Урок математики "Умножение числа 7 и деление на 7. Седьмая часть числа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, УМК «Начальная школа XXI века», Умножение числа 7 и деление на 7


Предметная область: Математика (В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва).

УМК «Начальная школа XXI века».

Класс: 2.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создать содержательные и организационные условия для открытия, восприятия, осмысления и закрепления учащимися нового знания и нового способа действия по теме.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам действия;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

  • учить выделять и формулировать познавательную цель и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • учить планировать и корректировать свою деятельность;
  • совершенствовать умение оценивать собственные достижения и достижения одноклассников, оценивать возникающие трудности, искать способы их преодоления.

Коммуникативные УУД:

  • совершенствовать умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • формировать умение излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Познавательные УУД:

  • совершенствовать умение искать, выделять и моделировать информацию;
  • учить проводить сравнение и классификацию, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу, обобщать и делать самостоятельные выводы.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • использовать математические знания для решения учебной задачи: составления таблицы умножения числа семь и на семь; таблицы деления на семь;
  • осуществлять устные вычисления табличного умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки;
  • моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
  • выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач, проверять правильность решения и исправлять ошибки.

Оборудование: мультимедийный проектор, экспозиционный проектор, высокоскоростной Интернет, компьютер и ноутбуки с выходом в Интернет.

Дидактические материалы: карточки с заданиями для обучающихся.

Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва.- 5-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с.: ил. (Начальная школа XXI века)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Учитель. Добрый день, ребята!  Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в Страну Умножения и узнаем, чем она необычна и интересна.

Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Почему это важно?

Комментарий для учителя.

  • Обучающиеся проверяют готовность к уроку.
  • Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего рабочего места.

Учитель. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Ученик. Интересным, полезным, нужным.

Учитель.  Что мы должны делать, чтобы он стал таким?

Ученик. Активно работать на уроке, быть внимательными, работать дружно.

Учитель. Начинаем урок с минутки чистописания. Цифра 7.

Число 7. Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Её считали магической. Возможно, это объясняется ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь отверстий в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес. Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. С незапамятных времен число 7 почиталось «священным», «магическим», «мировой константой». Так число дня рождения 7 символизирует тайну, а также знание. Число 7. Колдовское число. Очень часто используется и в белой, и в черной магии.

  • Семь раз отмерь - один отрежь.
  • Семь лет мак не родил, а голода не было.
  • Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.

2. Актуализация опорных знаний и умений и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала по теме для введения нового материала; выявить и зафиксировать места и причины затруднения.

Учитель. Наш урок продолжает устный счёт.

Учитель. Подумайте, по какому принципу построена закономерность, какие числа в ней пропущены?

7, 14, 21, …, 35, …, … .

(Каждое следующее число увеличивается на 7)

Учитель. Как вы считаете, в чем особенность этой закономерности?

7

7 + 7

7 + 7 + 7

7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7

(Сумма одинаковых слагаемых, слагаемое – 7…)

Учитель. Продолжите эту закономерность.

Учитель. Я изменяю данную закономерность.

7 =

7 + 7 =

+ 7 + 7 =

Учитель. Как можно продолжить запись? Почему?

7 = 7 · 1

7 + 7 = 7 · 2

7 + 7 + 7 = 7 · 3

(Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением)

Учитель. Как ещё можно продолжить данную запись?

7 = 7 · 1= 7

7 + 7 = 7 · 2 =

+ 7 + 7 = 7 · 3 =

Учитель. Сравните первую и вторую закономерности.

(Обе показывают увеличение на 7; в первой закономерности нет подсказки, во второй – есть)

Учитель. О чем еще напоминает нам вторая закономерность?

(Умножение – сложение одинаковых слагаемых)

Учитель. А сейчас математический диктант «Быстрый счёт». Запишите ответы. Условия выполнения: быстрый счет.

  • 7 ·  3 
  • 7 · 4
  • 7 · 2
  • 7 · 9
  • 7 · 8
  • 7 · 6 
  • 7 · 5
  • 7 · 7 
  • 7 · 1

Учитель. Кто справился с заданием полностью. Какие знания помогли справиться с заданием? Проверим.

Ученик. Знания таблицы умножения помогли справиться с заданием.

Учитель. Не все смогли справиться с этим заданием. Почему возникли затруднения?

Комментарий для учителя. Обучающиеся называют выражения, которые не смогли решить, объясняют причину затруднения, выделяют место, на котором возникло затруднение.

3. Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока. Постановка учебных задач

Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Учитель. Над чем же нам с вами надо поработать сегодня? Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Ученик. Мы будем работать с таблицей умножения и деления числа 7.

Учитель. Итак, тема нашего урока…

Ученик. Умножение числа 7 и деление на 7. Седьмая часть числа.

Учитель. Какая цель урока?

Ученик. Найти способы, как быстрее выучить таблицу умножения 7, научиться решать задачи.

Учитель. Как будет построена наша работа?

Ученик. Будем составлять таблицу умножения 7 на 7, таблицу деления, заучивать их, применять знания при выполнении разных заданий

Комментарий для учителя.

  • Учитель наводящими вопросами помогает составить таблицу умножения семи и деления на 7.
  • Обучающиеся дают развёрнутые, аргументированные ответы, показывая знания по ранее изученной теме.

