Актуальность программы
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В национальной доктрине образования нашей страны определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.
Каждому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на благо своей Родины. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит воспитанию гражданственности и патриотизма. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма у молодого поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Воспитание патриотизма – это работа по формированию чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В багаже побед массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные обстоятельства формирующие новое поколение героев. Одна из ярких и малоизученных страниц - история ЭПРОНа. В школе прежде существовал музей, был накоплен определённый материал, приглашались ветераны ЭПРОНа. Продолжить работу в этом направлении важно и перспективно. Ребята смогут раскрыть свой творческий потенциал, осуществлять на практике связь поколений; одновременно подготовиться к защите проектов в период экзаменов в 9 классе. Сегодня в России возрождается система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии сотрудника правоохранительных органов, пожарного, спасателя, социального работника.
Программа деятельности историко-патриотического клуба «ЭПРОН» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУСОШ № 136 Калининского р-на, г. С-Пб. способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Членами историко-патриотического клуба «ЭПРОН» являются обучающиеся 14-17 лет.
Особенностью работы клуба является то, что занятия в нём помогают: разработке социальных проектов, участию в районных и городских конкурсах, организации и проведению различных мероприятий и координации деятельности школьного музея. Поэтому направления деятельности клуба и школьного музея тесно взаимосвязаны.
Место курса в учебном плане
Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на один год обучения (9 класс): 34 часа, 1 час в неделю и ориентирована на обучающихся 15-16 лет, склонных к исследовательской, поисковой деятельности, увлечённых историей (обществознанием); поможет в подготовке к защите собственных проектов в 9 классе.
Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь - май). По ходу деятельности определяются новые разделы и этапы их выполнения, планируется участие в конкурсах и конференциях разного уровня (школа, район, город). Работа поисково-исследовательской деятельности с членами клуба проводится в течение учебного года. Работа по изучению и сбору теоретического, документального материала сменяется поисково - исследовательской. В часы практических занятий проводится координация деятельности уч-ся по работе с отобранным материалом по ими выбранным темам; оказывается помощь в корректировке плана работы над материалом, в использовании и применении исторических материалов, сведений, документов, полученных во время встреч и бесед в музеях, военном клубе, морском училище, во время встреч с ветеранами (анализ содержания взятых интервью у участников событий или их родственников, друзей).
Основными принципами деятельности клуба являются:
- принцип добровольности;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип ответственности;
- принцип взаимодействия;
- принцип самостоятельности;
- принцип равноправия;
- принцип сотрудничества;
- принцип гласности.
К основным формам работы клуба относятся:
- клубные встречи; экскурсии; исследовательская работа; поисковая работа;
- круглые столы, дискуссии;
Приоритетные виды деятельности являются:
- поисковая;
- проектно-исследовательская.
Данная Программа внеурочной деятельности обеспечивает
- активную гражданскую позицию; вклад школьников в улучшение ситуации в местном сообществе (овладение социальным опытом);
- взаимодействие с органами местного самоуправления для приобретения опыта реального управления и действия;
- воспитание у школьников чувства патриотизма;
- включение уч-ся в создание самостоятельных социокультурных проектов;
- овладение уч-ся навыками групповой, командной работы по подготовке и реализации «полезных дел»;
- направленность позитивных результатов социокультурных практик на все сферы личности (интеллектуальную, эмоциональную, волевую);
- включение в метапредметность социокультурной практики, которое способствует более качественному усвоению и применению универсальных учебных действий (УУД);
- обеспечение интереса к собственной личности;
- включение социокультурной практики в индивидуальный образовательный маршрут;
- развитие «чувства взрослости» на основе формирования самостоятельности и ответственности.
Структурными основаниями программы являются школьный музей, библиотека, семья. В плане работы клуба сотрудничество с Центральным Военно-Морским музеем, с Клубом Моряков-Подводников СПб Ветеранов ВМФ, с Нахимовским Военно-Морским Училищем (его музеем), с Музеем истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, с районным Домом детского творчества. Наша школа становится открытой системой, которая стимулирует использование новых идей, методов, форм работы.
