Эссе "Психологическая игра по сказке "Репка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: эссе, психологическая игра


Основными участниками психологической игры «Репка» являются дети, которые имеют разнообразные «клички», в соответствии с условиями игры, в частности: ведущий – «сказочник», репка, детка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. В данной игре участвовало 8 детей, возврат которых 5-6 лет.

Основной целью рассматриваемой психологической игры является комплексная организация эффективного развития связной речи детей, элементарных математических представлений, развитие двигательной активности, находчивости, внимательности, быстроты реакции, а также осуществления наглядного мышления, воображения.

В соответствии с поставленной целью можем выделить следующие задачи: психологическая игра «Репка», должна способствовать формированию интереса к книгам, а также разнообразным произведениям народного творчества – сказкам; используемая игра должна активно развивать речевые способности детей, а также обогащать их речевую и двигательную активность; игра «Репка» способна научить отражать содержание сказок в играх, а также использовать аспекты театрализованной деятельности.

Психологическая игра «Репка», направлена на комплексное развитие у детей эмоциональной отзывчивости, повышения внимания и своеобразной любознательности, а также учить играть достаточно дружно и не ссориться.

Психологическая игра «Репка» строится на принципах того, что ведущий произносит определенное имя и далее игрок, которому оно принадлежит, осуществляет прыжок «вперед». В том случае, если ведущий произносит то или иное имя несколько раз, то ребенок, которому принадлежит данное имя, прыгает столько раз, сколько раз было произнесено его имя. Согласно правилам рассматриваемой психологической игры, если игрок не успел среагировать либо не сделал сразу же прыжок, то он выбывает из игры. Когда ведущий («сказочник») произносит последние слова текста, то есть «И вытянули репку», все игроки быстро бегут на свое место, при этом тот ребенок, который прибежал последним, становится ведущим – «сказочником».

На основе поставленных задач комплексного использования психологической игры «Репка» для развития ребенка можем выделить следующие приемы и методы, которые следует использовать для их эффективного решения: организация беседы с родителями и детьми, а также консультации для родителей через своеобразные «папки-передвижки»; организация и комплексное использование разнообразные тематических центров по проекту и игровой деятельности; эффективное выполнение работ по изобразительной деятельности; чтение, просмотр, а также прослушивание сказки; совместная деятельность по организации качественного досуга. Рассматриваемые приемы рационально соответствуют возрасту участников и требованиям методики, а следовательно, они применяются правильно и рационально в строгом соответствии с действующими методическими рекомендациями по обучению детей дошкольного возраста.

При использовании всех вышеуказанных методов и приемов, дети, участвующие в психологической игре «Репка», смогут достаточно рационально понять сущность данной игры, а также закрепить навыки использования разнообразных адекватных средств невербального общения (к примеру, жесты, мимика, интонация и т.п.), при помощи комплексного использования следующих особенностей поведения: внимание, интерес и активность.

Осуществив рассматриваемую игру, можем отметить, что условно ее можно оценить на 7 баллов из 10 возможных, поскольку именно с ее помощью происходит комплексное развитие и совершенствование «работы» детей, при этом оценка снижена по причине того, что многие дети не смогли влиться в общий коллектив из-за своих личных особенностей, при этом положительное влияние оказала дружба между ними, которая позволила успешно преодолеть стеснение и эффективно выполнить поставленные цели и задачи.

