Арт-технологии на уроках музыки как средство повышения качества образования

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Ключевые слова: арт-технологии


«Искусство всегда несёт в себе нечто,
преодолевающее обыкновенное чувство»

Л.С.Выготский

Воплощая в своих образах идеал красоты, музыка пробуждает в людях художников, воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, сообразовывать их свойства с общественными потребностями человека. Учить чувствовать и понимать красоту, и творить сообразно ее законам. Музыка - это форма освоения мира по законам красоты, в котором есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция. Образ, наполненный определенным идейным эмоциональным смыслом.

Психологические исследования последних лет отмечают, что у учащиеся всех возрастных уровней отсутствует устойчивый интерес к процессу обучения в целом. Показатель эстетической воспитанности очень низок. Главным недостатком образования, на мой взгляд, чрезмерная специализация знаний. Акцент на функциональной стороне образования подавляет способность и интерес учащегося к творчеству и самостоятельному мышлению. С самого раннего детства необходимо воспитать у детей восприятие красоты звука, цвета, слова, поэтому необходимо цельное изучение искусств, стимулированные фантазией и воображением. Музыка в данном случае выступает своеобразной связующей нитью в понимании качества форм, цвета, линии, движения, гармонии миропорядка и человеческих представлений о жизни.

Предлагаемая мной технология педагогической деятельности направлена на преображение человеческого духа - универсальное средство решения многих нравственных проблем нашего времени. «Арт-технологии» используемые на уроках музыки, или искусства, помогают личности раскрыть свои чувства и показать свою индивидуальность наиболее выраженно. Работа с «Арт технологиями» основана на синтезе трех видов искусств: музыки, живописи, литературы. Кроме того, изучение других искусств и предметов школьной программы не должно исключать влияния арт педагогики. Главное отличие: личностно-духовное ориентирование; возможность для полной реализации творческих способностей.

Одним из средств ознакомления ребенка с миром искусств, является арт-педагогика - это синтез областей научного знания, искусства и педагогики) обеспечивающая коррекционную-направленность учебного процесса, нацеленного на формирование художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую, поэтическую, хореографическую). Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента ). Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Истоки арт-терапии заключается в изучении различных видов художественного творчества, таких как: экспрессивная терапия, изобразительное творчество, музыкотерапия, драмотерапия.

Основные функции арт педагогики:

  • Культурологическая
  • Образовательная
  • Воспитательная
  • Коррекционная

Особенность арт-педагогики заключается в том, что она выводит учителя на новый уровень «метапедагогики», расширяя диапазон его профессиональной культуры. Учителю, желающему состоятся профессионально, необходимо овладеть «языком эмоций», способным должным образом транслировать и заражать ими аудиторию.

Педагогическое действие сродни искусству, где любое искусство основано на положительных эмоциях и рождается от слияния таланта и мастерства, на основе предметно-творческой деятельности. Основная задача современного педагога, состоит в «разблокирование» способностей и талантов, и создание высокоразвитой творческой организации.

Необходимо вернуть первоначальное духовное состояние в единстве и многообразии мира через комплексное восприятие действительности на уровне созидательности в творчестве.

Взаимодействие мысли и чувства дает уникальный сплав неповторимого восприятия момента, миг просветления, позволяющее человеку проникнуть в глубинные основы мира. Состояние, именуемое вдохновением свойственно творческому мышлению, творческой деятельности.

Таким образом, извлечение информации из глубин бессознательного осуществляется либо спонтанно, либо через момент творческого погружения. Развитие изобразительной, поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом, необычном ракурсе. Без этого нового видения мира невозможно художественное и научное творчество.

Одна из основных задач на уроках музыки (искусства)- снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Задача: создать условия для сохранения здоровья учащихся. На своих уроках музыки я применяю следующие формы арт терапии:

  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия,
  • Ритмотерапия
  • Изотеропия.
  • Фольклоротерапия .
  • Терапия творчеством
  • Улыбкотерапия.
  • Сказкотеропия.
  • Драматерапия

Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, творческого потенциала в качестве средства для возможности контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Она основана на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь лучше.