Идеологической базой программы являются общечеловеческие ценности: семья, труд, земля, Отечество. Главная задача - превратить эти понятия в реальные жизненные ориентиры каждого школьника.
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств. Способствовать успешной социализации ребят в обществе; сориентировать, с учётом выбранной внеурочной деятельности, в будущей профессии; оказать помощь в разработке и защите уч-ся собственных проектов для успешной итоговой аттестации в 9-ом классе.
Задачи:
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через урочную деятельность и внеурочные занятия;
- формировать осознанное отношение к Отечеству, гражданской активности, стремление к самореализации, воспитание толерантности;
- расширять и углублять знания об истории и культуре родного города Санкт-Петербурга (края, страны);
- воспитывать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- приобщать подростков и молодёжь к активному участию в работе по оказанию помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны;
- способствовать увековечиванию памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг в районах боевых действий;
- способствовать профилактике преступлений и правонарушений в молодёжной среде – улучшению правового воспитания;
- способствовать формированию профессионально - значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
- координировать деятельность ребят по сбору и обработке информации по выбранной ими теме собственного проекта, по оформлению той части исторического материала, который станет частью экспозиции школьного музея ЭПРОНа ( форма отчёта о проделанной поисковой и проектно-исследовательской деятельности, что и будет являться конечным продуктом самостоятельной социокультурной практики учащихся).
Учебно-методический комплекс:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006, 2016., с.6,134187.
- Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007, 2016. - с. 8-9.
- Гладков Н.Н. История государства Российского в наградах и знаках. М.: 2003, 2014 г.
- Голубев В.Г. Спасатели ВМФ. – М: Воениздат, 1996, 2016 - 264 с.
- Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007, 2013 - с. 208, 211-214.
- Золотовский К.Д. Рыба-одеяло. – Л.: Детская лит-ра, 1965, 2007.
- Капица П.И. В море погасли огни. – Л.: Советский писатель.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005, 2015 - с. 5.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.Акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009., 2014 ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).
- Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: «Просвещение», 1987, 2013 г.
- Морской аварийно-спасательной службе России – 50 лет. – М. .2016.
- Мурашев Г. Титулы, чины, награды. М.: «Полигон», 2004, 2014 г.
- Организация деятельности общественного объединения в школе. Методические рекомендации. М., 1999г.
- Румянцева Л. «Люди легендарного подвига». Москва, 1978 .
- Федоровская Г. «Военно-патриотическое воспитание»./Воспитание школьников. №3, 2002г.
- ЭПРОН. Элоквенция-Яя.- М.: Советская энциклопедия, 1957г.- с.137-138. – (БСЭ: в 51 т, ред. Б.А. Веденский; 1949-1958, т. 49).
В своей деятельности члены историко-патриотического клуба «ЭПРОН» руководствуются нормативно-правовыми документами:
- Конституцией и законами Российской Федерации;
- Законом «Об образовании»;
- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- Федеральный закон о ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ.
(Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года).
Ожидаемые результаты:
- Участники историко-патриотического клуба получат возможность более детально изучать историю родного города, страны; овладеют основами проектно-исследовательской деятельности, будут учиться оформлять и защищать исследовательскую работу (проекты).
- Члены клуба освоят принципы здорового образа жизни, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях на примере жизни и деятельности советских (российских) моряков.
- У обучающихся сформируется потребность в более глубоком изучению истории и обществознания, в регулярных занятиях физической культурой; стремление осмысленного отношения к подготовке по данным предметам как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
- Компенсируются недостаточные в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки, решения практических задач в правовом аспекте.
- Обучающиеся будут продолжать работу с историческими документами, вещественными историческими источниками; кино- и фотодокументами, что поможет более быстрому и качественному формированию УУД.
