Алюминий, его физические и химические свойства

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: Алюминий и его свойства


Предмет: химия.

Класс: 9.

УМК: О.С.Габриелян (базовый уровень).

Тема урока: «Алюминий».

Педагогическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Учебная цель:

  • рассмотреть особенности положения элемента алюминия в П.С.;
  • рассмотреть особенности строения атома, обратить внимание на число электронов на внешнем уровне, возможные степени окисления;
  • познакомиться с физическими свойствами простого вещества алюминия;
  • рассмотреть особенности химических свойств, простого вещества алюминия, как следствие особенности строения атомов алюминия.

Планируемые результаты

Предметные

  • Научатся писать уравнения реакций на основании знаний химических свойств алюминия.
  • Получат возможность: научиться систематизировать знания о химических свойствах металлов, на примере химических свойств, простого вещества алюминия.

Метапредметные

  • Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.
  • Познавательные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
  • Коммуникативные: умение устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения: словесно-наглядные, лабораторная работа, фронтальная беседа, работа с текстом учебника, работа в группах.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация (если нужно), лабораторное оборудование.

Структура урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку. Обучающиеся сидят по группам.

2. Основная часть

Мотивация учебной деятельности.

Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения Е.Ефимовского:

“Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)
Дым - лёгкий, а скала тверда
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем и где? 
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде
А мел не растворим.
…Открытий путь – не лёгкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.”

Продолжим движения вперёд и мы, знакомимся с металлами.

Актуализация знаний

Вспомним, что уже знаем.

1. Название общей темы, которую мы изучаем?

2. Где в П.С. располагаются металлы?

3. Число электронов на внешнем уровне у атомов металлов?

4. Радиус атомов металлов по отношению к радиусу атомов неметаллов?

5. Классы веществ, с которыми могут взаимодействовать металлы?

6. Какие вещества называются, амфотерными?

Повторили материал необходимый для изучения сегодняшней темы, название которой нужно выяснить.

На столах лежат различные предметы, изготовленные из алюминия. Учитель просит их назвать

(ложки, вилки, проволока и прочее). Что объединяет эти предметы? Они изготовлены из алюминия. Тема урока: «Алюминий».

Цель урока: расширить знания о металлах на примере алюминия.

План, который поможет осуществить поставленную цель.

План:

1.Алюминий - химический элемент
А) положение алюминия в П.С.
Б) схема строения атома и возможные степени окисления
В) роль в реакциях

2.Алюминий – простое вещество
А) физические свойства
Б) химические свойства

Повторили материал по теме, поставили цель, наметили план , можем изучать тему.

Запишите первый вопрос в тетрадь и с помощью П.С. дайте характеристику алюминию - химическому элементу по пунктам.

А) Al (алюминий) – 3 период, 3 группа, главная подгруппа, Ar ( 27)

Б) Al 2e 8e 3e степень окисления 0,+3 В) в реакциях - восстановитель + 13

По окончании отведенного времени проверяется выполнение задания. Обучающиеся зачитывают свои записи.

Алюминий можно отнести к химическим элементам – металлам на основании данной характеристики?

Учитель подводит итог работы над первым вопросом, акцентируя внимание на том, что у атома алюминия на внешнем уровне три электрона, это максимальное число электронов на внешнем уровне, которое может быть у большинства атомов металлов.

Запишите второй вопрос плана, пункт А) в тетрадь. Чтобы познакомиться с физическими свойствами простого вещества- алюминия, обратимся к учебнику, страница 108, абзац первый. Прочитайте и сделайте краткую запись.

А) серебристо-белый, легкий, tпл. 660°С, очень пластичный, высокая теплопроводность и электропроводность.

По окончании отведенного времени проверяется выполнение задания. Обучающиеся зачитывают свои записи.

Имеются в физических свойствах алюминия, какие то особые свойства, которых нет у металлов – простых веществ?

Алюминий обладает всеми физическими свойствами металлов.

Переходим к последнему пункту второго вопроса, запишите в тетрадь пункт Б).

В начале урока вспомнили общие химические свойства металлов – простых веществ. Какие химические свойства характерны для алюминия? Как можем это выяснить? Слово учителю, прочитать в учебнике и проверить практически. Обратимся к учебнику, страница 108–109. Рассмотрите уравнения реакций, приведенные в учебнике и сделайте вывод по химическим свойствам алюминия. Назовите классы веществ, с которыми алюминий взаимодействует? Простые вещества – неметаллы, кислоты, оксиды металлов, щелочи. Так же можно включить соли. Какое химическое свойство вас удивило? Число электронов на внешнем уровне атома алюминия повлияло на химические свойства. Алюминий обладает амфотерными свойствами: свойствами металлов и свойствами неметаллов. Это говорится в учебнике, проверим на практике. Лабораторная работа: «Отношение алюминия к кислотам и щелочам». На столах необходимое оборудование и реактивы, повторили технику безопасности. Обучающиеся проводят эксперимент. По окончании работы делается вывод о двойственных свойствах алюминия. Теперь можно записать уравнения реакций.

Б) химические свойства

- простые вещества

  • неметаллы (для начала большинства реакций необходимо нагревание) : 4Al + 3O2 = 2Al2O3

- сложные вещества

  • кислоты: 2Al + 6HCl = 2 AlCl3 + 3H2
  • щелочи: 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na(Al(OH)4) + 3H2
  • соли: Al + CrC3 = AlCl3 + Cr
  • оксиды металлов (алюминотермия): 8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

После записи, еще раз обращается внимание на особенности химических свойств алюминия.

В результате нашей работы можем сказать: строение и свойства веществ, взаимосвязаны.

3. Рефлексия

Возвращаемся к плану нашего урока, который помог нам познакомиться с алюминием: элементом и веществом.

  • Все вопроса рассмотрели?
  • Что узнали нового?
  • Можно сказать, что алюминий – особенный металл?

Домашнее задание: читать параграф 16, страница 107–109.