Таким образом, «арт педагогика» развивают у обучающихся богатый внутренний мир, необходимость обретения духовных ценностей, развивает способность понимать тончайшие нюансы искусства в целом, что, в свою очередь, формирует гармоничную развитую личность. И самое главное помогает обрести творческую свободу, будит фантазию, прививает вкус к поискам яркой и точной индивидуальности.

Развитием творческих слуховых восприятий в процессе обучения начинаю заниматься с первых дней обучения, отслеживая: слух-восприятие-воображение. Треннинг слуховых восприятий и других сенсорных умений разработал С.Гиппиуса «Гимнастика чувств». В ней прекрасным образом развивается умение слышать и видеть услышанное (усилиями воображения), создавать звуковой образ, тренировать звуковую память. Сначала это может быть реагирование тела на звук (музыку), с учётом его характера, длительности, тело должно быть абсолютно свободным, готовым к восприятию и реагированию. Затем изображение спонтанное музыки на бумаге и выражение интуитивное в словах.

Пример: коллективное пластическое интонирование под музыку. Фонограмма из кусочков разнохарактерной музыки. На свой кусочек свой ведущий, который импровизирует, его движения синхронно повторяют все остальные, стараясь, как можно точнее, ухватить пластику. Упражнение «игра цветом». Реагирование цветом. Запустить в себя цвет, Атмосфера цвета, Цветовой пластический этюд. Цвет-эмоции-пластика

Одним из путей арт терапии является погружение в мир музыки, как наиболее сильное по воздействию на подсознание человека искусство. Справедливо полагал поэт Александр Введенский «Из всех искусств важнейшим полагаю музыкальное». Музыкальное развитие ребенка позволяет постичь искусство во всем его разнообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству.

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Арт-терапия на уроках музыки помогает: научиться получать удовольствие и наслаждение, научиться выражать себя и свои чувства, улучшить свои отношения с близким, благодаря лучшему пониманию своего внутреннего мира, получить признание, повысить самооценку, преодолеть одиночество, добиться успеха в учёбе, избавиться от стресса, негативных переживаний, избежать проблем и тем самым сохранить свои силы, почувствовать себя в безопасности, которой так часто не хватает человеку в современном мире, справиться со своими страхами, разрешить конфликты.

При работе с арт педагогических технологии необходимо: выбрать направленность творческой деятельности (рисование, танцевальные, театральные, пластическое интонирование, музыкальные импровизации, пение) и создать оптимальные условия для познания мира, себя, окружающих через спонтанное художественное творчество построенного на процесс самовыражения (в красках, звуках, движениях). Поэтому творческие задания строятся так, чтобы любой ребенок в силу своих возможностей смог принять в них участие и успешно себя проявить. Арт педагогика способствует как духовно-нравственному, и физическому оздоровлению так и профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний.

Арт-педагогика нацелена на формирование художественной культуры учащегося на основе индивидуального подхода в контексте различных видов творческого познания действительности и созидательных качеств личности. Отсюда, главной задачей на уроках музыки является формирование у детей художественно-творческой познавательной активности через совершенствование форм и методов музыкального обучения. Овладение образным языком музыкального искусства на основе знаний, умений, навыков.

Общая задача для всех обучающихся заключается в развитие способностей к восприятию музыкального искусства, потребности общения с ним; приобретение опыта полноценного музыкального творчества; Развитие художественного образного мышления, воображения, сенсорных способностей.

Для основных классов - более высокий уровень подхода к решению задач:

  • умение аналитически воссоздать целостную картину мира;
  • развитие творческой самостоятельности.

Арт педагогика имеет в своей основе художественно-просветительский подход и предполагает выработку психологических мировоззренческих, художественных качеств, основанных на самораскрытии личности, как универсальный метод развития целостного человека

Принцип интеграции. Сам комплексный подход синтеза трех видов искусств обязует использовать этот принцип. Интеграция - необходимое условие для обеспечения комплексного развития учащихся.

