гражданской активности, стремление к самореализации, воспитание толерантности;
  • расширять и углублять знания об истории и культуре родного города Санкт-Петербурга (края, страны);
  • воспитывать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;
  • приобщать подростков и молодёжь к активному участию в работе по оказанию помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны;
  • способствовать увековечиванию памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг в районах боевых действий;
  • способствовать профилактике преступлений и правонарушений в молодёжной среде – улучшению правового воспитания;
  • способствовать формированию профессионально - значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
  • координировать деятельность ребят по сбору и обработке информации по выбранной ими теме собственного проекта, по оформлению той части исторического материала, который станет частью экспозиции школьного музея ЭПРОНа ( форма отчёта о проделанной поисковой и проектно-исследовательской деятельности, что и будет являться конечным продуктом самостоятельной социокультурной практики учащихся).

 Учебно-методический комплекс:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006, 2016., с.6,134187.
  2. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007, 2016. - с. 8-9.
  3. Гладков Н.Н. История государства Российского в наградах и знаках. М.: 2003, 2014 г.
  4. Голубев В.Г. Спасатели ВМФ. – М: Воениздат, 1996, 2016 - 264 с.
  5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007, 2013 - с. 208, 211-214.
  6. Золотовский К.Д. Рыба-одеяло. – Л.: Детская лит-ра, 1965, 2007.
  7. Капица П.И. В море погасли огни. – Л.: Советский писатель.
  8. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005, 2015 - с. 5.
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.Акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009., 2014 ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).
  10. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: «Просвещение», 1987, 2013 г.
  11. Морской аварийно-спасательной службе России – 50 лет. – М. .2016.
  12. Мурашев Г. Титулы, чины, награды. М.: «Полигон», 2004, 2014 г.
  13. Организация деятельности общественного объединения в школе. Методические рекомендации. М., 1999г.
  14. Румянцева Л. «Люди легендарного подвига». Москва, 1978 .
  15. Федоровская Г. «Военно-патриотическое воспитание»./Воспитание школьников. №3, 2002г.
  16. ЭПРОН. Элоквенция-Яя.- М.: Советская энциклопедия, 1957г.- с.137-138. – (БСЭ: в 51 т, ред. Б.А. Веденский; 1949-1958, т. 49).

В своей деятельности члены историко-патриотического клуба «ЭПРОН» руководствуются нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией и законами Российской Федерации;
  • Законом «Об образовании»;
  • Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
  • Федеральный закон о ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ.
    (Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года).

Ожидаемые результаты:

  1. Участники историко-патриотического клуба получат возможность более детально изучать историю родного города, страны; овладеют основами проектно-исследовательской деятельности, будут учиться оформлять и защищать исследовательскую работу (проекты).
  2. Члены клуба освоят принципы здорового образа жизни, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях на примере жизни и деятельности советских (российских) моряков.
  3. У обучающихся сформируется потребность в более глубоком изучению истории и обществознания, в регулярных занятиях физической культурой; стремление осмысленного отношения к подготовке по данным предметам как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
  4. Компенсируются недостаточные в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки, решения практических задач в правовом аспекте.
  5. Обучающиеся будут продолжать работу с историческими документами, вещественными историческими источниками; кино- и фотодокументами, что поможет более быстрому и качественному формированию УУД.
  6. Расширится круг общения членов клуба за счёт привлечения к работе музеев города, общественных организаций (муниципальных депутатов); процесс социализации благодаря проделанной работе будет протекать быстрее, легче и качественнее, что поможет в дальнейшем и в профориентации учащихся.
  7. Основные направления работы клуба «ЭПРОН»:
    1. Проектно - исследовательская деятельность.
    2. Экскурсионная, поисковая, просветительская работа.


Контроль и оценка уровня усвоения программы проходит на итоговых занятиях в форме зачётов, организации промежуточных выставок, презентаций, творческих отчётов о проделанной работе по выбранной теме. В 9 кл. – предоставление проекта, его защита (обязательный элемент итоговой аттестации), оформление части экспозиции школьного музея (используется исследование для проекта).

2. Содержание дополнительной образовательной программы для 8 класс (34 ч.)

1.«Есть такая профессия – Родину защищать». (11 ч.)

Изучение правовых основ военной службы. Законы РФ, Уставы В.С. РФ. Анализ документов учащимися. Встреча участников клуба с представителями военкомата. Беседа о призыве и условиях несения морской службы в рядах ВМФ. Интервью, сбор дополнительных сведений о ветеранах и участниках боевых действий. Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев. Информация собирается в качестве поисковой работы и используется для поздравления в дни 75-летия Победы (самодельные открытки, встречи, интервью).