- Расширится круг общения членов клуба за счёт привлечения к работе музеев города, общественных организаций (муниципальных депутатов); процесс социализации благодаря проделанной работе будет протекать быстрее, легче и качественнее, что поможет в дальнейшем и в профориентации учащихся.
- Основные направления работы клуба «ЭПРОН»:
1. Проектно - исследовательская деятельность.
2. Экскурсионная, поисковая, просветительская работа.
Контроль и оценка уровня усвоения программы проходит на итоговых занятиях в форме зачётов, организации промежуточных выставок, презентаций, творческих отчётов о проделанной работе по выбранной теме. В 9 кл. – предоставление проекта, его защита (обязательный элемент итоговой аттестации), оформление части экспозиции школьного музея (используется исследование для проекта).
2. Содержание дополнительной образовательной программы для 8 класс (34 ч.)
1.«Есть такая профессия – Родину защищать». (11 ч.)
Изучение правовых основ военной службы. Законы РФ, Уставы В.С. РФ. Анализ документов учащимися. Встреча участников клуба с представителями военкомата. Беседа о призыве и условиях несения морской службы в рядах ВМФ. Интервью, сбор дополнительных сведений о ветеранах и участниках боевых действий. Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев. Информация собирается в качестве поисковой работы и используется для поздравления в дни 75-летия Победы (самодельные открытки, встречи, интервью).
Оформление папки с именами ветеранов, проживающих в микрорайоне, как части экспозиции музея (краткие биографии, фотографии, возможно, личные вещи со времён войны). Поисково-исследовательская работа: Экскурсия в Центральный Военно-морской музей - ул. Труда, д.5.) Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы; Участие в конференциях, конкурсах разного уровня. Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов для выступления на конкурсах по выбранным темам.
2. История ЭПРОНа. (9 ч.)
Назначение ЭПРОНа. История возникновения водолазания; 1944 г. - время создания организации.
История ЭПРОНа в документальной хронике. Анализ уч-ся кинодокументов (обсуждение просмотренного сюжета по Сингапурской методике: Документальный фильм «ЭПРОН» (26 мин.) Легенды Ленинградского ЭПРОНа. Возникновение ЭПРОНа в Ленинграде. 1-я женщина-водолаз Нина Соколова (факты биографии) - документальный фильм: Просмотр и анализ д.ф. «Нина»(16 мин.)- по Сингапурской методике. Поисково-исследовательская работа: Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов. Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии. Планирование и корректировка дальнейшей работы. Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции).
3. Традиции ЭПРОНа в современной жизни. (7 ч.)
Школы водолазов в истории России. История возникновения школ водолазов. 5 мая – День водолазов. Обмен собранной информацией ( работа в парах сменного состава, в группах). История 328 Поискового Аварийно-Спасательного Отряда ВМФ ( г. Ломоносов, 1994г.). Цель создания отряда. Операции, в которых участвовали легендарные спасатели; фотодокументы о деятельности и участниках отряда; Изучение фактического материала. Просмотр и анализ док.фильма «Акванавты великих глубин».(22 мин.).
Поисково-исследовательская работа. Экскурсия (Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско) - Кондратьевский пр-т, д. 83, к. 1. 19 марта - «День подводника» - Работа с календарём памятных дат истории Отечества. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
4. К 75-летию Великой Победы (моряки-участники В.О.в.) - (7 ч.)
Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…». Уточнение списка ветеранов ВОВ; Приглашение ветеранов войны (членов их семей), ЭПРНОНа на заседание клуба. Интервью у участников, ветераногв В.О.в.;у детей блокады (у родственников ветеранов). Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея. Использование полученной информации в проектах уч-ся.
Боевые награды моряков-подводников, награды ЭПРОНовцев. Создание презентации (учесть награды приглашённых ветеранов).
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл..
Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам);
Планирование и корректировка дальнейшей работы. Оформление работ; корректировка плана изложения материалов исследования. Планирование работы на летнее время.