Произведения искусства, используемые мной на уроках музыки, имеют, арт-терапевтический характер Слушая музыку, учащиеся работают над собой, постигая все более тонкие перемены в окружающем мире, что приводит к гармонизации внутреннего и внешнего. На уроке обучающиеся постигают мелодико-образную сферу произведения. Учатся слышать звучание мелодии в контексте художественного образа и затем раскрывают музыкальный образ через художественное творчество. Развитие изобразительной и поэтической деятельности через музыку дает возможность увидеть мир в новом необычном ракурсе. Поэтому основным методом обучения на моих уроках является метод «моделирования» музыкального образа и метод мелодико-графического интонирования. Слушая музыку, учащиеся глубже постигают мелодико-образную сферу музыкального произведения, где движение мелодического рисунка совпадает с образной картиной мира в произведении. В качестве примера я приведу произведение Сен-Санса «Лебедь».

Арт-педагогика поможет раскрыть смысл любого произведения искусства - через знаки символы.

Искусство имеет знаково-символический характер, канал связи не только между отдельными людьми сегодня, но и между народами, эпохами, странами, человеком, воспринимающим искусство. Арт технологии помогают раскрыть смысл, характерный образ музыкально произведения:

  • Через эмоции и чувства.

Зритель сверяет свои чувства, мысли, оценки с ценностными ориентациями автора.

  • Через эстетическое наслаждение.

Искусство развивает эстетические чувства, и это очень важно, так как в идеале эстетический элемент должен присутствовать в любой деятельности человека.

  • Эстетические функции, обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность; пронизывает все другие функции искусства
  • Зрелищная функция. Создание некого явления, привлекающего внимание.
  • Прогностические функции. Искусство способно пробудить чувства и сознание. «Остро чувствуя свое время, художник ощущает его дальнейшее развития и в создаваемых им образах и даже не описываемых событиях предвосхищает то, что появится позднее» (Б.А.Эренгросс).
  • Познавательно-эвристические функции

Искусство создает образные модели окружающего мира и явлений, в нем происходящих.

  • Гедонистическая функция.

Искусство дарит людям чувство эстетического наслаждения.

  • Воспитательные функции (искусство как катарсис).

Искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием.

  • Практические функции. Создание образного изображения.

Общие методологические положения заключаются в переориентации учебно-воспитательного процесса на саму личность. Комплексный характер уроков, методики предполагают следующие методы:

  • метод музыкально-образной драматургии;
  • метод мелодико-графического интонирования;
  • метод моделирования музыкального образа;
  • метод погружения;
  • метод представления;
  • метод составления цветовой гаммы;
  • метод звук-цвет;звук-слово;
  • метод удивления.

1. Метод интуитивного (эмоционального) рисования под музыку

Медитативное рисование под музыку осуществляется в измененном состоянии сознания-медитации, в которую человек погружается с помощью релаксационных, упражнений. Метод медитативного рисования решает следующие задачи: очищение подсознания от болезненных переживаний: страхов из прошлого, отрицательных эмоций, овладение умением останавливать процесс хаотичного движения мысли, направление энергии мыслительного процесса на решение актуальных творческих задач.

2. Метод вокало-терапии (метод вокализации)

Это самое желанное универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм. В начале урока провожу пальчиковую или артикуляционную гимнастику с музыкальным сопровождением или пением., а также звуковые упражнения. Звуковые упражнения делаю умеренно и понемногу. Каждый может петь, как ему хочется: прерывисто, на одной ноте, то есть каждый находит свой тон частоту. Звук "а - а" массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук "о - о" оздоровляет среднюю часть груди; звук "о - и - о - и" массирует сердце; звук "а - у - э - и" помогает всему организму в целом.

3. Метод мелодико-графического моделирования

4. Логоритмическая гимнастика

Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается

5. Пластическое интонирование

Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека, и не только развивают фантазию и творческое воображение детей, но и снимают и физическое напряжение. Музыкально - ритмическая минутка способствует улучшению здоровья детей, содействует выпрямлению и разгрузке позвоночника.

