Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (аппликация).
Цели: развивать речь, уметь сравнивать, научить анализу, формировать стремление к познанию окружающего мира.
Задачи:
- расширить словарь, закрепить названия частей дома;
- закреплять умение выделять части предметов и называть их;
- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: определять количество, величину, форму;
- познакомить с новой геометрической фигурой «прямоугольник»;
- закреплять названия основных цветов, развивать цветовое восприятие;
- закреплять умение сравнивать предметы по высоте и обозначать словами «высокий», «низкий»;
- закреплять приемы аккуратного наклеивания, учить составлять изображение из нескольких частей разной формы, соблюдая определенную последовательность, правильно располагать его на листе;
- активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур из геометрических фигур создавать несложную композицию.
Демонстрационный материал: макет дома из картона, иллюстрации с изображением низкого и высокого домов.
Раздаточный материал: геометрические фигуры: треугольники, квадраты (большие, маленькие), прямоугольник (большие, маленькие) из цветной бумаги. Лист А4, клей, кисти для клея, салфетки, ключи разного цвета из цветного картона, наклеенные на прищепки и 4 замка вырезанные из картона (синий, красный, зеленый, желтый).
Оборудование: игрушка котенок, магнитная доска, проигрыватель, звукозапись песен о доме.
Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, |
(дети поднимают руки вверх) |
А также порадуемся улыбчивым лицам |
(Улыбаются друг другу) |
И всем, кто живет на этой планете, |
(разводят руками) |
«Доброе утро!» скажем мы вместе |
(берутся за руки) |
«Доброе утро!» — маме и папе |
|
«Доброе утро!» — останется с нами! |
|
Дети и воспитатель садятся в круг на ковре.
Воспитатель. Дорогие ребята и вот мы снова встретились с вами в детском саду. А откуда вы каждое утро приходите в детский сад?
Ответ детей. Из дома.
Воспитатель. Я тоже пришла к вам из дома. У всех людей должен быть дом. Сегодня мы с вами вспомним, какие бывают дома, из каких частей состоит дом и кому ещё нужен дом. Посмотрите, что я принесла вам для игры. (Воспитатель показывает макет дома из картона)
Ответ детей. Дом.
Воспитатель. Как вы думаете, кто в нем живет?
Ответ детей. Куклы, игрушки (ответы детей)
Воспитатель. Правильно потому что - это игрушечный домик. Человек не может жить в таком домике. А почему?
Ответ детей. Он маленький, игрушечный.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы знаете, как строится дом? И из каких частей он состоит. Давайте с вами поиграем в игру.
Пальчиковая игра под аудиозапись Железновых
Я хочу построить дом |
(Руки над головой «домиком») |
Чтоб окошко было в нем |
(Руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко») |
Чтоб у дома дверь была |
(Ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями) |
Рядом чтоб сосна росла |
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх) |
Чтоб вокруг забор стоял |
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены) |
Чтоб на травке жил жучек |
(Левая рука – травка, пальцы растопырены, смотрят вверх. Пальцы правой руки – жучок-паучок) |
Бегал быстрый па-у-чок |
(Перебирать пальцами правой руки (бегать) по пальцам левой(травке)) |
Солнце было, |
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) |
дождик шел |
(«Стряхивающие» движения) |
Чтоб тюльпан в саду расцвел |
(Предплечья прижаты. Пальцы – лепестки смотрят вверх) |
Чтоб флажок на доме был |
(Левая рука вертикально, пальцы выпрямлены, прижаты друг к другу. Ладонь правой руки раскрыты, пальцы сжаты, опирается боковой стороной на пальцы левой руки) |
А за домом ёжик жил |
(пальцы рук переплетаются, смотрят вверх (ежик)) |
Воспитатель: Вот мы и построили дом!
Дети подходят к макету домика.
Воспитатель. Давайте его внимательно рассмотрим. Дом состоит из частей. Что есть у нашего домика, из каких частей он состоит? (Дети называют и показывают)
Ответ детей . Это Крыша!
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа крыша?
Ответ детей: На треугольник.
Воспитатель показывает на следующую часть дома.
Ответ детей: Это окно!
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похоже окно?
Ответ детей: На квадрат.
Воспитатель показывает на следующую часть дома.
Ответ детей: Это стены!
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи стены?
Ответ детей: На квадрат.
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, я хочу вас познакомить с новой геометрической фигурой «прямоугольник».
На что похожа геометрическая фигура «прямоугольник».
Ответ детей: На дверь, на трубу.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель. Вы всё правильно назвали. Такие части есть у каждого дома. А ещё что нужно каждому дому, чтобы открыть дверь?
Ответ детей. Ключи.
Воспитатель. Правильно ключи нужны, чтобы закрывать и открывать двери в доме.
Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери ключик к замочку»
Игра «Подбери ключик к замочку»
Ребята, посмотрите вот замочки, помогите мне подобрать к каждому замочку свой ключик.
