Конспект интегрированного урока (история + немецкий язык) «Старый (средневековый) немецкий город». 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: средневековый город, немецкий язык, Рождество


Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока: получение знаний о средневековом городе через погружение в исторический период и в определенную страну – Германию; формирование образного представления о жизни средневекового города; развитие единого информационного пространства, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.

1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие.

2. Формулировка темы и целей урока (5 минут)

Учитель истории: Пожалуйста, обратите внимание на доску (слайд № 1). Просмотрев изображения, попытайтесь сформулировать тему нашего урока? (тема: «Старый (средневековый) немецкий город»).

Deutschlehrer: попробуйте теперь перевести тему нашего урока на немецкий язык („Eine alte (mittelalterische) deutsche Stadt“).

Учитель истории: Как вы думаете, что мы можем узнать на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют цели урока) (совершим путешествие в средневековый немецкий город, заглянем в гости к ремесленнику, посидим за праздничным рождественским столом).

3. Содержание урока (30 минут)

Учитель истории: В начале эпохи Средневековья городов в Европе было немного, лишь в XI веке началось постепенное возрождение старых городов и рост новых. В каких же местах возникали новые города? (учебник, параграф 13, страница 103); (Новые города возникали на выгодных для торговли местах: на пересечении торговых путей, на переправах через реки, у подножий гор, возле стен монастырей и замков феодалов).

Задание № 1.

Deutschlehrer: Сейчас мы вам предлагаем найти на карте немецкие города и написать их названия на немецком языке (работа с картой в учебнике на с.114 – 115). Одновременно карта проецируется посредством документ-камеры на интерактивную доску. 2 ученика одновременно выполняют это же задание на интерактивной доске. Также необходимо показать эти города на карте у доски (Bremen, Königsberg, Nürnberg, Frankfurt, Magdeburg, Leipzig, Hamburg, Regensburg, Augsburg).

Учитель истории: Что вы заметили в названиях этих городов? (одинаковые окончания названий немецких городов (der Berg; die Furt; die Burg). (На доске крепятся немецкие названия).

Deutschlehrer: Теперь попробуйте поработать со словарем и перевести эти слова на русский язык (der Berg – гора; die Furt – брод; die Burg – крепость, замок). (На доске к немецким названиям крепятся соответствующие русские слова).

Deutschlehrer: Wer wohnt hier in der alte deutsche Stadt? Кто проживал в средневековом немецком городе? (дети высказывают предположения). (Презентация «Вывески ремесленников»). Давайте познакомимся с местом работы ремесленников.

Учитель истории: Что из себя представляла ремесленная мастерская?

(Опережающее задание – учащийся рассказывает домашнее задание). Ремесленники были самым многочисленным сословием в средневековом городе. Обычно они селились на одной улице. В доме ремесленника на 1 этаже находилась мастерская. Сложных станков и приспособлений средневековые мастера не знали и изготавливали свои изделия, используя нехитрый инструмент. Во главе мастерской стоял мастер – он владел тайной ремесла. У него был подмастерье ученик. Кстати, для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в цехи. У каждого цеха был свой устав, согласно которому ремесленнику разрешалось иметь только одну мастерскую и нескольких учеников и подмастерьев. Устав также ограничивал рабочий день.

Физкультминутка (детская песенка на немецком языке).

Задание № 2.

Deutschlehrer: Сначала необходимо перевести слова, обозначающие ремесленные специальности и место работы ремесленников, с немецкого на русский язык, а затем соотнести профессию с местом работы. Дети работают по группам. Затем по 1 человеку от группы – на интерактивную доску, остальные – заполняют пропуски в своих рабочих листах.

Термин на немецком языке

Перевод на русский язык

der Arbeiter

рабочий, работник

der Schumacher

сапожник

der Apotheker

аптекарь

der Händler

торговец

der Bäcker

булочник

der Schmied

кузнец

 

Термин на немецком языке

Перевод на русский язык

auf der Baustelle

на стройке

im Laden

в магазине

in der Apotheke

в аптеке

in der Bäckerei

в булочной

in der Schumacherei

обувная мастерская

in der Schmiede

в кузне

Сначала необходимо перевести слова на русский язык, а затем соотнести профессию с местом работы. Дети работают по группам, а также 1 человек у интерактивной доски.

Учитель истории: Мы узнали, как и где работали ремесленники.

А где они могли продать свой товар, реализовать свою продукцию? (предположения детей).

- Кто бывал на ярмарках?

- Когда проходят ярмарки?

В ближайшее время в немецких городах будут проходить какие-нибудь ярмарки?

Deutschlehrer: Главная новость сегодня в городе – Скоро Рождество! Жители средневекового города готовятся к празднику! Перед вами текст на немецком языке. Вам необходимо в тексте на немецком языке найти эквивалент предложения на русском языке, которое указано у вас в рабочем листе, и подчеркнуть его.

Задание № 3.

Die Weihnachten sind das größte Familienfest in Deutschland. Man feiert dieses Fest am 25. und 26. Dezember. Freude, Geheimnisse und Geschenke bringt dieses Fest den Kleinen und den Grössen. Am 25. Dezember gibt es als Festessen eine Weihnachtsgans. Die Menschen kaufen einen Adventskranz mit vier Kerzen.

  1. Рождество – самый большой семейный праздник в Германии.
  2. Его празднуют 25 и 26 декабря.
  3. Этот праздник приносит радость, таинственность и подарки взрослым и детям.
  4. 25 декабря на праздничном столе есть рождественский гусь и печенье.
  5. Люди покупают рождественский венок с четырьмя свечками.

Deutschlehrer: Теперь для проверки по 1 представителю от группы вызываем для работы на интерактивной доске (необходимо подчеркнуть свой вариант предложения на немецком и русском языках).

Учитель истории: Сейчас давайте прочтем этот текст: каждая группа по 1 предложению (в обратном порядке).

4. Закрепление и рефлексия (3 минуты)

 Учащиеся выполняют индивидуальное задание – работа с текстом.

5. Домашнее задание

Учитель истории: Написать сообщение на тему: «Хотели бы вы жить в средневековом городе?»

Deutschlehrer: Eine Presentation uber einer der mittelalterischen Stadte vorbereiten. Подготовить презентацию об одном из немецких средневековых городов.

6. Подведение итогов (1 минута)

Итоги будут подведены после проверки индивидуальных работ, анализа работы групп на уроке.

7. Рефлексия (1 минута)

Эмоциональная рефлексия – на немецком языке!