2. Содержание дополнительной образовательной программы для 9 класс (34 ч.)
5.Служить отечеству. (11 ч.)
«Есть такая профессия – Родину защищать». Посещение Нахимовского ВМУ. ( Экскурсия в ФГКОУ – Петроградская наб., Пеньковская, д.1.); Знакомство с традициями и особенностями жизни и учёбы курсантов в училище (профориентация). Изучение фактического материала (кино и фото - документов Музея училища). Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня (в т. ч. в олимпиаде по истории). Изучение правовых основ военной службы (дополнение к материалам изученным в 8кл.). Законы РФ, Уставы В.С. РФ (продолжение профориентации). Поисково-исследовательская работа. Экскурсия (СПб ВМИ: Морской корпус Петра Великого. С 1998г. он объединяет училище им. Фрунзе и Ленинского комсомола); профориентация. Ознакомление с информацией о моряках - подводниках, об ЭПРОНе. Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов, для выступления на конкурсах по выбранным темам. Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы;
6. Связь поколений. (19 ч.)
История ЭПРОНа в документах и фактах. Круглый стол: Обсуждение документальных материалов книги Л.И. Москалёва «Метры глубин», М., 2005г. по Сингапурской методике. Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы. Из истории школ ЭПРОНа (образец по восстановлению, дополнению новыми сведениями истории семьи). Рассказ о биографии А.П. Лойко ( начальник школы водолазов в Ленинграде, Москве), интервью родственников о нём. Продолжить профориентацию. Оформление материалов для проектов уч-ся и как части экспозиции музея (использовать семейные архивы). Поисково-исследовательская работа. Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии. Планирование и корректировка дальнейшей работы. Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции). Оформление собранных материалов. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Из истории семьи (семейные архивы).
Выступления уч-ся с подготовленным материалом о флотской судьбе родных и близких людей. Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. 19 марта День моряков-подводников (установлен с 1996г). Презентация уч-ся; отбор материала для музея. (Поисково-исследовательская работа.) Экскурсия (Клуб моряков-подводников СПб. Ветеранов ВМФ; 5-я линия Васильевского о., д. 46,б; вр. раб.: «1», «5» - с 10-19 ч.).
19 марта - «День подводника»- Работа с календарём памятных дат истории Отечества. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…» Уточнение списка ветеранов ВОВ; Приглашение ветеранов войны, ЭПРНОНа, подводников на заседание клуба (беседа, обсуждение). Интервью у участников, ветеранов В.О.в.; у детей блокады (у родственников ветеранов). Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея. Использование полученной информации в проектах уч-ся.
7.Подведение итогов работы по внеурочной деятельности (защита проектов) (4 ч.)
Встреча с депутатами муниципального законодательного собрания. Беседа о работе по восстановлению музея, о материалах, которые могут помочь собрать и оформить депутаты.
Социокультурная практика развития гражданских инициатив (уч-ся заготовили свои вопросы; предлагают свою помощь в решении насущных вопросов; сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти).
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл.. Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам);
Демонстрация работы по соответствующей части экспозиции школьного музея (результата исследования). Завершение работы над проектами. Выступление уч-ся с защитой своих тем и предоставление ими материала соответствующей части экспозиции музея.