Оформление папки с именами ветеранов, проживающих в микрорайоне, как части экспозиции музея (краткие биографии, фотографии, возможно, личные вещи со времён войны). Поисково-исследовательская работа: Экскурсия в Центральный Военно-морской музей - ул. Труда, д.5.) Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы; Участие в конференциях, конкурсах разного уровня. Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов для выступления на конкурсах по выбранным темам.

2. История ЭПРОНа. (9 ч.)

Назначение ЭПРОНа. История возникновения водолазания; 1944 г. - время создания организации.

История ЭПРОНа в документальной хронике. Анализ уч-ся кинодокументов (обсуждение просмотренного сюжета по Сингапурской методике: Документальный фильм «ЭПРОН» (26 мин.) Легенды Ленинградского ЭПРОНа. Возникновение ЭПРОНа в Ленинграде. 1-я женщина-водолаз Нина Соколова (факты биографии) - документальный фильм: Просмотр и анализ д.ф. «Нина»(16 мин.)- по Сингапурской методике. Поисково-исследовательская работа: Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов. Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии. Планирование и корректировка дальнейшей работы. Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции).

3. Традиции ЭПРОНа в современной жизни. (7 ч.)

Школы водолазов в истории России. История возникновения школ водолазов. 5 мая – День водолазов. Обмен собранной информацией ( работа в парах сменного состава, в группах). История 328 Поискового Аварийно-Спасательного Отряда ВМФ ( г. Ломоносов, 1994г.). Цель создания отряда. Операции, в которых участвовали легендарные спасатели; фотодокументы о деятельности и участниках отряда; Изучение фактического материала. Просмотр и анализ док.фильма «Акванавты великих глубин».(22 мин.).

Поисково-исследовательская работа. Экскурсия (Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско) - Кондратьевский пр-т, д. 83, к. 1. 19 марта - «День подводника» - Работа с календарём памятных дат истории Отечества. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

4. К 75-летию Великой Победы (моряки-участники В.О.в.) - (7 ч.)

Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…». Уточнение списка ветеранов ВОВ; Приглашение ветеранов войны (членов их семей), ЭПРНОНа на заседание клуба. Интервью у участников, ветераногв В.О.в.;у детей блокады (у родственников ветеранов). Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея. Использование полученной информации в проектах уч-ся.

Боевые награды моряков-подводников, награды ЭПРОНовцев. Создание презентации (учесть награды приглашённых ветеранов).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл..

Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам);

Планирование и корректировка дальнейшей работы. Оформление работ; корректировка плана изложения материалов исследования. Планирование работы на летнее время.

2. Содержание дополнительной образовательной программы для 9 класс (34 ч.)

5.Служить отечеству. (11 ч.)

«Есть такая профессия – Родину защищать». Посещение Нахимовского ВМУ. ( Экскурсия в ФГКОУ – Петроградская наб., Пеньковская, д.1.); Знакомство с традициями и особенностями жизни и учёбы курсантов в училище (профориентация). Изучение фактического материала (кино и фото - документов Музея училища). Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня (в т. ч. в олимпиаде по истории). Изучение правовых основ военной службы (дополнение к материалам изученным в 8кл.). Законы РФ, Уставы В.С. РФ (продолжение профориентации). Поисково-исследовательская работа. Экскурсия (СПб ВМИ: Морской корпус Петра Великого. С 1998г. он объединяет училище им. Фрунзе и Ленинского комсомола); профориентация. Ознакомление с информацией о моряках - подводниках, об ЭПРОНе. Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов, для выступления на конкурсах по выбранным темам. Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы;

6. Связь поколений. (19 ч.)

История ЭПРОНа в документах и фактах. Круглый стол: Обсуждение документальных материалов книги Л.И. Москалёва «Метры глубин», М., 2005г. по Сингапурской методике. Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы. Из истории школ ЭПРОНа (образец по восстановлению, дополнению новыми сведениями истории семьи). Рассказ о биографии А.П. Лойко ( начальник школы водолазов в Ленинграде, Москве), интервью родственников о нём. Продолжить профориентацию. Оформление материалов для проектов уч-ся и как части экспозиции музея (использовать семейные архивы). Поисково-исследовательская работа. Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии. Планирование и корректировка дальнейшей работы. Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции). Оформление собранных материалов. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Из истории семьи (семейные архивы).

