Проект по техническому конструированию "Экоробофабрика" – производство экологичной упаковки

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: конструктивно-технический, творческий.

Срок проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: (взрослые и дети) 5 человек.

Возраст детей: 6-7 лет

Ребенок — прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир. Учитывая возраст детей, ведущую игровую деятельность, активный интерес к техническому творчеству, воспитанникам было предложено познакомиться с изготовлением экологичной упаковки посредством совместного создания макета фабрики.

Цель педагогическая: познакомить дошкольников с циклом создания фабрики по изготовлению экологичной упаковки - от идеи до ее воплощения. Развитие и формирование познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания постройки (фабрика по изготовлению экологичной упаковки), используя различные виды конструктора.

Цель детская: узнать, как сделать фабрику по изготовлению такой упаковки, которая не загрязняет природу - экологически безопасной упаковки.

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие конструктивных способностей детей, расширению кругозора и развитию познавательной активности у дошкольников. Совместное конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, которая объединяет игру с исследовательской экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В ходе проекта дети познакомятся с технологией изготовления экологичной упаковки, придумают макет станков и установок, построят с помощью различного конструктора поэтапно цеха по изготовлению упаковки, обыграют постройку с помощью робота. Дети проявят технические и творческие способности при постройке макета фабрики по изготовлению экологичной упаковки.

Ожидаемые результаты:

  • будет реализовано задуманное, создана фабрика по изготовлению экологичной упаковки,
  • повысится мотивация детей к совместной деятельности,
  •  родители будут вовлечены в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, у них появиться заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми,
  • совместной технически – творческой деятельности детей будут пройдены все этапы изготовления упаковки, посредством постройки установок для макета завода будущего,
  • в ходе работы над проектом расширятся представления детей о технологии изготовления упаковки и профессиях взрослых: инженер, дизайнер, упаковщик, ученый, работающих на заводе.
  • дети проявят конструктивные, творческие способности, при постройке установок для фабрики по изготовлению экологичной упаковки.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

1. Беседы с детьми;

2. Наблюдение за детьми, во время:

  • непосредственно образовательной деятельности;
  • совместной деятельности;
  • самостоятельной деятельности;
  • технически-творческой деятельности;
  • беседы с родителями.

Проблема педагогическая: Дети мало владеют информацией, из чего можно сделать экологичную упаковку.

Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать, как самим сделать фабрику по изготовлению экологичной упаковки из кукурузного крахмала.

Задачи педагогические:

  • Расширять представления детей о профессиях инженера, дизайнера, упаковщика, ученого.
  • Познакомить дошкольников с технологией производства упаковки.
  • Создать условия для развития конструктивных творческих способностей через конструирование установок, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей.
  • Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, умение работать в коллективе, в паре, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Форма презентации:

  • представление продукта проекта – макета фабрики по изготовлению экологичной упаковки;
  • презентация хода работы над проектом.

Гипотеза:

Если дошкольники построят из конструктора фабрику по изготовлению экологичной упаковки, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, разовьются творческие способности и навыки. Так же решим глобальный вопрос по утилизации мусора в будущем, который оказывает негативное влияние на окружающую среду, так как накапливается и очень долго разлагается. Если мы не начнем спасать планету, то через несколько лет, как в мультфильме "Валл-И", нам придется эвакуироваться. А на земле будут жить роботы, пытаясь очистить планету от мусора. В ходе бесед мы решили создать фабрику по изготовлению экологичной упаковки, под руководством робота, из разного вида конструктора. Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. В ходе работы над проектом дети ознакомятся с новой для них информацией об этапах изготовления упаковки. Проявят конструктивные способности, у дошкольников расширится кругозор, активизируется словарь, поднимется самооценка. В дальнейшем, в более, старшем возрасте, дети смогут самостоятельно создавать различные технические макеты с помощью конструктора.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем об упаковке?

- Упаковки бывают: бумажные, целлофановые, полиэтиленовые, пластмассовые.

- Упаковка нужна, чтобы сохранить продукт, чтобы он не испортился.

Что мы хотим узнать?

- Как создать растворяемую упаковку?

- Из чего упаковку можно сделать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

- Можно узнать из книг, энциклопедии.

- Посмотреть по телевизору познавательные передачи.

- Попросить маму или папу посмотреть в Интернете.