Дети подбирают по цвету, ключ и замок. (На столе лежат замки, вырезанные из картона и прищепки, на которых изображен символ «ключик», дети закрепляют прищепку «ключик» к соответствующему по цвету замку)
Воспитатель. А какие по размеру дома строят для людей?
Ответ детей. Большие, высокие.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель. У нас на картинках изображены дома для людей. Давайте на них посмотрим и сравним. (Дети рассматривают изображения домов на картинках: слева – низкий дом, справа – высокий) Посмотрите на домик, который висит слева. Что можно сказать о его высоте? (Воспитатель проводит рукой снизу вверх, показывая высоту дома)
Ответ детей. Низкий.
Воспитатель. Посмотрите на домик, который висит справа. Что можно сказать о его высоте? (Воспитатель проводит рукой снизу вверх, показывая высоту дома)
Ответ детей. Высокий.
Воспитатель. Всё правильно. Вы правильно определили низкий и высокий. В низком доме, сколько этажей? (один). А в высоком доме? (много этажей).
Воспитатель. Молодцы. А сейчас мы с вами будем строителями и поиграем в игру «Строим дом».
Физкультминутка «Строим дом»
по стихотворению Н.В.Нищевой.
(Дети и воспитатель выполняют движения по ходу стихотворения):
Раз, два, три, четыре, пять! |
(Хлопают в ладоши) |
Будем строить и играть. |
(Приседают) |
Дом большой, высокий строим, |
(Постепенно поднимаясь, тянут руки вверх) |
Окна ставим, крышу кроем. |
(Встают на носки) |
Вот какой красивый дом – |
(Прыгают на месте) |
Будет жить в нем старый гном. |
(Приседают) |
Дети садятся на стульчики
Воспитатель. Дома очень важны для людей. В домах нас ждут родные мама и папа, дедушка и бабушка, а также любимые животные и любимые игрушки. Дома уютно и тепло. Что можно делать дома?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Дома можно отдыхать, помогать мамам и папам, играть с игрушками, рисовать, лепить и т.д. Ребята, но ведь дом еще укрывает нас от дождя, снега и ветра, спасает от холода и дом нужен не только людям, но еще и животным, и птицам, и насекомым! Он так же спасет их от холода, ветра и дождя, защитит их от опасности и врагов.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришел гость. (Воспитатель обращает внимание детей на сидящего в стороне грустного котенка) Кто это?
Ответ детей: Котенок.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем.
Дети здороваются и гладят шерстку котенка.
Воспитатель: У каждого из нас есть имя. Давайте узнаем, как зовут нашего котенка.
Дети спрашивают.
Воспитатель: Котенок говорит, что его зовут Мурзик.
Воспитатель: Ребята, а почему наш Мурзик такой грустный?
Что случилось? Он потерялся и не знает, где теперь он будет жить. Как же нам ему помочь? Ребята, давайте, мы построим для нашего котенка домик. Садитесь все за столы. На столах у вас лежат детали домика (геометрические фигуры)
Воспитатель: Как называются геометрические фигуры?
Воспитатель показывает по очереди каждую фигуру по очереди, дети называют фигуры.
Воспитатель: А какого они цвета?
Ответ детей
Воспитатель: А как вы думаете, что можно сложить из этих геометрических фигур?
Ответ детей: Дом.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А теперь поможем построить для нашего Мурзика дом?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Ребята, мы сначала выложим на листе бумаги из наших геометрических фигур дом и посмотрим, что у нас получится.
Дети выкладывают.
Воспитатель: Замечательно, а теперь давайте наклеим наши фигуры на бумагу.
Воспитатель демонстрирует прием наклеивания на бумагу, дети смотрят и начинают наклеивать.
Во время занятия аппликацией воспитатель обращает внимание детей на правильную осанку.
Воспитатель по завершению работы хвалит детей за их красивые и аккуратные домики.
Воспитатель. Ребята, наш котенок очень рад, что у него появился такой прекрасный дом. И хочет узнать, кому же еще нужны дома. Давайте расскажем ему обо всем, что сегодня вспомнили.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
Воспитатель. О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей. О доме.
Воспитатель. (Обращаясь к ребёнку) Что ты делал?
Ответ детей. Строил дом.
Воспитатель. Что мы сегодня вспомнили о домах? Какие они бывают?
Ответ детей. Низкие, высокие, большие, маленькие.
Воспитатель: Из каких частей состоит дом?
Ответ детей: Крыша, стены, окно, дверь, труба.
Воспитатель. Кому на свете нужен дом?
Ответ детей. Людям, животным, птицам, насекомым.
Воспитатель. Ребята, котенку очень понравилось у нас и за то, что вы ему помогли обрести дом, он хочет вас всех угостить.
Воспитатель с котенком в руках выносит поднос с угощением. Котенок прощается с детьми.