Цель урока: создать условия для совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
Предметные УУД:
- закреплять устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100;
- уметь правильно читать выражения и находить их значения;
- вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий;
- определять и формулировать тему и цели урока;
- учить самооценке и самоконтролю выполняемой работы.
Познавательные УУД:
- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжить ряд, заполнить пропущенные числа в числовом ряду);
- осуществлять анализ и синтез условия текстовой задачи;
- анализировать условие задачи, учиться составлять обратные задачи к данной задаче.
Коммуникативные УУД:
- учиться сотрудничать друг с другом, работая в паре и в группе;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания, работая в группе или в паре.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к урокам математики;
- формировать умение оценивать трудность предлагаемых заданий.
Оборудование урока: карточки с выражениями, таблички с названиями изученных приёмов сложения и вычитания, карточки для работы в парах и группах, учебник «Математика», 2 класс (1 часть) М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, 2019 год.
Ход урока
I. Оргмомент. Учитель читает стихотворение о математике
Не случайно математике такой почёт.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней ребята.Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
II. Актуализация знаний
Распределение карточек с изученными приёмами сложения и вычитания на группы. Работа в парах.
Обоснование и доказательство своей работы одной из пар учащихся у доски.
55-8 |
75+10 |
70-5 |
86+8 |
78+7 |
63-9 |
24+60 |
60-9 |
90-6 |
42+9 |
92-5 |
13+60 |
38+40 |
30-8 |
58+5 |
36-7 |
Проверка работы по экрану.
III. Математическая разминка
Решение 2-х столбиков примеров (по выбору учащихся), которые вызвали наибольшее затруднение.
Работа 4-х учащихся у доски (за отворотами).
Проверка работы 4-х учащихся и самостоятельной работы в тетрадях по экрану:
55-8=47 |
75+10=85 |
70-5=65 |
86+8=94 |
63-9=54 |
38+40=78 |
90-6=84 |
78+7=95 |
92-5=87 |
24+60=64 |
30-8=22 |
58+5=63 |
36-7=29 |
13+60=73 |
60-9=51 |
42+9=51 |
IV. Сообщение темы и цели урока
1. Обсуждение изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.
Учащиеся прикрепляют таблички на доску и объясняют изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел и двузначных чисел и сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных чисел.
2. Введение темы и цели урока учащимися.
Учитель просит выбрать одну из предложенных тем урока:
- «Закрепление приёмов вычисления для случаев вида: 26 + 7, 35 – 7».
- «Решение задач на нахождение уменьшаемого и вычитаемого».
- «Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
- «Приём вычислений вида 36 - 2, 36 – 20».
3. Учащиеся предлагают тему урока: «Закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» и выдвигают цель урока: учиться закреплять изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.
V. Работа над темой урока
1. Игра «Математические цепочки». Работа в парах.
Учитель просит на карточках установить закономерность и вставить пропущенные числа:
18, 38, ___, ___, 98.
90, 82, ___, ___, 58, ___.
100, 86, ___, ____, 44, ____.
2. Проверка работы учащихся в парах. Доказательства учащихся о закономерностях в каждой цепочке чисел:
- 18, 38, 58, 78, 98: двузначные числа увеличиваются на 20.
- 90, 82, 74, 66, 58, 50: двузначные числа уменьшаются на 8.
- 100, 86, 72, 58, 44, 30: числа уменьшаются на 14.
3. Самостоятельное выполнение задания №2 на стр.72.
4. Взаимопроверка работы в парах. Объяснение у доски 3-х учащихся:
- 48, 49, 50, 51, 52: это числа, расположенные между числами 47 и 53.
- 78, 79, 80, 81, 82: это числа, которые я получил при увеличении чисел 1-й строки на 30.
- 28, 29, 30, 31, 32: это числа, которые я получил при уменьшении чисел 1-й строки на 20.
5. Выполнение задания №7 на стр.72. Решение примеров с ответом 8:
12-4=8 |
(26+4)-22=8 |
15-(10-3)=8 |
20-(7+5)=8 |
14-(26-20)=8 |
|
|
|
|
VI. Решение задач
1. Работа над задачей №4 на стр.72. Работа в группах.
КАРТОЧКА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ |
|
1 | Прочитайте задачу №4. |
2 | Запишите решение задачи. |
3 | Составьте задачу, обратную данной. |
4 | Решите обратную задачу. |
2. Проверка самостоятельной работы групп. Объяснение своей работы 1-й из групп учащихся у доски.
Было - ? т. |
Было - 12 т. |
Увезли - 4 т. |
Увезли - 4 т. |
Осталось – 8 т. |
Осталось – ? т. |
8+4=12 (т.) |
12-4=8 (т.) |
3. Самостоятельное решение задачи №5 на стр.72 учащимися.
Анализ задачи по вопросам учителя.
Выбор краткой записи задачи.
Учитель просит выбрать одну из кратких записей к данной задаче и решить её с помощью выражения:
4. Проверка выбора краткой записи и решения задачи:
(9+3)+9=21 (ж.)
Ответ: 21 журавлика вырезали всего Маша и Алёша.
VII. Этап контроля знаний и умений. Работа над заданием №6. Работа в группах
1. Классификация карточек с выражениями на вычитание на 3-и группы:
40-16 |
78-30 |
6+24 |
100-5 |
40-6 |
70-38 |
5+75 |
100-15 |
46-10 |
70-8 |
7+93 |
100-25 |
2. Решение примеров из таблицы классификации.
40-16 |
40-6 |
46-10 |
70-38 |
70-8 |
78-30 |
100-15 |
100-5 |
|
100-25 |
|
|
3. Объяснение способа классификации выражений и результатов вычитания одной из групп уч-ся.
40-16=24 |
40-6=34 |
46-10=36 |
70-38=32 |
70-8=62 |
78-30=48 |
100-15=85 |
100-5=95 |
|
100-25=75 |
|
|
VIII. Домашнее задание: решить примеры №3 на стр.72
IX. Итог урока
1. Рефлексия «Продолжи предложение»:
- На уроке мне понравилось … .
- Мне легко было выполнять задание …, так как … .
- Были задания … , в которых я затруднялся (-ась), так как … .
2. Заполнение таблички:
Учитель: отметьте, что помогло Вам выполнять задания сегодня на уроке?
Мне помогали мои «помощники»: |
|
1. |
Знание разрядного состава двузначных чисел. |
2. |
Знание таблицы сложения с переходом через разряд. |
3. |
Знание приёмов сложения двузначных и однозначных чисел. |
4. |
Знание приёмов вычитания двузначных и однозначных чисел. |
5. |
Знание приёмов вычитания круглых десятков и однозначных чисел. |
6. |
Знание приёмов вычитания круглых десятков и двузначных чисел. |