"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться,” – писал Василий Александрович Сухомлинский.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 40 % зависят от интеллекта, и на 60 % - от мотивов. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Одним из интереснейших видов работы, позволяющих формировать положительную мотивацию является портфолио.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования портфолио является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания.
В нашей школе разработано и успешно реализуется Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся начальных классов.
Портфолио позволяет: проследить продвижение обучающегося в учебной деятельности, оценить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, представить личность обучающегося при переходе на следующую ступень обучения.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, его прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Основными задачами портфолио являются:
- Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся.
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся.
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
- Учитывать возрастные особенности развития УУД обучающегося по ступеням обучения.
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
Активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио помогает реализовывать такие функции образовательного процесса, как:
- Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени (например, за четверть, полугодие, год, за всю начальную школу).
- Функцию целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
- Мотивационнную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
- Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
- Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
- Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Структура и содержание портфолио.
С целью сохранения индивидуальности Портфолио каждого обучающегося как средства самовыражения, рекомендуется не ставить ребенка в строгие рамки и предлагается его примерное содержание (разделы): Титульный лист, «Мой мир», «Моя учеба», «Мои достижения», «Копилка творческих работ», «Мои увлечения и занятия».
На титульном листе размещается основная информация о ребенке и фото обучающегося (по желанию родителей).
Раздел «Мой мир» может включать:
- личные данные обучающегося;
- информацию о семье, о друзьях, об увлечениях, интересах или хобби ребенка. Эти сведения заносятся учеником самостоятельно на добровольной основе.
- информация, помогающая школьнику проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Это могут быть результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования или тестирования.
В этом же разделе уместно разместить Лист целеполагания и рефлексии по итогам года, на котором найдут отражение описание целей и задач, поставленных обучающимся на определенный период, а также анализ достижения этих целей (рефлексия).
Раздел «Моя учеба» посвящен учебной деятельности, итогам окончания учебного года (или четверти) по предметам. Дети наполняют этот раздел и удачно написанными контрольными, комплексными и другими письменными работами, графиками роста техники чтения, сводными ведомостями успеваемости. Обязательной составляющей этого раздела являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
«Мои достижения». Этот раздел включает отражение результатов участия школьника:
- В предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, в т.ч. и дистанционных, проектах различного уровня – школьного, муниципального, республиканского, всероссийского и др.
- В мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования.
- Участие в образовательных тестированиях и курсах по предметам.
- Участие в спортивных соревнованиях и в др.
В начале этого раздела, перед файлами с грамотами и сертификатами, целесообразно вложить лист с таблицей, по которой можно проследить последовательность, название и уровень конкурсов, их количество и результат участия за определенный период, например, за учебный год.
В разделе «Копилка творческих работ» дети размещают свои (лучшие на их взгляд) работы – формальные и творческие, выполненные в ходе учебных занятий по изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых ими факультативных учебных занятий.
Могут быть помещены и другие работы, которые подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
В этот раздел помещаются рефераты, исследовательские работы, проектные работы (указывается тема, дается краткое описание, приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде). Техническое творчество представляют в виде моделей, макетов, приборов (название, краткое описание, фото).
Представляется перечень работ по искусству (рисунки, аппликации и т.п., их оригиналы и ли фото), фиксируется участие в выставках.
В своей работе по формированию портфолио я использую пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе «Учусь оценивать себя» (Данилов Д.Д. и др.) В конце учебного года предлагаю обучающимся провести самооценку одного из своих творческих дел: проекта, исследовательской работы, сообщения, коллективной стенгазеты и т.п. по алгоритму, предложенному в данном пособии.
Раздел «Мои увлечения и занятия» включает в себя разнообразные формы творческой активности:
- участие в школьном театре, оркестре, хоре и т.п.;
- занятия в учреждениях дополнительного образования, в спортивных школах (указывают название учреждения, продолжительность занятий и результат);
- участие в спортивных мероприятиях.
Период составления Портфолио рассчитан на 1-4 классы. Оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, может храниться и в электронном виде.
В формировании портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители.
Оценка портфолио проводится один раз в год жюри, в состав которого входят: классный руководитель и родительский комитет. Результаты фиксируются в сводной ведомости и сдаются заместителю директора по УВР.
Оценка ведется на критериальной основе:
- 3 балла – индикатор полностью соответствует требованиям
- 2 балла – незначительные замечания
- 1 балл – недостаточная информация
- 0 баллов – индикатор не представлен.
В нашей школе ежегодно проводится Фестиваль Портфолио. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, поощряются. Анализ Портфолио помогает мне выбрать учеников для участия в Празднике чести и гордости школы (распределить по номинациям).
По результатам накопленной в течение 4 лет оценки может быть составлена «Карта выпускника начальных классов», в которой будут сделаны выводы о:
- Сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на следующей ступени.
- Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
Портфолио школьника является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающихся в разнообразных видах деятельности, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс обучающегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учащимся путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также субъективная оценка проделанной работы.
Литература
- Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). http://school2100.com/
- Данилов Д.Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. 2-4 кл. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. – М.: Баласс, 2012. – 64с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся начальных классов МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП имени 50-летия Медведевского района», 2012.