Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дети с нарушениями речи, речевое дыхание, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
Основным средством общения людей служит речь. Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.
В мире насчитывается большое количество детей с различными нарушениями, в том числе и с нарушениями речи.
Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.
У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание развивается патологически. Особенности речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи в научной литературе не представлены.
Таким образом, актуальной проблемой в коррекционной педагогике является онтогенез речевого дыхания и развитие дыхательной функции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С этой целью было проведено исследование, которое позволило оценить функциональные возможности дыхательной системы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад «Солнышко», Мари-Турекского района, Республики Марий Эл.
В нашем исследовании принимало участие 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Нами использовалась методика обследования речевого дыхания Е.Ф.Архиповой с элементами методики А.И.Максакова с определением типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.
По итогам проведенного исследования, была составлена сводная таблица результатов исследования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, соотнеся полученный ими результата с тремя уровнями речевого дыхания: высоким, средним, низким.
№ п\п |
Длительность внеречевого выдоха |
Сила внеречевого выдоха |
Длительность фонационного выдоха |
Характер речевого дыхания |
Ребенок №1 |
Средний |
Средний |
Средний |
Низкий |
Ребенок №2 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Ребенок №3 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Ребенок №4 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Ребенок №5 |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Таблица 1- Уровни развития речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
№ п\п | Длительность внеречевого выдоха |
Сила внеречевого выдоха |
Длительность фонационного выдоха |
Характер речевого дыхания |
Высокий |
1 |
1 |
1 |
1 |
Средний |
1 |
1 |
1 |
- |
Низкий |
3 |
3 |
3 |
4 |
Таблица 2- Уровни развития речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Результаты исследования показали, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: не формируется грудобрюшной тип дыхания; речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что речевое дыхание у детей с общим недоразвитием речи остается на низком уровне. Если во время взяться за коррекционную работу по развитию речевого дыхания, то в целом, трудностей можно будет избежать.
Литература:
- Филимонова В.Т. Состояния голоса дошкольников с речевой патологией: дис. канд. пед. наук / В.Т. Филимонова. - М., 1990. - 159 с.
- Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
- Максакова А.И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 1. - С. 31-38.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.