Учитель. Вспомните, как на предыдущих уроках мы изучали табличное умножение и деление. Не заглядывая в учебник, попробуем составить таблицу умножения семи и деления на 7

7 · 7 = 7 · 6 + 7 = 49           49 : 7 = 7            49 : 7 = 7
7 · 8 = 7 · 7 + 7 = 56           56 : 7 = 8            56 : 8 = 7
7 · 9 = 7 · 8 + 7 = 63           63 : 7 = 9            63 : 9 = 7

Учитель. Таблица умножения была впервые введена в школьную программу в средневековой Англии. Это была таблица чисел не до 9, а до 12, и в таком виде английские школьники учат таблицу и сегодня. Таблица умножения в Индии включает в себя числа до 20-ти.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых заданиях; умение находить значение числовых выражений, содержащих новые изученные случаи умножения и деления; совершенствование вычислительных навыков

Комментарий для учителя.
Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Учитель. Восстановите таблицу. Кто выполняет задание, тот встает из-за парты.

Комментарий для учителя. Дети встают после выполнения задания, чтобы отдохнуть, сменить динамическую позу.

7 · 1 =

 

 

7 : 1 =

 

 

 

14 : 7 =

 

7, 2, 14

 

3 · 7 =

 

 

 

 

 

 

 

 

7 · 5 =

 

 

35 : 5 =

 

 

 

42 : 7 =

 

 

 

7 · 7 =

 

 

7, 7, 49

7 · 8 =

 

 

 

 

 

 

 

  •  9 =

 

Учитель. Какие знания помогли вам заполнить таблицу? Как можно озаглавить каждую колонку таблицы? Постарайтесь запомнить эту таблицу. Назовите выражения, которые надо выучить.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Учитель. Продолжаем тренировочные упражнения. Предлагаю поиграть в игру «Шифровальщики».

Комментарий для учителя. Цель игры: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  • Найдите значения числовых выражений.
  • Выпишите ответы в порядке уменьшения.
  • Каждому числу соответствует буква. Прочитайте зашифрованное слово.

Работаем самостоятельно.

  1. 35 : 5 ∙ 4 = 
  2. 28 : (49 : 7) = 
  3. 68 + 42 : 7 =
  4. 7 ∙ 10  – 38 =
  5. 56 : (14 : 2) =
  6. 63 : 9 · 7  =
  7. 7 ∙ 8 + 4 =

А

Г

И

О

П

Р

Ф

32

28

60

8

74

4

49

Учитель. Что за слово получилось?

Ученик. Пифагор.

Учитель. Кто знает, что это или кто это?

Учитель. Пифагор – это древнегреческий ученый: философ, политик, математик. Большое значение он придавал изучению чисел. «Всё есть число» - говорил Пифагор и его помощники-пифагорийцы и во всем находили объяснение через магию числа.

Мы с вами изучаем таблицу умножения. Кто и когда придумал таблицу умножения доподлинно не известно. Принято считать, что первый, кто её открыл, – это древнегреческий учёный Пифагор, хотя прямых доказательств и подтверждений этому нет. А таблицу умножения принято называть таблицей Пифагора.

Физминутка

Учитель. Древняя Греция - это не только родина известного математика Пифагора, но и родина олимпийских игр. Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою. Давайте выполним несколько упражнений. Отдохнём и станем энергичными.

6. Включение в систему знаний и повторения

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Учитель. Пифагор часто предлагал своим ученикам решить задачи. Предлагаю и вам решить задачу №10 с.36.

Прочитайте задачу. Составим схему к задаче.

7 · 4 + 12 = 40

Ответ: 40 бананов купили.

Блиц-решение задач (с нем. – молния; очень быстро)

№1. У Сережи было 3 набора цветной бумаги, по 7 листов в каждом наборе. Сколько листов бумаги было у Серёжи?

№2. В книге 56 страниц. За сколько дней Петя прочитает книгу, если ежедневно будет читать по 7 страниц?

№3. Туристы плывут по реке. В семи маленьких лодках сидит по 4 человека. Сколько туристов в лодках?

№4. В саду расцвело 28 тюльпанов. Для букета срезали четвёртую часть всех тюльпанов. Сколько тюльпанов срезали в саду?

№5. На каникулах Ваня был в деревне у бабушки 6 недель. Сколько всего дней Ваня не был дома?

№6. За 7 одинаковых альбомов заплатили 63 рубля. Сколько рублей стоит альбом?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Комментарий для учителя. Учитель организует работу над осознанием обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса.

Учитель. Какие задания вы выполняли на уроке? Что общего было у всех заданий?

Учитель. Как вы работали?

Учитель. Смогли ли вы достичь цели урока, освоить таблицу умножения числа 7 и соответствующих случаев деления?

Учитель. Какое задание было самым трудным?

Учитель. Какое задание было самым интересным?

Учитель. Что на уроке хорошо получилось?

Учитель. Над чем ещё нужно поработать?

Ученик. Надо учить таблицу умножения, так как решать выражения быстрее и правильнее получается, когда человек пользуется  своими знаниями.

Учитель. Заполните оценочный лист «Моя работа на уроке».

Комментарий для учителя. Обучающиеся самостоятельно заполняют оценочный лист «Моя работа на уроке».

«Моя работа на уроке»

Фамилия, имя _______________

Оцени своё участие на уроке. Напротив каждого высказывания поставь по кружку определенного цвета

работал отлично

мог бы поработать лучше

пока не получилось

 

Я активно работал на уроке

Правильно отвечал на вопросы учителя

Я активно работал в паре с соседом по парте

Быстро и правильно решил примеры в игре «Шифровальщики»

Быстро и правильно решал задачи

Аккуратно выполнял задания в тетради

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учитель. Дома вам предстоит выучить таблицу умножения и деления на 7; поупражняться в решении примеров и задач №5, 8 с.36.

Учитель. Кому это задание покажется слишком лёгким, придумайте задачи для устного счета к следующему уроку.

9. Итог урока

Учитель. Сегодня урок окончен. Я уверена, что завтра вас ждут новые открытия и успех. Всем спасибо за работу.