Выступления уч-ся с подготовленным материалом о флотской судьбе родных и близких людей. Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. 19 марта День моряков-подводников (установлен с 1996г). Презентация уч-ся; отбор материала для музея. (Поисково-исследовательская работа.) Экскурсия (Клуб моряков-подводников СПб. Ветеранов ВМФ; 5-я линия Васильевского о., д. 46,б; вр. раб.: «1», «5» - с 10-19 ч.).

19 марта - «День подводника»- Работа с календарём памятных дат истории Отечества. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…» Уточнение списка ветеранов ВОВ; Приглашение ветеранов войны, ЭПРНОНа, подводников на заседание клуба (беседа, обсуждение). Интервью у участников, ветеранов В.О.в.; у детей блокады (у родственников ветеранов). Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея. Использование полученной информации в проектах уч-ся.


7.Подведение итогов работы по внеурочной деятельности (защита проектов) (4 ч.)

Встреча с депутатами муниципального законодательного собрания. Беседа о работе по восстановлению музея, о материалах, которые могут помочь собрать и оформить депутаты.
Социокультурная практика развития гражданских инициатив (уч-ся заготовили свои вопросы; предлагают свою помощь в решении насущных вопросов; сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти).
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл.. Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам);
Демонстрация работы по соответствующей части экспозиции школьного музея (результата исследования). Завершение работы над проектами. Выступление уч-ся с защитой своих тем и предоставление ими материала соответствующей части экспозиции музея.

III. Тематический план внеурочной работы историко-патриотического клуба «ЭПРОН»: на 2 года (8-9 класс)

 
П.п

 Разделы
(Темы)

 Основное содержание материала

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Кол-во ч. (теория)

Кол-во ч. (практика)

 Планирование для 8 класс ( 34 ч.)

1.«Есть такая профессия – Родину защищать». (11 ч.)

1)

Изучение правовых основ военной службы

Законы РФ, Уставы ВС РФ

1 ч.

1 ч.
Анализ документов учащимися

 

2)

Встреча участников клуба с представителями военкомата

Беседа о призыве и условиях несения морской службы в рядах ВМФ.

1 ч.

 

1 ч.

Интервью, Сбор дополнительных сведений о ветеранах и участниках боевых действий.

3)
4)
5)

Сбор сведений (уточнение списков) о ветеранах, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев.

Информация о моряках - подводниках, об ЭПРОНовцах собирается в качестве поисковой работы и используется для поздравления в дни 75-летия Победы (самодельные открытки, встречи, интервью).

3 ч.

 

3 ч.

Оформление папки с именами (учесть ветеранов, проживающих в микрорайоне) как части экспозиции музея (краткие биографии, фотографии)

6)
7)
8)
9)
10)
11)

Поисково-исследовательская работа.

П Четверть:

А). Экскурсия (Центральный Военно-морской музей - ул. Труда , д.5.)

Б). Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы;

Участие в конференциях, конкурсах разного уровня ( район, город).

6ч.

3 ч.

Ознакомление с информацией о моряках-подводниках, об ЭПРОНе.

3 ч.

Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов для выступления на конкурсах по выбранным темам.

2. История ЭПРОНа. ( 9 ч.)

12)

Назначение ЭПРОНа.

История возникновения водолазания; 1944 г. -время создания организации.

1 ч.

1 ч.

Изучение фактического материала (презентация)

 

13)
14)

История ЭПРОНа в документальной хронике.

Документальный фильм
«ЭПРОН» (26 мин.)

2ч.

 

2 ч.

Анализ уч-ся кинодокументов
(обсуждение просмотренного сюжета по Сингапурской методике)

15)
16)

Легенды Ленинградского ЭПРОНа.

Возникновение ЭПРОНа в Ленинграде. 1-я женщина-водолаз Нина Соколова (факты биографии) -документальный фильм.

2 ч.

1 ч.

Просмотр и анализ д.ф. «Нина»(16 мин.)- по Сингапурской методике.

1 ч.

Поиск и отбор информации уч-ся.

17)
18)
19)
20)

П-е полугодие:

Поисково-исследовательская работа.

(Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов).

Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии. Планирование и корректировка дальнейшей работы.

4 ч.

2 ч.

Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции).

2 ч.

Оформление собранных материалов.

Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

3. Традиции ЭПРОНа в современной жизни. (7 ч.)

21)
22)

Школы водолазов в истории России.

История возникновения школ водолазов. 5 мая – День водолазов.

