Класс: 6.
Пояснительная записка
В рамках учебного плана дать детям почувствовать живую природу становится проблемным. В тоже время осмыслить многие поразительные особенности строения и жизнедеятельности растений можно решив математические задачи. Поэтому мы подготовили интегрированное занятие повторения и углубления знаний по математике и биологии, посвященное удивительным фактам из жизни растений.
В каждом фрагменте содержания присутствует актуализация знаний по биологии, мотивирующая учащихся к решению задачи или сначала предъявляется задача, для осознанного решения которой требуется повторить теоретический материал по ботанике.
Познавательная новизна биологических фактов, представленных в цифрах, вызывает интерес ребят. Безоценочный подход, применение здоровьесберегающей технологии, уважительное отношение, взаимопомощь поддерживают хорошую психологическую атмосферу и обеспечивают высокую работоспособность школьников в течение всего занятия.
Посильный уровень сложности математических задач, позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося, предупреждая перегрузку.
В ходе занятия учащиеся могут ощутить целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам (математика и биология), увидеть межпредметные связи.
Занятие содержит все этапы современного урока: мотивацию учащихся и психологический настрой на работу, постановку цели урока, основной этап, аналитический этап и рефлексию (Приложение 1, Приложение 2).
Последняя математическая задача состоит из двух частей. Первая часть рассматривает процесс спорообразования и завершается вычислением количества спор, которое образует одно растение папоротника – 32 миллиона. Полученное число, поражает и вызывает у ребят желание выяснить, так сколько же разовьётся молодых растений из такого количества спор. Это можно определить, решив вторую часть задачи, которая предлагается в качестве домашнего задания. Если позволяет время, вторую часть задачи решают на занятии.
Тип занятия: повторения и закрепления ранее изученного материала по биологии и математике с элементами занимательности.
Цель: способствовать формированию познавательного интереса и повышению мотивации к изучению предметов биология и математика, показать взаимосвязь двух наук, расширить кругозор, формировать экологическую культуру учащихся.
Задачи урока
Обучающие (ориентированные на достижение предметных результатов)
- Закрепить и расширить знания учащихся об особенностях строения таких органов растения как корень и лист, а также процессов жизнедеятельности: транспирация, рост, семенное и споровое размножение.
- Повторить темы по математике, изученные ранее, совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач на проценты, перевода малых единиц измерения длины в более крупные и наоборот, умение анализировать данные условия текстовых задач, находить пути решения. Углубление знаний учебного материала за счет реализации междисциплинарных связей.
Развивающие (ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения)
- Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, в том числе способности слушать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации, вступать в диалог, строить речевое высказывание.
- Способствовать развитию научного мышления, умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, строить логическую цепь рассуждений.
- Активизировать мышление и развивать информационную культуру: способность извлекать и использовать информацию, заключенную в текстах, иллюстрациях, видеофрагментах; определять основную и второстепенную информацию, формировать умение составлять текст устно и письменно.
- Приобретать опыт сверяться с эталоном, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы, развивать умение контролировать действия партнёра по выполнению учебных действий.
Воспитательные (ориентированные на достижение личностных результатов обучения)
- Воспитывать творческий подход к выполнению заданий.
- Воспитывать культуру общения и взаимопомощи, уважение друг к другу.
- Формировать экологическое мышление на основе знаний о растениях.
- Развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение математики и биологии.
Формы и виды деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Используемые технологии: здоровьесбережения, развивающего и проблемного обучения.
Оборудование: интерактивная доска для демонстрации презентации, карточки с задачей, карточки для рефлексии.
Методы обучения:
- поисковый при работе с текстом;
- наглядный: работа с иллюстрациями и видеофрагментом;
- устный: беседа; решение задач.