Успех воспитания детей в игре достигает при помощи повседневной и достаточно кропотливой работы педагога-психолога и во многом зависит от его личных качеств и характеристик. В настоящее время, роль воспитателя в игре бывает разной, то есть он может быть как прямым участником игры, так и сторонним наблюдателем, давая те или иные советы. Однако во всех случаях педагог-психолог, достаточно внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, оказывает влияние на содержание игры, создает условия для их развертывания и для творчества в целом. Педагог-психолог помогает ребенку устанавливать и развивать отношения дружбы и взаимопомощи. Следует помнить о том, что в играх педагогический работник изучает каждого ребенка, его желания и интересы, чтобы найти правильные пути, а также средства воспитания человеческой личности.
На сегодняшний день, сюжетно-ролевая игра – это своеобразная «королева» детских игр, а следовательно, педагоги и психологи должны правильно ее организовать не нарушая детского творчества. Прежде чем начать проводить ту или иную игру, необходимо обратить особое внимание на те задачи, которые педагог или психолог будет решать с детьми дошкольного возраста. Данные задачи должны включать в себя следующие аспекты:

  • комплексное и достаточно эффективное развитие игры как важной деятельности;
  • максимальное расширение общей тематики детских игр, а следовательно, углубление их содержательной части;
  • приобретение и комплексное развитие положительного социального опыта;
  • эффективное использование игры для рационального воспитания ребенка и всего коллектива детей в целом;
  • комплексное развитие и совершенствование всех стороны личности, в частности, движений, разнообразных психических процессов (к примеру, памяти, мышления, речи и т.п.), качеств человеческой личности и важнейших черт характера, усиление и дальнейшее развитие волевых и эмоциональных проявлений ребенка дошкольного возраста;
  • подготовка ребенка дошкольного возраста к жизни в социальной среде, то есть максимальная социализация личности.

Осуществив проведение психологической игры «Репка», можем выделить несколько ключевых рекомендаций для педагогов и психологов по организации для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевой игры;

  1. Требуется помнить о том, что ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – это сюжетно-ролевая игра.
  2. Необходимо изучать и подвергать комплексному анализу разнообразные теоретические и прикладные знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста;
  3. Следует организовывать планирование таким образом, чтобы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа, направленная на ее осуществление;
  4. Требуется создавать и развивать в группе разнообразные условия для комплексного развития творческой и активной сюжетно-ролевой игры;
  5. Требуется максимально обогащать содержание разнообразных сюжетных игр детей на основе впечатлений о труде, жизни и их отношений при помощи использования бесед и экскурсий;
  6. Следует приобщать родителей к комплексному ознакомлению детей с современными профессиями, а далее способствовать организации и осуществлению сюжетной и ролевой игры по рассматриваемой тематике;
  7. Необходимо осуществлять игры с детьми на протяжении всего их дошкольного образования.

Таким образом, подводя итог, следует отметить то, что игра занимает достаточно важное и даже центральное место в жизни и развитии ребенка дошкольного возраста, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике, а также психологии игра рассматривается как специфическая деятельность, имеющая серьезное значение для развития и совершенствование навыков ребенка дошкольного возраста.

Игра по сказке «Репка».

Для детей от 5 до 15 лет. Максимальное число игроков не ограничено, минимальное – 8 человек.

Сначала выбирается ведущий – «сказочник». Все остальные становятся в круг, диаметр которого составляет 5 м. «Сказочник» встает в центр и распределяет роли в соответствии с текстом сказки (роли могут выбираться и по желанию самими игроками): репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Каждый игрок, получив или выбрав роль, запоминает ее. Ведущий «сказочник» начинает читать текст наизусть (у него нет возможности отвлекаться на чтение – ему надо наблюдать за игроками) и довольно быстро. Когда ведущий произносит какое-либо имя, игрок, которому оно принадлежит, выпрыгивает вперед. Например, если говорится: «Посадил дед репку», к центру круга сначала должен выпрыгнуть «дед», а потом «репка». Если имя произносится несколько раз, столько же прыжков делает и тот, кому принадлежит это имя. При условии, если игрок не успел среагировать и не сделал сразу же прыжок, он выбывает из игры. Когда «сказочник» произносит последние слова текста («И вытянули репку»), все быстро бегут на свое место. Тот, кто прибежит последним, становится ведущим-«сказочником». Можно выбирать (придумывать) любую сказку (рассказ), в соответствии с интересом и числом игроков.