2 ч.

 

2 ч.

Обмен собранной информацией (работа в парах сменного состава, в группах)

23)
24)

История 328 Поискового Аварийно-Спасательного Отряда ВМФ (г. Ломоносов, 1994г.)

а) Цель создания отряда. Операции, в которых участвовали легендарные спасатели; фотодокументы о деятельности и участниках отряда;

б)Документальный фильм «Аквонавты великих глубин».

2 ч.

2 ч.

Изучение фактического материала.

Просмотр и анализ док. Фильма «Акванавты великих глубин».(22 мин.)

 

25)
26)
27)

Поисково-исследовательская работа.

 

1У Четверть:

А). Экскурсия (Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско) -Кондратьевский пр-т, д. 83, к. 1.

Б). Подготовка материалов для участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

 3 ч.

1 ч.

19 марта - «День подводника»-
Работа с календарём памятных дат истории Отечества.

2ч.

Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея.
Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

4. К 75-летию Великой Победы (моряки-участники В.О.в.) (7 ч.)

28)
29)
30)

Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…»

А). Уточнение списка ветеранов ВОВ;

Б). Приглашение ветеранов войны, ЭПРНОНа на заседание клуба.           

3 ч.

1 ч.

Интервью у участников, ветераногв В.О. В.;

У детей блокады (уродственников ветеранов).

2 ч.

Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея.

Использование полученной информации в проектах уч-ся.

31)

Награды государства Российского

Боевые награды моряков-подводников, награды ЭПРОНовцев.

1 ч.

 

1 ч

Создание презентации (учесть награды приглашённых ветеранов).

32)
33) 34)

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл..

 

Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам);

Планирование и корректировка дальнейшей работы

3 ч.

 

3 ч.

Оформление работ; корректировка плана изложения материалов исследоаания

 Планирование для 9 кл. (34 ч.)

5.Служить отечеству. (11 ч.)                                                                                                                                                              

1)
2)
3)
4)

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Посещение Нахимовского ВМУ.

(Экскурсия в ФГКОУ - Петроградская наб., Пеньковская, д. 1); Знакомство с традициями и особенностями жизни и учёбы в училище (профориентация).

4 ч.

2 ч.

Изучение фактического материала.
(кино и фотодокументов;
Музея училища).

2ч.

Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея.
Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня ( в т.ч. в олимпиаде по истории).

5)

Изучение правовых основ военной службы (дополнение к изученному в 8кл.)

Законы РФ, Уставы ВС РФ (продолжение профориентации)

1 ч.

1 ч.

Анализ документов учащимися

 

6)
7)
8)
9)
10)
11)

Поисково-исследовательская работа.

П Четверть:

А). Экскурсия (СПб ВМИ: Морской корпус Петра Великого. С 1998г. он объединяет училище им. Фрунзе и Ленинс-го комсомола) : наб. лейтенанта Шмидта, д. 17; т.: 408-95-75, профориентация.

Б). Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы;

Участие в конференциях, конкурсах рназного уровня.

6ч.

3 ч.

Ознакомление с информацией о моряках-подводниках, об ЭПРОНе.

3 ч.

Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов, для выступления на конкурсах по выбранным темам.

6. Связь поколений. (19 ч.)

12)
13)
14)
15)

История ЭПРОНа в документах и фактах.

Круглый стол:

Обсуждение документальных материалов книги Л.И. Москалёва «Метры глубин», М., 2005г.

4 ч.

2 ч.

Анализ и обсуждение уч-ся содержания книги по Сингапурской методике)

2 ч.

Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы

16)

Из истории школ ЭПРОНа (образец по созданию истории семьи).

Рассказ о биографии А.П.Лойко (нач. школы водолазов в Ленинграде, Москве), интервью родственников о нём. Продолжить профориентацию.

 1 ч.

 

1 ч.

Оформление материалов для проектов уч-ся и как части экспозиции музея
(использовать семейные архивы)

17)
18)
19)
20)

П-е полугодие:

Поисково-исследовательская работа.
(Подведение итогов работы, коррекция материалов, отчёты уч-ся о работе над проектами).

Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии-.Планирование и корректировка дальнейшей работы.

 

4 ч.

2 ч.

Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции).

2 ч.

Оформление собранных материалов.

Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

21)
22)

Из истории семьи (семейные архивы)

Выступления уч-ся с подготовленным материалом о флотской судьбе родных и близких людей.

2 ч.

 

2 ч.