III. Тематический план внеурочной работы историко-патриотического клуба «ЭПРОН»: на 2 года (8-9 класс)
№ |
Разделы |
Основное содержание материала |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности |
||
Кол-во ч. (теория) |
Кол-во ч. (практика) |
|||||
Планирование для 8 класс ( 34 ч.) |
||||||
1.«Есть такая профессия – Родину защищать». (11 ч.) |
||||||
1) |
Изучение правовых основ военной службы |
Законы РФ, Уставы ВС РФ |
1 ч. |
1 ч. |
|
|
2) |
Встреча участников клуба с представителями военкомата |
Беседа о призыве и условиях несения морской службы в рядах ВМФ. |
1 ч. |
|
1 ч. Интервью, Сбор дополнительных сведений о ветеранах и участниках боевых действий. |
|
3) |
Сбор сведений (уточнение списков) о ветеранах, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев. |
Информация о моряках - подводниках, об ЭПРОНовцах собирается в качестве поисковой работы и используется для поздравления в дни 75-летия Победы (самодельные открытки, встречи, интервью). |
3 ч. |
|
3 ч. Оформление папки с именами (учесть ветеранов, проживающих в микрорайоне) как части экспозиции музея (краткие биографии, фотографии) |
|
6) |
Поисково-исследовательская работа. П Четверть: |
А). Экскурсия (Центральный Военно-морской музей - ул. Труда , д.5.) Б). Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы; Участие в конференциях, конкурсах разного уровня ( район, город). |
6ч. |
3 ч. Ознакомление с информацией о моряках-подводниках, об ЭПРОНе. |
3 ч. Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов для выступления на конкурсах по выбранным темам. |
|
2. История ЭПРОНа. ( 9 ч.) |
||||||
12) |
Назначение ЭПРОНа. |
История возникновения водолазания; 1944 г. -время создания организации. |
1 ч. |
1 ч. Изучение фактического материала (презентация) |
|
|
13) |
История ЭПРОНа в документальной хронике. |
Документальный фильм |
2ч. |
|
2 ч. Анализ уч-ся кинодокументов |
|
15) |
Легенды Ленинградского ЭПРОНа. |
Возникновение ЭПРОНа в Ленинграде. 1-я женщина-водолаз Нина Соколова (факты биографии) -документальный фильм. |
2 ч. |
1 ч. Просмотр и анализ д.ф. «Нина»(16 мин.)- по Сингапурской методике. |
1 ч. Поиск и отбор информации уч-ся. |
|
17) |
П-е полугодие: Поисково-исследовательская работа. (Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов). |
Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии. Планирование и корректировка дальнейшей работы. |
4 ч. |
2 ч. Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции). |
2 ч. Оформление собранных материалов. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. |
|
3. Традиции ЭПРОНа в современной жизни. (7 ч.) |
||||||
21) |
Школы водолазов в истории России. |
История возникновения школ водолазов. 5 мая – День водолазов. |
2 ч. |
|
2 ч. Обмен собранной информацией (работа в парах сменного состава, в группах) |
|
23) |
История 328 Поискового Аварийно-Спасательного Отряда ВМФ (г. Ломоносов, 1994г.) |
а) Цель создания отряда. Операции, в которых участвовали легендарные спасатели; фотодокументы о деятельности и участниках отряда; б)Документальный фильм «Аквонавты великих глубин». |
2 ч. |
2 ч. Изучение фактического материала. Просмотр и анализ док. Фильма «Акванавты великих глубин».(22 мин.) |
|
|
25) |
Поисково-исследовательская работа.
1У Четверть: |
А). Экскурсия (Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско) -Кондратьевский пр-т, д. 83, к. 1. Б). Подготовка материалов для участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. |
3 ч. |
1 ч. 19 марта - «День подводника»- |
2ч. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. |
|
4. К 75-летию Великой Победы (моряки-участники В.О.в.) (7 ч.) |
||||||
28) |
Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…» |
А). Уточнение списка ветеранов ВОВ; Б). Приглашение ветеранов войны, ЭПРНОНа на заседание клуба. |
3 ч. |
1 ч. Интервью у участников, ветераногв В.О. В.; У детей блокады (уродственников ветеранов). |
2 ч. Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея. Использование полученной информации в проектах уч-ся. |
|
31) |
Награды государства Российского |
Боевые награды моряков-подводников, награды ЭПРОНовцев. |
1 ч. |
|
1 ч Создание презентации (учесть награды приглашённых ветеранов). |
|
32) |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл..