6. Музыкальное погружение

Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Так, например, музыка Чайковского снимает усталость и стресс. Романтическая музыка Шуберта, Шумана, Шопена, Листа помогает сконцентрироваться. Эту музыку лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь. В музыке К.Дебюсси, Рахманинова, Римского-Корсакого - слышим стремление к свободе и дальним путешествиям. Джазовая музыка поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную среду, которая идеально подходит для учебы или творчества. Особенно отличается Музыка И.С.Баха отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие, улучшает математические способности. Способна успокоить и расслабить и даже устранить нарушение сна В последнее время, кстати, очень популярна классическая музыка в современной обработке. Музыка Шуберта выражает надежду на лучшее, Бетховена стремление к победе и преодоление жизненных препятствий, вера в будущее. Классическая музыка Гайдна, Моцарта и Малера отличается ясностью и элегантностью. Она улучшает настроение, придаёт бодрость оживление и веселье и позитив. Рок-музыка может стимулировать активные движения, ослабить боль и напряжение. Религиозная и обрядовая музыка, григорианские напевы могут успокоить и привести в состояние умиротворения.

Арт-педагогика нацелена на формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и созидательных качеств личности, а также представляет собой попытку переориентации педагогического мышления на философское эстетическое культурологическое сознание. Главная цель музыкального воспитания - достичь абсолютной свободы творчества через непосредственное знание о природе, окружающем мире, и своего внутреннего опыта.

В основе технологии лежит теория знаков (символов) и знаковых систем, художественных образов. Художественный образ - основное интонационное ядро музыкального произведения, а из элементов музыки (символов) складывается музыкальный текст. В каждом музыкальном произведении органично сплетаются основные символы природы - земля, вода, воздух и огонь. И свою задачу, как преподавателя, в этом случае я вижу в развитии в учащихся понимание языка музыки, как способа познания гармонии мира. Основная идея произведения выявляется при помощи верного истолкования вложенных в него символов. Как только в голове учащегося складывается знаковая система так музыка, и сами знаки обретают для него художественно-выразительное значение. (Под «знаковой системой» в данном случае следует понимать систему образов, представлений и ассоциаций об окружающем мире на фоне того или иного произведения. И здесь моя преподавательская задача сводится к упорядочиванию этой системы).

В одном и том же произведении ученики сознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа, мир природной среды, общества, мир отдельных личностей (композиторов). Так ученик получает удовольствие от анализа своего переживания и в процессе обсуждения выражает свою мировоззренческую позицию.

Примеры арт-уроков:

  • Театрализованный урок
  • Урок-психодрама
  • Урок имитационного моделирования
  • Урок-путешествие
  • Уроки мелодико-графического рисования
  • Урок-игра

Вывод: «Арт педагогика» развивают у обучающихся богатый внутренний мир, способность понимать тончайшие нюансы искусства в целом, помогает обрести творческую свободу, будит фантазию, прививает вкус и умение свободно выражать свои чувства и мысли, корректировать своё настроения, работать в коллективе что, в свою очередь, формирует гармоничную, развитую личность. Применение арт-технологий в образовании способствует личностному росту; облегчает процесс обучения ребенку; содействует диалогу учителя с учеником, где посредником является искусство.

«Музыка моей души -
Это звук сердец влюбленных,
Это луч людей земных,
Это танец для двоих.»
Давыдова Настя 6 «а» класс

Литература

  1. Стефановская Т.А. Артпедагогика: Предисловие. Артпедагогика и арт терапия. Сущность. - М., 2012. - C.4.- С.8. - С.253
  2. Ножечкина Л.В: Использование потенциала арт-терапевтических практик в профессионально-личностном развитии педагога./ Общее развитие и потенциальный рост// Курс издательства "Первое сентября", 2022.
  3. Борев Ю.Б. Эстетика: Издание. 3-е изд. - М. : Политиздат, 1981.- с 399.
  4. Рюгер К.: Домашняя музыкальная аптечка: Ростов -на -Дону: Изд-во Феникс,1998.
  5. Эрих Калер. Истина, добро, красота - 3. Культурология: Дайджест №2 / 2010: научных изданий Агентство/ Э.Калер// Изд-во Агентство научных изданий, 2010.
  6. Апрелева В.А. Философия творчества в процессе музыкального образования // Серия "Symposium", Инновации и образование. Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: 2003.