Этапы реализации проекта

№ 

Форма работы (с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место проведения

I этап. Подготовительный

1

Рассматривание презентаций: «Какие бывают упаковки?», «Изготовление кукурузного крахмала», «Производство полиэтиленовой упаковки».
Просмотр мультфильма "Валл - И"

Формировать представления детей о производстве упаковки и вызвать интерес к ее созданию

1 день

Утренние часы

Группа

2

Экскурсия в продуктовый магазин.

Расширить представления детей о профессии продавец, упаковщик

1 день

1 половина дня

город

3

Совместный поиск родителями и детьми информации о заводе по производству упаковки.

Формировать у детей исследовательские навыки, умение с помощью взрослых осуществлять поиск информации в различных источниках

2 дня

Вечер

Семья

4

Выбор конструктора для постройки макета мини фабрики.

Развивать способности подбирать конструктивный материал для создания целевых построек (макета мини завода)

1 день

Вечер

Группа, семья

II этап. Аналитический

1

Беседа на тему «История создания упаковок», «Как самим создать экологичную упаковку», «Возможно ли, из конструктора построить мини фабрику по изготовлению экологичной упаковки?».

Создать мотивацию к деятельности через беседу о разных видах упаковки.
Вызвать интерес к постройке макета фабрики из различного вида конструктора

1 день

НОД

группа

2

Виртуальная экскурсия на фабрику по изготовлению упаковки.

Познакомить детей с работой фабрики

1 день

НОД

группа

1

Составление детьми рассказов на тему
«Для чего нужна упаковка»

Расширять кругозор детей, совершенствовать коммуникативную сторону речи через составление рассказов, об упаковках

1 неделя

-

Семья

2

Сюжетно-ролевые игры «Постройка завода», «Магазин», «Супермаркет МАГНИТ».

Создавать условия для творческого самовыражения, учить развивать сюжет игры, опираясь на свой социальный опыт

1 месяц

Утренние и вечерние часы

Группа

3

Дидактические игры:
«Запомни расположение»;
«Что изменилось?»;
«Выложи вторую половину»;
«Чья команда быстрее построит».

Продолжать знакомить детей с разными видами конструкторов в процессе игровой деятельности

1 неделя

Утренние и вечерние часы

группа

4

Чтение художественной литературы:
Стихи: Л.Поясникин «Профессия строитель», В.Серов «Все профессии важны», К.Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т.Шатских «Про конструктор», В.Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
Сказки: М.Ангелова «Сказка, про коробочку», Б.Енотова «Сказка о фиолетовом пакете».

Обогащать словарный запас детей. Рассуждают о прочитанном.
Продолжать совершенствовать художественно-исполнительские навыки детей при чтении стихов

1 неделя

-

Группа, Семья

5

Рисунки на тему «Сказочная упаковка для конфет»

Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности

1 неделя

НОД, утренние вечерние часы

Группа

III этап. Практический

6

Постройка установок для макета фабрики. Сбор информации об этапах изготовления упаковки, строительных материалов.

Рассказать и показать детям этапы производства упаковки. Привлечь дошкольников к постройке необходимых установок для создания макета мини фабрики. Способствовать развитию технических способностей детей

1 неделя

Утро, вечер

Группа

7

Создание макета мини фабрики с помощью родителей и педагога:

  • Оформление основы для макета
  • Расстановка построенных установок в соответствии с этапами изготовления упаковки.
  • Обыгрывание макета детьми

Привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности.
Способствовать развитию способностей детей действовать по намеченному плану для получения положительного результата

1 неделя

Утро, вечер

группа

V этап. Презентационный

1

Презентация: макета завода, созданного детьми, родителями и дошкольниками.

представлять продукт своей деятельности

1 день

I половина дня

Муз. зал

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию и по замыслу.
  2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
  3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

Описание реализации проекта:

Проблема, выбор темы.

На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что как-то после детского дня рождения Димы Л., образовалась много обверток от конфет. Дети решили помочь и собрали целое корзину фантиков. И тут Амир Н. сказал, как здорово было бы, если бы фантики были съедобные, то и мусора вообще не было. Дети начали фантазировать, из чего можно было бы сделать упаковку, было предложено очень много вариантов: из фруктов, цветов, снега, льда, круп, бумаги. Из-за отсутствия у детей социального опыта, они не смогли самостоятельно решить поставленную проблему. Взрослые решили помочь детям найти информацию по данной теме, папа Амира Н. воспользовался источниками Интернета и предложил детям создать экологичную упаковку из кукурузы.

