Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6, 10, 11

Ключевые слова: ИКТ


В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к какому результату мы должны подвести нашего ученика, сделать для нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по жизненной дороге. Все это побуждает нас предполагать, что наряду с другими, ключевыми для современного учителя компетенциями становятся важными, ключевыми ИКТ-компетентность учителя.

Информационная компетентность учителя – это широкое понятие, которое понимается как осознанное, целенаправленное, результативное применение технических знаний и умений в деятельности учителя, воспитателя является одной из составляющей профессиональной деятельности.

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К.Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Информационные  технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью индивидуализации учебного процесса.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Главная цель учителя русского языка и литературы - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.  Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала учащимися.

Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

А для учителя:

- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;

- это расширение информационной емкости и плотности урока;

- это соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;

- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Еще К.Д.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Следует отметить, что речь идет о применении информационных технологий не на уроках информатики в специализированном кабинете, а на уроках русского языка и литературы при наличии в классе хотя бы одного компьютера и соответствующего программного обеспечения.

По-разному я стала применять компьютер в своей работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и даже в качестве классного руководителя на классных часах.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор учащихся;

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей и поэтов;

- увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК по литературе;

- повышает качество обучения;

- усиливает интерес к изучению предмета;

- рационально распределять время урока;

- доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока-виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

Уроки литературы, на мой взгляд, особые. Это уроки искусства, поэтому так важны красивые, возвышенные моменты: музыка, живопись, зажжённые свечи. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.

Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений.

Многие учителя, в том числе и я, используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.

Интересен вариант использования программы PowerPoint на уроках, в том случае, когда ребята сами пробуют создать презентацию к той или иной теме урока, что особенно важно на уроках литературы, здесь и визуализация учебного материала, и интеграция со смежными дисциплинами: историей, МХК, музыкой, ИЗО, повышение мотивации учения школьников и закрепления интереса к литературе, возможность разнообразия домашнего задания (задание создать собственную презентацию очень интересный вариант индивидуальной или даже групповой работы), заданий для самостоятельной работы, а еще, что немаловажно важно, стимулирование воображения школьников(например, создание презентации ученицей 11 класса по теме «Искусство, театр и культура на рубеже XIX-XX веков»)

В разделе «Интегрированные проекты»  мы находим видеофильмы-исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.

Как эталонное прочтение, к которому следует стремиться, используем фонохрестоматию. Она дается как иллюстрация и в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров. Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно.

На уроках литературы очень часто нужен исторический комментарий. При помощи своих учеников создаю презентации по таким темам. Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях, иллюстративный и видео материал.

Также я создаю презентации по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. В старшем классе всегда найдется ученик, который может найти готовый или создать такой видеоклип. При этом музыка звучит в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни.

Большой популярностью на моих уроках литературы пользуются видеоуроки в 5-9 классах по творчеству писателей и поэтов, приобретенные мною на портале «Инфоурок», которые я использую на этапе знакомства с биографией писателя или при анализе произведения.

Также на уроках литературы просматриваем фрагменты экранизаций литературных произведений. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Яркий пример тому – просмотр фрагментов кинофильма «Война и мир» (например, при анализе эпизодов «Аустерлицкое сражение», «Салон Анны Павловны Шерер» (что собой представляет хозяйка и ее гости) «Пьер Безухов на войне 1812 года» и др. эпизоды). В 6 классе по теме урока «Уроки доброты» просмотр фрагментов кинофильма «Уроки французского».

Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты.

Большие возможности предоставляет презентация на уроках русского языка для словарно-орфографической, орфоэпической работы. На слайд демонстрируются словарные диктанты (или группа слов) для запоминания правописания. Ученики, работая над словами, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, при необходимости объяснить лексическое значение слов, после взаимопроверки открывается слайд с правильным написанием, оценивается работа ученика. Такая работа позволяет ученикам планомерно готовиться к сдаче ГИА. Мы знаем, что видов диктантов много. Сегодня у нас появилась возможность широко применять "немые диктанты". На слайде демонстрируются предметы. Задача учащихся: назвать представленные предметы, подписать, объяснить изучаемую или повторяемую орфограмму. Данная работа позволяет не только проверить теоретические знания учащихся, но и наглядно продемонстрировать тот предмет, о котором идет речь в упражнении. Все это, бесспорно, развивает кругозор учащихся, осознанное усвоение не только знаний, умений, но и лексическое понимание слов.