|
Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам); Планирование и корректировка дальнейшей работы |
3 ч. |
|
3 ч. Оформление работ; корректировка плана изложения материалов исследоаания |
|
Планирование для 9 кл. (34 ч.) |
||||||
5.Служить отечеству. (11 ч.) |
||||||
1) |
«Есть такая профессия – Родину защищать» |
Посещение Нахимовского ВМУ. (Экскурсия в ФГКОУ - Петроградская наб., Пеньковская, д. 1); Знакомство с традициями и особенностями жизни и учёбы в училище (профориентация). |
4 ч. |
2 ч. Изучение фактического материала. |
2ч. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. |
|
5) |
Изучение правовых основ военной службы (дополнение к изученному в 8кл.) |
Законы РФ, Уставы ВС РФ (продолжение профориентации) |
1 ч. |
1 ч. Анализ документов учащимися |
|
|
6) |
Поисково-исследовательская работа. П Четверть: |
А). Экскурсия (СПб ВМИ: Морской корпус Петра Великого. С 1998г. он объединяет училище им. Фрунзе и Ленинс-го комсомола) : наб. лейтенанта Шмидта, д. 17; т.: 408-95-75, профориентация. Б). Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы; Участие в конференциях, конкурсах рназного уровня. |
6ч. |
3 ч. Ознакомление с информацией о моряках-подводниках, об ЭПРОНе. |
3 ч. Оформление собранных материалов для презентаций, экспозиций, проектов, для выступления на конкурсах по выбранным темам. |
6. Связь поколений. (19 ч.) |
|||||
12) |
История ЭПРОНа в документах и фактах. |
Круглый стол: Обсуждение документальных материалов книги Л.И. Москалёва «Метры глубин», М., 2005г. |
4 ч. |
2 ч. Анализ и обсуждение уч-ся содержания книги по Сингапурской методике) |
2 ч. Сбор и обработка собранных материалов. Планирование и корректировка дальнейшей работы |
16) |
Из истории школ ЭПРОНа (образец по созданию истории семьи). |
Рассказ о биографии А.П.Лойко (нач. школы водолазов в Ленинграде, Москве), интервью родственников о нём. Продолжить профориентацию. |
1 ч. |
|
1 ч. Оформление материалов для проектов уч-ся и как части экспозиции музея |
17) |
П-е полугодие: Поисково-исследовательская работа. |
Сбор и обработка собранных материалов в 1-ом полугодии-.Планирование и корректировка дальнейшей работы. |
4 ч. |
2 ч. Консультации с преподавателем (подбор и распределение материалов проекта, части экспозиции). |
2 ч. Оформление собранных материалов. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. |
21) |
Из истории семьи (семейные архивы) |
Выступления уч-ся с подготовленным материалом о флотской судьбе родных и близких людей. |
2 ч. |
|
2 ч. Оформление работ |
23) |
Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. |
19 марта День моряков-подводников (установлен с 1996г.) |
2 ч. |
1 ч. Сообщения уч-ся о празднике. |
1 ч. Презентация уч-ся; отбор материала для музея. |
25) |
Поисково-исследовательская работа. 1У Четвернть: |
А). Экскурсия ( Клуб моряков-подводников СПб. Ветеранов ВМФ; (5-я линия Васильевского о., д. 46, б). вр. раб.: «1», «5»- с 10-19; тел: 323-07-78; Б) Подготовка материалов для участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. |
3 ч. |
1 ч. 19 марта - «День подводника»- |
2ч. Систематизация и обработка материалов экскурсии для проектов и экспозиции музея. Участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня |
28) |
Общешкольное мероприятие «День Победы»: «Герои живут рядом с нами…» |
А). уточнение списка ветеранов ВОВ; Б). приглашение ветеранов войны, ЭПРНОНа , подводников на заседание клуба.(беседа, обсуждение). |
3 ч. |
1 ч. Интервью у участников, ветеранов В.О.в.; |
2 ч. Подготовка и вручение поздравительных открыток ветеранам; знакомство их с работой по возрождению музея. |
7.Подведение итогов работы по внеурочной деятельности (защита проектов) |
|||||
31)
|
Встреча с депутатами муниципального законодательного собрания. |
Беседа о работе по восстановлению музея, о материалах, которые могут помочь собрать и оформить депутаты. |
1 ч. |
|
1 ч. Социокультурная практика развития гражданских инициатив (уч-ся заготовили свои вопросы). Сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти. |
32) |
Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности уч-ся в 9 кл..
