Автор проекта:
Деримедведь Анастасия,
ученица 9 класса
Наставник:
Липина Ирина Валентиновна,
учитель математики
Введение
На сегодняшний день люди активно занимаются фотографией. Они выкладывают в социальные сети множество кадров о своей жизни. Вот только результат, который мы видим на снимке, обычно не оправдывает наших ожиданий. Он бывает хуже, да и из сотни снимков, пожалуй, понравится только один, да и то не особо.
Заглянув на различные сайты по фотографии и вчитываясь во все системные настройки, у нас часто пропадает интерес вообще разбираться во всем этом, что отрицательно сказывается на снимках, ведь ситуация была просто пущена на самотек. Так как же улучшить свои фотоснимки, если далеко до профессионалов, и нет ни желания, ни времени сидеть часами в книгах по фотосъемке?
Прошу заметить, что мир наш геометрически правильный, о чем вам скажет любой здравомыслящий человек. Большинство нюансов в фотосъемке можно исправить при помощи математических приемов или же законов. Даже не зная настроек фотокамеры, мы можем создать привлекательный кадр, который получит свою привлекательность за счет «геометрической правильности».
Цель проекта – выявление связи математики с фотографией.
Задачи:
- Найти информацию о «Правиле золотого сечения» в интернете и печатных источниках;
- Изучить информацию, выделив из нее главные данные;
- Показать применение принципа золотого сечения в фотографии;
- Систематизировать данные, распределив все по пунктам для создания памятки;
- Создать продукт проекта.
Продукт проекта – памятка «Математика в фотографии»
Презентация проекта – знакомство с памяткой и рассказ о том, как выполнялся проект.
1. Часть первая. Теоретические сведения
Математика играет большую роль в фотографии. При создании моего проекта я использовала следующие данные:
Золотое сечение - соотношение двух величин a и b, при котором большая величина относится к меньшей так же, как сумма величин к большей, то есть:
Число ɸ называется также золотым числом.
Для практических целей ограничиваются приблизительным значением ɸ = 1,618 или 1,62. В процентном округлённом значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %.
Композиция – (лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.
Фотография – способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального оптического аппарата.
Математика – наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике.
2. Часть вторая. Создание памятки
Понятием, которое встречается наиболее часто в фото культуре, стало «Правило третей» или же, как мы его привыкли называть, золотое сечение.
Золотым сечением называют соотношение двух величин равное соотношению суммы к большей из данных величин. Например, если отрезок АB разделён в золотом сечении точкой С, то можно записать пропорцию как: АВ : АС = ВС : АВ.
Слайд 6
Применение этого правило распространено в самых разных видах деятельности. Примерами могут послужить работы известных художников («Мона Лиза» и «Дама с горностаем Леонардо да Винчи), архитектурные сооружения (Эйфелева башня, собор Нотр-Дам-Де-Пари), но в нашем случае рассматривается только фотосъемка. Несколько примеров, в которых прослеживается правило:
Слайд 7
Изображают золотое сечение по-разному, также хочу отметить, что в настройках современной камеры есть встроенная функция, при помощи которой этим правилом можно воспользоваться. Это такая же схема, как и на примере №3. Чаще всего в современных телефонах авторы называют ее «сеткой». Ее я решила изучить подробнее, объяснив на этой схеме правильную постановку кадра.
Суть схемы заключается в делении объекта на 9 равных частей при помощи двух горизонтальных параллельных прямых и двух вертикальных. Такое деление является самым простым среди всех и самым доступным.
На последующих примерах я покажу определение постановки объекта по правилу третей. Я взяла несколько снимков, выбранных из серии фотографий. Положение главного объекта на каждом в кадре различается, поэтому применив правило третей и подставив схему, я нашла лучшее изображение из серии.
Слайд 8
Для начала рассмотрим положение объекта (лыжника) по центру:
Снимок сам по себе интересный, но чего-то тут не хватает. Главный объект будто теряется на фоне всего остального, несмотря на контрастную одежду, да и сам снимок не выглядит завершенным или же каким-то привлекательным, пусть задумка изначально была достаточно интересной.
Теперь следует рассмотреть объект, который расположен в самом краю кадра:
Опять же вроде и задумка интересная, и вроде бы снято все в хорошем качестве, но снимок вновь не привлекает. В отличие от первого фото, главный объект на втором изображен в самом углу кадра. Взор зрителя вместо главного объекта устремляется в сторону гор и неба. Сам лыжник же кажется помехой в карде, лишней деталью, хотя изначально задумка была ровно противоположной: показать не огромные горы на заднем плане, а динамичный кадр с человеком, который съезжает со склона на высокой скорости.