Оформление работ

23)
24)

Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа.

19 марта День моряков-подводников (установлен с 1996г.)

2 ч.

1 ч.

Сообщения уч-ся о празднике.

1 ч.

Презентация уч-ся; отбор материала для музея.

25)
26)
27)

Поисково-исследовательская работа.

1У Четвернть:

А). Экскурсия ( Клуб моряков-подводников СПб. Ветеранов ВМФ; (5-я линия Васильевского о., д. 46, б). вр. раб.: «1», «5»- с 10-19; тел: 323-07-78;
-24-67.

Б) Подготовка материалов для участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.

 3 ч.

1 ч.

19 марта - «День подводника»-
Работа с календарём памятных дат истории Отечества.

2ч. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея.

Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня

28)
29)
30)

Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…»

А). уточнение списка ветеранов ВОВ;

Б). приглашение ветеранов войны, ЭПРНОНа , подводников на заседание клуба.(беседа, обсуждение).

3 ч.

1 ч.

Интервью у участников, ветеранов В.О.в.;
У детей блокады (у родственников ветеранов).

 2 ч.

Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея.
Использование полученной информации в проектах уч-ся.

7.Подведение итогов работы по внеурочной деятельности (защита проектов)
 (4 ч.)

31)

 

 

 

Встреча с депутатами муниципального законодательного собрания.

Беседа о работе по восстановлению музея, о материалах, которые могут помочь собрать и оформить депутаты.

 1 ч.

 

1 ч.

Социокультурная практика развития гражданских инициатив (уч-ся заготовили свои вопросы). Сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти.

32)
33) 34)

Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности уч-ся в 9 кл..

 

Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам);

Демонстрация работы по соответствующей части экспозиции школьного музея (результата исследования).

3 ч.

 

3 ч.

Завершение работы над проектами. Выступление уч-ся с защитой своих тем и предоставление ими материала соответствующей части экспозиции музея.

Итого: 68 часов (программа 8-9 кл.)

 

4. Календарно – тематическое планирование программы


П.п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

даты

по плану

по факту

Планирование для 8 класса

 1).

Изучение правовых основ военной службы

1

1-я неделя

 

 2).

Встреча участников клуба с представителями военкомата

1

2-я неделя

 

 3).

Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев.

1

3-я неделя

 

 4)

Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев.

1

4-я неделя

 

5).

Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев.

1

5-я неделя

 

6).

Поисково-исследовательская работа

1

6-я неделя

 

7).

Поисково-исследовательская работа.

1

7-я неделя

 

8).

Поисково-исследовательская работа

1

8-я неделя

 

9).

Поисково-исследовательская работа

1

9-я неделя

 

10).

Поисково-исследовательская работа

1

10-я неделя

 

11).

Поисково-исследовательская работа

1

11-я неделя

 

 

2. История ЭПРОНа. ( 9 ч.)

12).

Назначение ЭПРОНа.

1 .

12-я неделя

 

13)

История ЭПРОНа в документальной хронике.

1

13-я неделя

 

14).

История ЭПРОНа в документальной хронике

1

14-я неделя

 

15).

Легенды Ленинградского ЭПРОНа

1

15-я неделя

 

16).

Легенды Ленинградского ЭПРОНа

1

16-янеделя

 

17).

Поисково-исследовательская работа.

1

17-я неделя

 

18).

Поисково-исследовательская работа.

1

18-я неделя

 

19).

Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов).

1

19-я неделя

 

20).

Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов).

1

20-я неделя

 

3. Традиции ЭПРОНа в современной жизни. ( 7 ч.)

21).

Школы водолазов в истории России.

1

21-я неделя

 

22).

Школы водолазов в истории России

1

22-я неделя

 

23).

Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа.

1

23-я неделя

 

24).

Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа.

1

24-я неделя

 

25).

Поисково-исследовательская работа.

1

25-я неделя

 

26).

Поисково-исследовательская работа.

1

26-я неделя

 

27).

Поисково-исследовательская работа.

1

27-я неделя

 

4. К 75-летию Великой Победы (моряки-участники В.О.в.) ( 7 ч.)

28).

Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…»

1

28-я неделя

 

29).

Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…»

1

29-я неделя

 

30).

Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…»

1

30-я неделя

 

31).

Награды государства Российского

1

31-я неделя

 

32).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл.

1

32-я неделя

 

33).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл.

1

33-я неделя

 

34).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл.

1

34-я неделя

 

 

Итого: 34 ч. в 8 классе

 

 

 

Программа курса для 9 класса

5.Служить отечеству. (11 ч.)

