Тема: Читательская грамотность как основа успешности учащегося.
Цель: познакомить с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
- показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом
Ожидаемые результаты:
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые слушатели! Я рада сегодня видеть вас на мастер – классе, тема которого Читательская грамотность как основа успешности обучающегося.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Все больше мы сегодня слышим о функциональной грамотности. Что же это такое?
Что же такое функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, невозможно формирование читательской информационной культуры.
Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста. (Россия 43 место) Слайд 5
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 6 слайд
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
- умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, сделать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
6 слайд
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
- Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
- Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
- Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
7 слайд
Работа в позиции «читатель»:
- Непосредственно-эмоциональное вслушивание. Этот вид работы с текстом, прежде всего, направлен на развитие мотивационной сферы ЧИТАТЕЛЯ-критика.
- Вычитывание (интерпретация, толкование) текста в основном способствует формированию позиции читателя-КРИТИКА.
8 слайд
Работа в позиции «автор», которая «вырастает» из позиции «читатель-КРИТИК» и приобретает самостоятельное значение при создании читательского (критического) отзыва. При этом выделяются и два других самостоятельных вида авторской работы: художественная (АВТОР-художник) и публицистическая (АВТОР-публицист).
9 слайд
Работа в позиции «теоретик». Главная задача теоретика – открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в позициях «ЧИТАТЕЛЬ» и «АВТОР». Иными словами, теоретические знания необходимы как условие развития разных видов литературной деятельности, совершенствование которой невозможно без определенного минимума литературоведческих знаний.
И сегодня на на нашем мастер классе я хочу вам предложить задания, которые по моему мнению, помогут в развитии читательской грамотности., направят обучающихся, научат работать с текстом, извлекать из него необходимую информацию.
План работы:
- Знакомство с заданиями.
- Работа в парах по выполнению заданий.
- Представление своих наработок.
- Обобщение.
- Рефлексия.
Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)