Подготовительный:

Вначале работы над проектом вниманию детей были представлены электронные презентации по изготовлению различных упаковок, этапы изготовления. Была использована «модель трех вопросов»: Что мы знаем об упаковках? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?

И вместе с детьми мы решили построить фабрику по изготовлению экологичной упаковки, также собрать материал по данной теме, создать и оформить макет фабрики будущего.

Результат: Совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности – фабрика по изготовлению экологичной упаковки.

Аналитический:

У детей возникли вопросы: «А как это сделать? Из чего это состоит? Как это построить из деталей конструктора? Узнать, как называются профессии людей, которые работают на фабрике по производству упаковок? Затем вместе с детьми обсудили, где будем брать материал для нашей фабрики для изготовления экологичной упаковки. Вечером дети получили домашнее задание: рассмотреть фотографии, презентации по производству упаковок, вместе с родителями узнать историю возникновения различных упаковок, сходить в продуктовый магазин, понаблюдать за работой продавца.

Результат: Проведенные с детьми цикл бесед, знакомство с этапами производства упаковок, различными профессиями, а также поисково-исследовательская совместная работа с родителями и педагогами помогли сформировать представления о создании фабрики для изготовления экологичной упаковки.

Практический:

Для осуществления задуманного мы с детьми решили использовать разные наборы конструкторов:«LEGO», «Веселые шестеренки», «Техник», «ROBO@BLOCK» с помощью которых дети могли бы совершать целевые постройки по своему замыслу. После знакомства с деталями конструкторов с большим удовольствием дети и родители приступили к строительству установок, для закрепления представлений об этапах изготовления экологичной упаковки. И мы приступили к сборке!

Вначале из конструктора «ROBO@BLOCK» мы решили сделать Робота. Мы взяли программируемый блок, установили колеса, сконструировали роботу лицо, блок соединили с датчиками и запрограммировали с помощью карточек. Далее из конструктора «LEGO» мы собрали установку по перемалыванию кукурузы. Для этого мы взяли 2 круглых контейнера, в один установили двигатель для вращения мельницы, сверху закрепили второй, в которой кукуруза поступает по трубе. К пульту управления входящий в комплект конструктора, подключили электродвигатель. Электродвигатель поместили в емкость для перемалывания кукурузы. Получилось здорово, потому что очень похожа на реальную установку.

Затем мука поступает в установку для смешивания с водой. Мы использовали конструктор «Веселые шестеренки», дополнили его главным блоком (двигателем), который работает от батареек. Здесь использовали 3 контейнера, в один поступает - мука, в другой - вода, в третьем - все перемешивается, смесь попадает по шлангу на установку для разлива, сушки и скатывания упаковки. В действии станок запускается включением пульта управления конструктора.

С помощью конструктора «Техник», собрали станок для разлива, сушки и скатывания упаковки. Взяли 3 пластины, штифты, планки, уголки с отверстиями, 2 длиных и 2 средних вала, 4 конические передачи, 4 зубчатые колеса, 2 ручки, малые шкивы. На постройку цеха для разлива и сушки использовали длинные планки, уголки с отверстиями. Для создания печи взяли светильник со светодиодами. Зубчатые колеса использовали в качестве прижимных роликов. Готовая упаковка проходит сквозь валы, где разглаживается, скручивается в рулон и отправляется на производство, в нее можно упаковывать любые продукты.

Результатом достижения общего дела было оформление макета мини фабрики будущего, по производству экологичной упаковки, расстановка установок согласно этапам производства, обыгрывание макета. Одни дети совершали постройки установок, другие расставляли их поочередно, и в итоге все вместе обыграли макет фабрики.

Результат: На данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию постройки; действовать сообща для достижения общего результата. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творчески - технической работы.

Презентационный

1. Подготовка продукт деятельности к презентации.

2. Презентация проекта.

Презентация

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду. Методическое пособие. М., 2005.
  2. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
  3. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд. - полиграф.центр «Маска», 2013.
  4. Корягин А.: Образовательная робототехника LegoWeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. - ДМК Пресс, 2016.
  5. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели ФГОС. Издательство «Учитель», 2018.

Электронные ресурсы

  1. http://фгос-игра.рф/