Цель: воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, уважение к традициям и символам своего народа. Создание условий для развития вокальных способностей детей посредством ознакомления с песней С.Смирновой «Белый, синий, красный».
Задачи:
- познакомить детей с понятием «Государственный флаг Российской Федерации»;
- развивать интерес к природе России;
- учить эмоционально передавать музыкально-художественные образы;
- расширять кругозор и творческие способности детей.
- учить детей внимательно слушать музыкальные произведения;
- упражнять детей в умении чисто интонировать мелодию;
- пополнение словарного запаса дошкольников;
- активное проявление положительных эмоций от сотрудничества.
Оборудование: фортепиано, проектор, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: презентация к песне.
Хотелось бы поделиться опытом с коллегами в области музыкального образования дошкольников. Презентация к песне является наглядным методом музыкального развития детей, в качестве сопровождения музыкального ряда изобразительными пособиями.
Психологами отмечено, что 80% информации воспринимается зрительно (как говорится в народной пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). И, конечно, сегодня большую помощь педагогам в получении информации оказывают презентации.
В психологии выделяются следующие типы восприятия информации:
- аудиальное восприятие – это перцепция, основанная на слухе;
- визуальное восприятие, которое базируется на зрении;
- кинетическое восприятие, в основе которого лежат ощущения и движение.
Соответственно, при разучивании песни дети:
- слушают мелодию, текст и, собственно, песню;
- видят презентацию иллюстраций к песне;
- пытаются интуитивно дирижировать, слушая музыку;
- используют жестовые и пальчиковые движения, как вариант для запоминания слов песни;
- самостоятельно исполняют песню.
В музыкальной деятельности я применяю в той или иной степени все принятые в общей дидактике разнообразные классификации методов:
- по источнику знаний (словесный, наглядный, практический и т.д.);
- по назначению (получение знаний, овладение умениями, формирование навыков);
- по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский);
по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его закреплению и т.д.); - по ведущему виду деятельности дошкольников (образно-ролевые игры, музыкально-дидактические игры, соревновательные игры, музыкально-творческие игры).
Текст песни «Белый, синий, красный» (сл. и муз.С.Смирновой)
1.
Белые березы, белые снега.
Белые на небе тают облака.
Белые туманы и цветущий сад.
Журавли над нами белые летят.
Припев:
Как красив белый цвет,
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
2.
Синие озера, цепи синих гор,
Расстелился в поле васильков ковер.
Солнышко сияет в синих небесах,
И у россиянок синие глаза.
Припев:
Как красив синий цвет,
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
3.
Красная рябина под окном растет,
В красном сарафане девочка идет.
А зимою белой, ну-ка посмотри,
Красные на ветках птицы- снегири.
Припев:
Как красив красный цвет,
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
Итак, как это было…
В дошкольном возрасте важно развивать песенный музыкальный вкус.
Репертуар должен нести в себе ценность (как для государства, общества, так и для внутреннего развития личности ребенка). Песня С.Смирновой «Белый, синий, красный» обладает мелодичностью, нежной гармонией, красивым и понятным словом, вызывает любовь к своей Родине. Эта песня о цветах российского флага, которые сочетаются с нашей российской природой и традициями.
Для знакомства с мелодикой песни я исполнила её «вокализ», распевая на «А-а-а», чтобы дети услышали красоту мелодии, гармоничный аккомпанемент, ласковый и нежный характер произведения. При повторном исполнении вокализа, предложила ребятам закрыть глаза и попытаться интуитивно дирижировать. После слушания музыки дети поделились своими впечатлениями, отмечая распевность и широту мелодии, как будто мы качаемся на качелях или мама поет колыбельную. Затем я объявила название песни и автора.
Прежде, чем приступить к знакомству с текстом данной песни и, чтобы заинтересовать детей, мы решили создать проблемную ситуацию для поиска ответов.
Перед разучиванием каждого куплета я задавала ребятам вопрос. Например, перед разучиванием первого куплета песни спросила: «Что в нашей стране, российской природе, временах года и окружающем нас мире имеет белый цвет»? Проведя исследовательскую работу, на следующем музыкальном занятии, ребята наперебой перечисляли «снег, цветы, облака, лебеди…», хотя кто-то вспомнил про белый потолок и белые клавиши. Наконец, мы подошли к самому интересному: включили проектор и на экране появились иллюстрации презентации к первому куплету песни. Дети сами перечисляли картинки из видеоряда, мне оставалось лишь повторять за ними слова в виде рифмованных строк. Для запоминания текста песни мы использовали игровой метод изображения картинок жестами рук и пальчиков: «Что мы видели, не скажем, что мы видели, покажем». Затем ребята познакомились с музыкальными фразами песни, используя игровой прием «Эхо». И только когда дети стали петь уверенно 1 куплет (хором и соло), мы перешли к исследованию 2 куплета и 3 куплета.
Видеоряд, бесспорно, придавал яркость детскому эмоциональному восприятию. Чувствовался большой интерес к процессу разучивания и исполнения песни.
Состоялся осенний концерт. Мы встретились с ребятами вновь, после праздничного выступления. И у меня появился к детям новый вопрос: «Это мы озвучивали видеоряд, как актеры озвучивают фильмы или мы, как певцы, были главными в исполнении песни, а иллюстрации лишь украшали и дополняли общую картину?» Мнения разделились...
Кстати, мне пришлось немного адаптировать текст песни для определенного ритма появления иллюстраций видеоряда.
Адаптированный текст песни «Белый, синий, красный» (сл. и муз.С.Смирновой)
1.
Белые березы, белые снега. (2 иллюстрации)
Белые на небе тают облака. (1 иллюстрация)
Белые туманы и цветущий сад. (2 иллюстрации)
Журавли над нами белые летят. (1 иллюстрация)
Припев:
Как красив белый цвет, (1 иллюстрация)
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
2.
Синие озера, цепи синих гор, (2 иллюстрации)
Расстелился в поле васильков ковер. (1 иллюстрация)
Малая синичка в синих небесах, (2 иллюстрации)
И у нашей мамы синие глаза. (1 иллюстрация)
Припев:
Как красив синий цвет, (1 иллюстрация)
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
3.
Красная рябина, красный мак растет, (2 иллюстрации)
В красном сарафане девочка идет. (1 иллюстрация)
А на Красной площади лучики зари, (2 иллюстрации)
Красные на ветках птицы-снегири. (1 иллюстрация)
Припев:
Как красив красный цвет, (1 иллюстрация)
Лучше цвета в мире нет,
Он для Родины моей
Всех милей!
Презентация к песне С.Смирновой «Белый, синий, красный», в качестве наглядного метода, помогла мне заинтересовать детей в процессе разучивания песни и дала мотивацию для сюрпризного исполнения произведения на концерте. Надеюсь, данная презентация пригодится коллегам, преподающим ИЗО, литературу, географию, краеведение, логопедию, патриотическое воспитание и т.д.