Урок математики по теме «Закрепление знаний сложения и вычитания в пределах 100. Что узнали, чему научились» (по программе «Школа России»). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России», сложение и вычитание в пределах 100


Цель урока: создать условия для совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

Предметные УУД:

  • закреплять устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100;
  • уметь правильно читать выражения и находить их значения;
  • вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий;
  • определять и формулировать тему и цели урока;
  • учить самооценке и самоконтролю выполняемой работы.

Познавательные УУД:

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжить ряд, заполнить пропущенные числа в числовом ряду);
  • осуществлять анализ и синтез условия текстовой задачи;
  • анализировать условие задачи, учиться составлять обратные задачи к данной задаче.

Коммуникативные УУД:

  • учиться сотрудничать друг с другом, работая в паре и в группе;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания, работая в группе или в паре.

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к урокам математики;
  • формировать умение оценивать трудность предлагаемых заданий.

Оборудование урока: карточки с выражениями, таблички с названиями изученных приёмов сложения и вычитания, карточки для работы в парах и группах, учебник «Математика», 2 класс (1 часть) М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, 2019 год.

Ход урока

I. Оргмомент. Учитель читает стихотворение о математике

Не случайно математике такой почёт.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней ребята.

Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.

II. Актуализация знаний

Распределение карточек с изученными приёмами сложения и вычитания на группы. Работа в парах.

Обоснование и доказательство своей работы одной из пар учащихся у доски.

55-8

75+10

70-5

86+8

78+7

63-9

24+60

60-9

90-6

42+9

92-5

13+60

38+40

30-8

58+5

36-7

Проверка работы по экрану.

III. Математическая разминка

Решение 2-х столбиков примеров (по выбору учащихся), которые вызвали наибольшее затруднение.

Работа 4-х учащихся у доски (за отворотами).

Проверка работы 4-х учащихся и самостоятельной работы в тетрадях по экрану:

55-8=47

75+10=85

70-5=65

86+8=94

63-9=54

38+40=78

90-6=84

78+7=95

92-5=87

24+60=64

30-8=22

58+5=63

36-7=29

13+60=73

60-9=51

42+9=51

IV. Сообщение темы и цели урока

1. Обсуждение изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.

Учащиеся прикрепляют таблички на доску и объясняют изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначных чисел и сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных чисел.

2. Введение темы и цели урока учащимися.

Учитель просит выбрать одну из предложенных тем урока:

- «Закрепление приёмов вычисления для случаев вида: 26 + 7, 35 – 7».

- «Решение задач на нахождение уменьшаемого и вычитаемого».

- «Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

- «Приём вычислений вида 36 - 2, 36 – 20».

3. Учащиеся предлагают тему урока: «Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» и выдвигают цель урока: учиться закреплять изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.

V. Работа над темой урока

1. Игра «Математические цепочки». Работа в парах.

Учитель просит на карточках установить закономерность и вставить пропущенные числа:

18, 38, ___, ___, 98.

90, 82, ___, ___, 58, ___.

100, 86, ___, ____, 44, ____.

2. Проверка работы учащихся в парах. Доказательства учащихся о закономерностях в каждой цепочке чисел:

  • 18, 38, 58, 78, 98: двузначные числа увеличиваются на 20.
  • 90, 82, 74, 66, 58, 50: двузначные числа уменьшаются на 8.
  • 100, 86, 72, 58, 44, 30: числа уменьшаются на 14.

3. Самостоятельное выполнение задания №2 на стр.72.

4. Взаимопроверка работы в парах. Объяснение у доски 3-х учащихся:

  • 48, 49, 50, 51, 52: это числа, расположенные между числами 47 и 53.
  • 78, 79, 80, 81, 82: это числа, которые я получил при увеличении чисел 1-й строки на 30.
  • 28, 29, 30, 31, 32: это числа, которые я получил при уменьшении чисел 1-й строки на 20.

5. Выполнение задания №7 на стр.72. Решение примеров с ответом 8:

12-4=8

 (26+4)-22=8

 15-(10-3)=8

20-(7+5)=8

 14-(26-20)=8

 

 

 

 

VI. Решение задач

1. Работа над задачей №4 на стр.72. Работа в группах.

КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ

1

Прочитайте задачу №4.

2

Запишите решение задачи.

3

Составьте задачу, обратную данной.

4

Решите обратную задачу.

2. Проверка самостоятельной работы групп. Объяснение своей работы 1-й из групп учащихся у доски.

Было - ? т.

 Было - 12 т.

Увезли - 4 т.

 Увезли - 4 т.

Осталось – 8 т.

 Осталось – ? т.

8+4=12 (т.)

 12-4=8 (т.)

3. Самостоятельное решение задачи №5 на стр.72 учащимися.

Анализ задачи по вопросам учителя.

Выбор краткой записи задачи.

Учитель просит выбрать одну из кратких записей к данной задаче и решить её с помощью выражения:

4. Проверка выбора краткой записи и решения задачи:

(9+3)+9=21 (ж.)

Ответ: 21 журавлика вырезали всего Маша и Алёша.

VII. Этап контроля знаний и умений. Работа над заданием №6. Работа в группах

1. Классификация карточек с выражениями на вычитание на 3-и группы:

40-16

 78-30

 6+24

 100-5

40-6

 70-38

 5+75

 100-15

46-10

 70-8

 7+93

 100-25

2. Решение примеров из таблицы классификации.

40-16

40-6

46-10

70-38

70-8

78-30

100-15

100-5

 

100-25

 

 

3. Объяснение способа классификации выражений и результатов вычитания одной из групп уч-ся.

40-16=24

40-6=34

46-10=36

70-38=32

70-8=62

78-30=48

100-15=85

100-5=95

 

100-25=75

 

 

VIII. Домашнее задание: решить примеры №3 на стр.72

IX. Итог урока

1. Рефлексия «Продолжи предложение»:

  • На уроке мне понравилось … .
  • Мне легко было выполнять задание …, так как … .
  • Были задания … , в которых я затруднялся (-ась), так как … .

2. Заполнение таблички:

Учитель: отметьте, что помогло Вам выполнять задания сегодня на уроке?

Мне помогали мои «помощники»:

1.

Знание разрядного состава двузначных чисел.

2.

Знание таблицы сложения с переходом через разряд.

3.

Знание приёмов сложения двузначных и однозначных чисел.

4.

Знание приёмов вычитания двузначных и однозначных чисел.

5.

Знание приёмов вычитания круглых десятков и однозначных чисел.

6.

Знание приёмов вычитания круглых десятков и двузначных чисел.