В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребенка активно взаимодействовать с логопедом, воспитателями в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям.
Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С.Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.
На наш взгляд, использование в коррекционной работе арт-технологий решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы показывает, что они представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
На практике в сочетании с традиционными логопедическими методами для решения задач по коррекции речевых нарушений мы используем следующие арт-технологии: музыкотехнологию, кинеитехнологию, имаготехнологиию, литотехнологию, элементы имаготерапии и т.п.
Музыкотехнологию в коррекционно – логопедической работе мы используем в форме релаксации под музыку:
- на занятиях логоритмикой;
- на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;
- на индивидуальных занятиях для детей с спастической формой дизартрии перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата.
Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т.д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия.
Вокалотехнология включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание.
Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также через выполнение этюдов психогимнастики М.А.Чистяковой, которые также подбираются нами также в связи с лексической темой.
Практика показывает, что музыкальные технологии способствуют:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;
- нормализации просодической стороны речи.
Коррекционно-логопедические задачи |
Логопедические средства |
Музыкальные средства |
Развитие мелкой моторики |
Упражнения с различным дидактическим материалом (массаж, самомассаж). |
Музыкальное сопровождение. |
Развитие мимики и пантомимики |
Массаж и самомассаж лица. |
Музыкальное сопровождение. Психогимнастика М.А.Чистяковой. |
Развитие речевого дыхания |
Упражнения на поддувание (сила и направленность выдоха). |
Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. |
Развитие просодики. |
Формирование интонационно выразительных средств речи. |
Фонетическая ритмика. |
Развитие фонематического слуха |
Игры и упражнения для умения выделять неречевые, речевые звуки, дифференцировать их. |
Игра на музыкальных инструментах. |
Развитие артикуляции |
Артикуляционная гимнастика. |
Музыкальное сопровождение (музыка или песни). |
Формирование правильного звукопроизношения. |
Чистоговорки. |
Фонетическая ритмика. |
Формирование структуры слова |
Работа над ритмом. |
Игра на ритмических музыкальных инструментах |
Развитие грамматического строя речи |
Формирование навыков словообразования и словоизменения. |
Пополнение словаря музыкальной терминологией. |
Развитие словаря |
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. |
|
Развитие связной речи. |
Формирование умения связно выражать свои мысли. |
Разучивание текстов песен. |
Развитие коммуникативных навыков |
Психологические этюды и коммуникативные игры. |
Соответствующее этюду музыкальное сопровождение. |
Обучение грамоте |
Знакомство с буквами, обучение чтению и ЗБА. |
Попевки, песни про буквы. |
В основе метода имаготехнологии лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
В своей работе данный метод мы используем на занятиях по развитию связной речи при пересказе, при работе над диалогом, при составлении описательных рассказов в виде элементов куклотехнологии (один из видов имаготехнологии основанный на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)) и литотехнология – коррекция речи через специально подобранные произведения. Наиболее успешно этот метод показал себя при снятии у детей речевого негативизма.
Таким образом, мы опробировали на коррекционных занятиях различные виды арт – технологий для более эффективного решения коррекционно-логопедических задач, для повышения мотивации детей к занятиям. На фоне комплексной логопедической помощи данные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Библиография
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - СПб.: «Детство–пресс», 2007.
- Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // ж-л Логопед 2008 №1. С. 41–48.