Полезно проводить работу по созданию алгоритмов, ЛОСов (Лист Опорного Сигнала) для прочного запоминания правил правописания. Проводя систематическую работу по выработке навыков правописания, учащиеся к выпускному классу будут иметь прочные осознанные знания, что позволит им получить высокую оценку на ГИА, быть уверенными в своих знаниях, потому что алгоритмы позволяют не механически запоминать правила, а осознанно, пошагово изучить, проанализировать, применить полученные знания

Хорошо, когда на доске записаны не все вопросы, а открываются по мере обсуждения анализируемого, изучаемого материала (это хорошо получатся при помощи анимации, когда вопросы «выплывают» постепенно). Учащиеся находятся в равных условиях, внимательно слушают ответы, дополняют ответы одноклассников, а не ищут знакомый вопрос, на который знают ответ. Можно урок построить на одну лексическую тему и провести интегрированные уроки, например, русский язык и урок физического воспитания. (Например, при изучении темы «Синтаксический разбор простого предложения» в 5 классе провожу такие формы работы (показать слайды из презентации урока):

1. «Орфографический футбол» (записать слова без ошибок, иначе мяч не попадет в ворота, а на слайде ворота и рядом футбольный мяч, после проверки-мяч в воротах)

2. «Помоги Незнайке»- в предложении «По утрам ты закаляйся, водой холодной обливайся!» У какого слова он неправильно определил часть речи?

1) Закаляйся, обливайся – глаголы;

2) по - предлог;

3) ты – имя существительное;

4) водой – имя существительное.

3. Вспомнить пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.

4. Выполнить синтаксический разбор предложений: 1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. 2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит. 3.Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём.) и т.д

Зная интересы детей, можно уроки построить, используя темы, оформление из любимых мультфильмов, одновременно пропагандируя здоровый образ жизни.

Увлекательно проходят уроки, когда в начале ставится цель - попасть во Дворец («Синтаксис», «Пунктуация» и др.), выполнив ряд заданий. На пути встречаются препятствия (все это в картинках на слайдах презентации, по мере выполнения заданий путь укорачивается (Дворец изображается каждый раз в увеличенном виде), пятиклассники с восторгом замечают, что они уже почти у цели).

На уроках подготовки к сочинению появляется возможность посетить музей художника, изучить картины, осуществить подбор рабочих материалов, провести словарную работу и языковую подготовку, которая направлена на предупреждение речевых и грамматических ошибок.

Одним из важных достижений своей работы на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, стали работы учащихся с собственным материалом, где они применяли различные компьютерные программы, здесь и презентации, созданные в PowerPoint, и различные доклады, которые были найдены ребятами в информационной сети Internet и обработанные в Wordе. С помощью такой работы ребята учатся находить нужную информацию, обрабатывать ее и применять по назначению.

Процесс управлением качеством образования выходит на новый уровень, что подтверждается результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Интернет стал доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию.

При изучении в 11 классе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» даю задание: найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения учёных. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к проблеме, а одна из учениц самостоятельно подготовила презентацию «Евангельские мотивы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

  • в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

При внедрении новых информационных технологий нужно придерживаться определенных правил: нельзя реальность подменять виртуальностью, нельзя превращать урок в шоу, нужно не бояться экспериментировать и во всем искать поддержку у своих учеников. Так в старших классах дети уже сами предлагают приготовить презентации к урокам литературы по творчеству писателей или по теме урока, сделать нарезку видеофрагменов из кинофильмов по литературному произведению. Им это нравится.

Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую работу с учащимися, как организацию исследовательской деятельности учащихся, где также успешно могут использоваться новые технологии. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные коммуникационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению предмета. И на сегодняшний день уже трудно представить себе урок, внеклассное мероприятие, классный час без использования ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов. программы-тренажеры, выполняющие функции дидактических материалов.

Важным пунктом использования компьютерных технологий становится подготовка к ГИА. Существует большое количество электронных репетиторов для подготовки.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения предмета повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.