Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мотивация, методика преподавания, мотивационный цикл


Термин «мотивация» относительно новый для отечественной педагогики. В советские времена считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации не было необходимости. Однако современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в ВУЗ? Поможет репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Формированию интереса способствуют занимательность изложения учебного материала (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью обучающихся). Другими словами, чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Предлагаю мотивационный цикл, позволяющий учителю сделать максимально эффективным каждый этап урока обществознания в средней и старшей школе.

I-й этап. Возникновение мотивации

На данном этапе нужно зафиксировать у обучающихся мотивы предыдущих достижений: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».

Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности: «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».

Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность: «А между тем это вам понадобится в таких ситуациях, как...».

II-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации

На этом этапе используются чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих обучающихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

Остановимся на конкретных примерах:

  • Ситуативная методика: в ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы обучающиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах. Например, 8 класс, тема «Факторы производства». Повествуя о таком факторе производства, как информация и как с помощью нее можно зарабатывать деньги, приводится пример реальной историю обогащения семьи Ротшильдов. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - классическая фраза, известная каждому. А кто произнес эту фразу и что общего между ней и понятием «голубиные миллионеры»? Ответ: это было в 1815 году, когда фондовые биржи ждали исхода решающей битвы Наполеона при Ватерлоо. Ждали его и братья Ротшильды: Натан – в Лондоне, Якоб – в Париже, предварительно изрядно пополнив свои голубятни в северо-западной Европе. Начало сражения явно было за Наполеоном, об этом известили Лондон. Утром Натан уже сокрушался по поводу успехов Наполеона и продавал свои акции. Тот же трюк проделал в Париже и Якоб. На бирже началась паника – ведь Ротшильды, которые все новости узнают первыми, продавали бумаги. Продавать начали все, произошел обвал английских, австрийских, прусских ценных бумаг. А в это время агенты Ротшильдов скупали эти же бумаги за бесценок.  Только через двое суток на бирже узнали, что на самом деле Наполеон битву проиграл. Люди теряли состояния, а братья  за один день заработали 40 миллионов фунтов стерлингов и стали обладателями значительной части британской экономики. Но как? Дело в том, что наблюдатели не предвидели, что на помощь английской армии придет прусский корпус, который и решит исход сражения и Наполеон будет повержен. Но вот голуби с шифрованными донесениями об этом были срочно отправлены Ротшильдам. Так Ротшильдами был продемонстрирован  всему миру пример, что значит первыми узнавать новости и…  пример полезности наличия хобби (в данном случае разведение почтовых голубей).
  • Использование нескольких терминов или понятий.  Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить. Например, обучающимся дается ряд терминов: плюрализм, многопартийность, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, народовластие. Вопрос к аудитории: «Определите тему сегодняшнего урока». Правильный ответ: демократия. И тут же звучит  несколько определений термина «демократия», выводящие на  дискуссию, задача которой точно установить единственно верное определение.
  • Интерактивные методики: «Пропущенная фраза» и «Абракадабра». Эффективным способом мотивации является предложение обучающимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение. Например, «Равенство … не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются» (Сенека) – прав. «Женщины только тогда достигнут … с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А.Камю) – равенства.
     «Ран-тно-ле-то-сть» (толерантность); «за-ма-гу-ни-я-ци» (гуманизация); «фес-про-си-зм-ли-она» (профессиоализм).
  • Проведение аналогий с произведениями художественной литературы. В сказке Андерсена «Новое платье короля» король покупает у портных платье, т.е. он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? В конце урока обучащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель.
  • Афоризмы и цитаты известных людей. Тема 10 класса «Познание. Виды познания»: «Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери». Кто сказал данную фразу? Ответ: Д.С.Мережковский о многообразие путей познания. Затем зачитывается или рассказывается его краткая биография.
  • Творческий портрет идеального политика (госслужащего и т.д.) Задание: Закончите мысль: «Идеальный политик – это…». На основе предложенных вариантов творческих групп составить общий портрет идеального политика и сравнить с образцом, представленным в учебнике.

Для создания учебной мотивации можно использовать групповой формы работы и общения в динамических (сменных) парах, предварительная подготовка обучающихся-консультантов, технология «сотрудничества», когда «каждый учит каждого» и «каждый работает на себя и других», применение видеосюжета и другие.

III-й этап. Мотивация завершения

Здесь важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка  на дальнейший процесс учения, т.е. положительная мотивация перспективы. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних обучающихся с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив.

В доброжелательной атмосфере у обучающихся развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпроментировать себя, быть не понятым.

Все перечисленные виды приемов мотивации учащихся на уроке обществознания должны развивать интерес к данному предмету. Но нельзя забывать о внеучебной мотивации: классные часы, школьные мероприятия, экскурсии, которые тесно перекликаются с обществознанием.

Таким образом, мотивация – важнейшая составляющая современного учебного занятия. Формы и виды могут быть самыми разнообразными. Задача учителя: найти способ заинтересовать обучающегося, пробудить желание получать информацию по изучаемому материалу. Как говорил восточный мудрец: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

Литература

1. Гинзбург М.Р. Изучение учебной мотивации. - М.: Педагогика, 2003.

2. Иоффе А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. 2009. № 6.

3. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. - М.: «Русское слово», 2015.

4. Селевко Г.К. Найди свой путь. - М: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М., 1979.