|
Отчёт о собранном материале по выбранным уч-ся темам (по проектам); Демонстрация работы по соответствующей части экспозиции школьного музея (результата исследования). |
3 ч. |
|
3 ч. Завершение работы над проектами. Выступление уч-ся с защитой своих тем и предоставление ими материала соответствующей части экспозиции музея. |
Итого: 68 часов (программа 8-9 кл.) |
4. Календарно – тематическое планирование программы
№ П.п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
даты |
|
по плану |
по факту |
|||
Планирование для 8 класса |
||||
1). |
Изучение правовых основ военной службы |
1 |
1-я неделя |
|
2). |
Встреча участников клуба с представителями военкомата |
1 |
2-я неделя |
|
3). |
Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев. |
1 |
3-я неделя |
|
4) |
Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев. |
1 |
4-я неделя |
|
5). |
Сбор сведений (уточнение списков) ветеранов, участников боевых действий моряков и ЭПРОНовцев. |
1 |
5-я неделя |
|
6). |
Поисково-исследовательская работа |
1 |
6-я неделя |
|
7). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
7-я неделя |
|
8). |
Поисково-исследовательская работа |
1 |
8-я неделя |
|
9). |
Поисково-исследовательская работа |
1 |
9-я неделя |
|
10). |
Поисково-исследовательская работа |
1 |
10-я неделя |
|
11). |
Поисково-исследовательская работа |
1 |
11-я неделя |
|
|
||||
2. История ЭПРОНа. ( 9 ч.) |
||||
12). |
Назначение ЭПРОНа. |
1 . |
12-я неделя |
|
13) |
История ЭПРОНа в документальной хронике. |
1 |
13-я неделя |
|
14). |
История ЭПРОНа в документальной хронике |
1 |
14-я неделя |
|
15). |
Легенды Ленинградского ЭПРОНа |
1 |
15-я неделя |
|
16). |
Легенды Ленинградского ЭПРОНа |
1 |
16-янеделя |
|
17). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
17-я неделя |
|
18). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
18-я неделя |
|
19). |
Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов). |
1 |
19-я неделя |
|
20). |
Подведение 1-х итогов, коррекция материалов, выбор и оформление тем проектов). |
1 |
20-я неделя |
|
3. Традиции ЭПРОНа в современной жизни. ( 7 ч.) |
||||
21). |
Школы водолазов в истории России. |
1 |
21-я неделя |
|
22). |
Школы водолазов в истории России |
1 |
22-я неделя |
|
23). |
Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. |
1 |
23-я неделя |
|
24). |
Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. |
1 |
24-я неделя |
|
25). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
25-я неделя |
|
26). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
26-я неделя |
|
27). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
27-я неделя |
|
4. К 75-летию Великой Победы (моряки-участники В.О.в.) ( 7 ч.) |
||||
28). |
Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…» |
1 |
28-я неделя |
|
29). |
Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…» |
1 |
29-я неделя |
|
30). |
Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…» |
1 |
30-я неделя |
|
31). |
Награды государства Российского |
1 |
31-я неделя |
|
32). |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл. |
1 |
32-я неделя |
|
33). |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл. |
1 |
33-я неделя |
|
34). |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 8 кл. |
1 |
34-я неделя |
|
|
Итого: 34 ч. в 8 классе |
|
|
|
Программа курса для 9 класса |
||||
5.Служить отечеству. (11 ч.) |
||||
1). |
.«Есть такая профессия – Родину защищать» |
1 |
1-я неделя |
|
2). |
.«Есть такая профессия – Родину защищать» |
1 |
2-я неднля |
|
3). |
.«Есть такая профессия – Родину защищать» |
1 |
3-я неделя |
|
4). |
.«Есть такая профессия – Родину защищать» |
1 |
4-я неделя |
|
5). |
Изучение правовых основ военной службы (дополнение к изученному в 8кл.) |
1 |
5-я неделя |
|
6). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
6-я неделя |
|
7). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
7-я неделя |