1).

.«Есть такая профессия – Родину защищать»

1

1-я неделя

 

2).

.«Есть такая профессия – Родину защищать»

1

2-я неднля

 

3).

.«Есть такая профессия – Родину защищать»

1

3-я неделя

 

4).

.«Есть такая профессия – Родину защищать»

1

4-я неделя

 

5).

Изучение правовых основ военной службы (дополнение к изученному в 8кл.)

1

5-я неделя

 

6).

Поисково-исследовательская работа.

1

6-я неделя

 

7).

Поисково-исследовательская работа.

1

7-я неделя

 

8).

Поисково-исследовательская работа.

1

8-я неделя

 

9).

Поисково-исследовательская работа.

1

9-я неделя

 

10).

Поисково-исследовательская работа.

1

10-я неделя

 

11).

Поисково-исследовательская работа.

1

11-я неделя

 

6. Связь поколений. (19 ч.)

12).

История ЭПРОНа в документах и фактах.

 1

12-я неделя

 

13)

История ЭПРОНа в документах и фактах.

 1

13-я неделя

 

14).

История ЭПРОНа в документах и фактах.

 1

14-я неделя

 

15).

История ЭПРОНа в документах и фактах.

 1

15-я неделя

 

16).

Из истории школ ЭПРОНа (образец по восстановлению и созданию истории семьи).

 1

16-я неделя

 

17).

Поисково-исследовательская работа.
(Подведение итогов работы, коррекция материалов, отчёты уч-ся о работе над проектами).

 1

17-я неделя

 

18).

Поисково-исследовательская работа.
(Подведение итогов работы, коррекция материалов, отчёты уч-ся о работе над проектами).

 1

18-я неделя

 

19).

Поисково-исследовательская работа.
(Подведение итогов работы, коррекция материалов, отчёты уч-ся о работе над проектами).

 1

19-я неделя

 

20).

Поисково-исследовательская работа.
(Подведение итогов работы, коррекция материалов, отчёты уч-ся о работе над проектами).

 1

20-я неделя

 

21).

Из истории семьи (семейные архивы)

 1

21-я неделя

 

22).

Из истории семьи (семейные архивы)

 1

22-я неделя

 

23).

Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа.

 1

23-я неделя

 

24).

Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа.

 1

24-я неделя

 

25).

Поисково-исследовательская работа.

 1

25-я неделя

 

26).

Поисково-исследовательская работа.

 1

26-я неделя

 

27).

Поисково-исследовательская работа.

 1

27-я неделя

 

28).

Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…»

 1

28-я неделя

 

29).

Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…»

 1

29-я неделя

 

30).

Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…»

 1

30-я неделя

 

7. Подведение итогов работы по внеурочной деятельности (защита проектов) (4 ч.)

31).

Встреча с депутатами муниципального законодательного собрания.

 1

31-яфнеделя

 

32).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл.

 1

32-я неделя

 

33).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл.

 1

33-я неделя

 

34).

Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл.

 1

34-я неделя

 

 Итого: 68 ч. ( программа курса на 8-9 кл.)

Механизмы реализации содержания воспитывающей внеурочной деятельности

Механизм реализации программы историко-патриотического клуба включает в себя:

  • четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
  • опору на сообщество педагогов, руководителей объединений дополнительного образования, Актив клуба;
  • проведение консультаций;
  • анализ хода реализации программы;
  • пропаганду деятельности клуба (Презентации уч-ся, участие в конкурсах разного уровня; работа по осуществлению социокультурных практик в форме проектно-исследовательской деятельности, развития гражданских инициатив);
  • сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти (встреча с муниципальными депутатакми по вопросам восстановления музея, о материалах, которые могут помочь собрать и оформить депутаты.

Оценка эффективности деятельности клуба

В качестве критериев эффективности деятельности клуба используются количественные и качественные показатели:

Качественные показатели:

  • воспитанность детей (доминирующие нравственные ценности и ориентации ребёнка);
  • уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость);
  • характер взаимоотношений (стиль взаимоотношений в детском коллективе);
  • уважение прав человека, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание.

Количественные показатели:

  • количество добровольных помощников клуба,
  • проведение экскурсий, конкурсов, акций, оформление экспозиций музея
  • организация творческих выставок, презентаций,
  • военно-спортивных игр, тематических встреч,
  • открытие новых экспозиций,
  • разработка методических рекомендаций и внеурочных мероприятий.