Третий пример совместил в себе первые два. Он стал своеобразной «золотой серединой» среди трех фотографий, которые были представлены ранее. Лыжник, как может показаться, по-настоящему едет здесь, движется. Этого и добивался автор изначально, делая снимки.
Объект расположен вблизи одной из боковых вертикалей. Он пересекает ее. Большая часть фона (в нашем случае фоном являются горы и небо) находится в двух остальных третях. Таким образом, снимок становится уравновешенным и «геометрически правильным», что придает ему определенную динамичность.
Слайд 9
Вывод: объект должен пересекать одну из вертикальных линей «сетки». Большая его часть располагается в боковой части кадра. Фон находится в двух остальных частях.
Далее я рассмотрю еще два наиболее популярных жанра фотографии с точки зрения «Правила золотого сечения».
3. Макросъемка
Слайд 10
Макросъёмка (от др.-греч. μακρός — большой, крупный) — вид фотосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 — 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 — 0,05 сантиметрам объекта).
Макросъемку можно сравнить со съемкой людей, т.к. в ней тоже в большинстве случаев имеется главный объект.
Примерами такого вида фотографии являются снимки растений и насекомых.
Применение «правила третей» в макросъемке:
Расположение главного объекта: как и в съемке людей, большая часть главного объекта располагается в одной из боковых третях снимка. Главный объект (в моем случае им является улитка) пересекает боковую вертикаль и находится между двумя горизонтальными линиями. Здесь выгоднее располагать объект в боковом среднем и центральным средним прямоугольниках. Если же снимается более крупный план, чем показан на примерах, в выделенной части располагается большая часть главного объекта.
4. Пейзажи
Слайд 11
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, основной задачей которого является отображение окружающей природы, как в первозданном её виде, так и в изменённом человеком в той или иной степени. Поскольку фотография является одним из видов изобразительного искусства, пейзажная фотография полностью соответствует этому определению. Главным изобразительным центром пейзажной фотографии является природа во всех её проявлениях.
По сути, пейзажная фотография — это документальная фотография о природе. По виду изображаемого пространства пейзажная фотография может быть земной, водной, астрономической и метеорологической. Земная пейзажная фотография изображает ландшафт, рельеф и растительность и при этом бывает сельской и городской.
Расположение линии горизонта по центру
Одной из самых важных деталей в этом виде съемки является линия горизонта. На эту линию и ориентирована схема.
Есть три вида расположения линии: на одной из двух горизонтальных параллельных прямых либо между горизонтальными прямыми.
Если на снимке имеется главный объект, он пересекает одну из вертикальных прямых, как главные объекты в остальных видах съемки.
5. Создание памятки
При создании продукта проекта я решила разбить все советы на несколько групп:
- Общие данные;
- Информация о портретной съемке и съемке людей, в целом;
- Информация о макрофотографии;
- Информация о пейзажной съемке.
Для удобства все данные были помещены в таблицу.
Общие сведения |
Съемка людей |
Съемка пейзажей |
Макрофотография |
Большая часть главного объекта расположена в боковой части кадра. |
Геометрически, модель располагается лишь в ⅔ кадра. |
Линия горизонта может располагаться ровно по центру кадра. |
В каждой стороне от снимаемого объекта должно находиться пустое пространство (хотя бы небольшая часть). |
Главный объект пересекает одну из вертикальных линий. |
Если объектов съемки несколько – они занимают центральную часть и одну из боковых частей. |
Линия горизонта также может совпадать с любой из двух горизонтальных линий на схеме. |
Снимаемый объект располагается в боковом среднем прямоугольнике. |
Второстепенные объекты съемки (фон) по большей части располагаются в двух остальных третях кадра. |
В каждой стороне от снимаемого объекта должно находиться пустое пространство (хотя бы небольшая часть). |
Яркие объекты (при их наличии) пересекают на одну из вертикальных линий. |
|
Далее составляющие таблицы были собраны в двухстороннюю памятку формата А4. К ним были приложены примеры фотографий, наглядно показывавшие правильное расположение главного объекта в кадре и фона соответственно.
6. Вывод
При помощи «Правила золотого сечения» я выяснила, что математика играет огромную роль в фотоискусстве. Также мной была создана памятка, которая выявляет и показывает важность этой роли.
7. Заключение
Математика, вернее один из ее разделов – геометрия, важна для правильной постановки кадра. При помощи простых фигур и правил можно воссоздать наиболее интересную постановку и получить снимки лучшего качества. Безусловно, подобные правила требуют определенной сноровки и готовности разобраться в них, но результат у них всегда одинаковый – улучшение качества. Даже не обладая навыками профессионального фотографа, можно, разбираясь в математике, сделать прекрасный снимок, который обязательно прикует к себе внимание.
В современном мире фотография играет немаловажную роль, с чем согласится большинство людей, поэтому обладать умением создавать красивые, приятные глазу снимки, важно.