|
8). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
8-я неделя |
|
9). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
9-я неделя |
|
10). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
10-я неделя |
|
11). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
11-я неделя |
|
6. Связь поколений. (19 ч.) |
||||
12). |
История ЭПРОНа в документах и фактах. |
1 |
12-я неделя |
|
13) |
История ЭПРОНа в документах и фактах. |
1 |
13-я неделя |
|
14). |
История ЭПРОНа в документах и фактах. |
1 |
14-я неделя |
|
15). |
История ЭПРОНа в документах и фактах. |
1 |
15-я неделя |
|
16). |
Из истории школ ЭПРОНа (образец по восстановлению и созданию истории семьи). |
1 |
16-я неделя |
|
17). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
17-я неделя |
|
18). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
18-я неделя |
|
19). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
19-я неделя |
|
20). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
20-я неделя |
|
21). |
Из истории семьи (семейные архивы) |
1 |
21-я неделя |
|
22). |
Из истории семьи (семейные архивы) |
1 |
22-я неделя |
|
23). |
Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. |
1 |
23-я неделя |
|
24). |
Из истории Памятных дат в истории флота и ЭПРОНа. |
1 |
24-я неделя |
|
25). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
25-я неделя |
|
26). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
26-я неделя |
|
27). |
Поисково-исследовательская работа. |
1 |
27-я неделя |
|
28). |
Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…» |
1 |
28-я неделя |
|
29). |
Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…» |
1 |
29-я неделя |
|
30). |
Общешкольное мероприятие «День Победы» «Герои живут рядом с нами…» |
1 |
30-я неделя |
|
7. Подведение итогов работы по внеурочной деятельности (защита проектов) (4 ч.) |
||||
31). |
Встреча с депутатами муниципального законодательного собрания. |
1 |
31-яфнеделя |
|
32). |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл. |
1 |
32-я неделя |
|
33). |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл. |
1 |
33-я неделя |
|
34). |
Подведение итогов поисково-исследовательской (проектной) деятельности уч-ся в 9 кл. |
1 |
34-я неделя |
|
Итого: 68 ч. ( программа курса на 8-9 кл.) |
Механизмы реализации содержания воспитывающей внеурочной деятельности
Механизм реализации программы историко-патриотического клуба включает в себя:
- четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
- опору на сообщество педагогов, руководителей объединений дополнительного образования, Актив клуба;
- проведение консультаций;
- анализ хода реализации программы;
- пропаганду деятельности клуба (Презентации уч-ся, участие в конкурсах разного уровня; работа по осуществлению социокультурных практик в форме проектно-исследовательской деятельности, развития гражданских инициатив);
- сотрудничество в реализации программы с общественностью и органами власти (встреча с муниципальными депутатакми по вопросам восстановления музея, о материалах, которые могут помочь собрать и оформить депутаты.
Оценка эффективности деятельности клуба
В качестве критериев эффективности деятельности клуба используются количественные и качественные показатели:
Качественные показатели:
- воспитанность детей (доминирующие нравственные ценности и ориентации ребёнка);
- уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость);
- характер взаимоотношений (стиль взаимоотношений в детском коллективе);
- уважение прав человека, достоинство, активная жизненная позиция, гражданское самосознание.
Количественные показатели:
- количество добровольных помощников клуба,
- проведение экскурсий, конкурсов, акций, оформление экспозиций музея
- организация творческих выставок, презентаций,
- военно-спортивных игр, тематических встреч,
- открытие новых экспозиций,
- разработка методических рекомендаций и внеурочных мероприятий.