Цели: научить давать характеристику звукам, способствовать формированию навыка чтения, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- познакомить учащихся с буквами В, в и со звуками, которые они обозначают;
- развивать навыки правильного чтения, связной речи; закреплять знания об однокоренных словах, именах собственных, многозначных словах.
Формируемые УУД: умение использовать схемы звукового состава слов, построение речевого высказывания в устной форме, расшифровка ребусов.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности
Ребята, как вы понимаете поговорку "Когда рак на горе свистнет". Почему так говорят? А вот что раки делать умеют:
И живет на свете рак
Как-то все-таки не так
Вместо пальцев - вилки,
Панцирь на затылке,
Шея около хвоста,
А глаза напротив рта.
И нырять и плавать рак
Может все-таки не так.
Как-то все наоборот -
Просто задом наперед.
Даже спать ложится рак
Как-то все-таки не так
Как он в спальню заползал
Даже мне не показал.
2. Актуализация знаний
Как вы думаете, почему мы начали урок с разговора о раке?(С этой буквой мы знакомились на пошлом уроке). Что мы можем сказать об этой букве? (Согласная, бывает заглавная и прописная, может обозначать твердый звук [р] и мягкий звук [р'], может стоять в начале, в конце или в середине слова)
- Что за вилки упоминает автор? Для чего они нужны?
Сравните, пожалуйста, два слова. Что у них общего? (Начинаются на одну букву). Сделайте слого - звуковой анализ слов. Что отличает эти два слова? (В слове ВИЛКИ первый звук мягкий, в слове ВОЛКИ - твердый).
ВИЛКИ ВОЛКИ
3. Постановка цели. Открытие нового знания
Отгадайте загадки:
Колючка вкуснее, чем множество блюд.
Ее обожает горбатый (ВЕРБЛЮД)Птица черная кружится
"Кар" - кричит, как будто злится
Всем известная персона,
А зовут ее (ВОРОНА)На вид сапожки тоже
Да только не из кожи
Из шерсти их изготовляют
Не шьют, не вяжут, а валяют (ВАЛЕНКИ)Внутри, я пустое, покуда, друзья,
Вы не наполните меня (ВЕДРО)
Отгадки-картинки вывешиваются на доске.
Что объединяет эти слова? (одушевленные - неодушевленные, т.е. отвечают на вопрос кто? что?). Чем еще? (Все начинаются на одну букву). О какой букве мы будем сегодня говорить на уроке? Что будем выяснять? (будем выяснять, какие звуки может обозначать, гласный или согласный, звонкий или глухой, а каком месте в словах может стоять)
В - буква очень важная,
Воображала страшная
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Вывешивается карта с печатной и письменной буквой В.
- Всего мы узнаем 4 буквы В. 2 печатные: большая и маленькая; и 2 письменные : заглавная и прописная.
Физкультминутка
4. Первичное закрепление
- На какие две корзинки можно разделить слова на доске: верблюд, ворона, валенки, ведро.(верблюд, ведро; валенки, ворона)
На доске две корзинки: в одну положим слова с мягким звуком [в'], в другую с твердым звуком [р].
Прочитайте с доски слоги и слова:
ВА ВОН Вова
ВО КОВ Слава
ВУ РУВ Вадим
ВЫ ВОТ Вера
ВИ ВОС Влада
- Что записано в третьем столбике? (Слова) Почему с большой буквы? (Имена)
- Что во втором столбике? (Слоги)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Посмотрите на задание на листе. Что здесь нужно сделать? (Разгадать ребус)
в О рот А
- Что означает это слово?(Ворота дома, в заборе, футбольные ворота) Как называются слова, у которых есть несколько значений? (Многозначные).
Обратите внимание как пишется это слово. (вОРОта) Запишите это слово в словарь. Разделите его на слоги.(Во-ро-та)
- От чего зависит количество слогов в слове? (От гласных)
6. Включение в систему знаний
Поработаем в учебнике на с. 68.
- Что изображено на иллюстрации.
- Как называют того, кто стоит в футбольных воротах? Ворота и вратарь - это слова родственники. Составим по ней рассказ.
Учебник с. 69 - прочитайте текст «про себя».
Задание, прочитать текст, двум ученикам.
- Озаглавьте текст. Почему в трех последних предложениях в конце стоит восклицательный знак? (Предложения произносятся с эмоциями).
7. Рефлексия
- О какой букве мы сегодня говорили? Что узнали о ней сегодня? Какое новое слово из словаря узнали?
Спасибо. Урок окончен.